Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель данной работы – разработать мероприятия по совершенствованию сбора и утилизации бытовых отходов на уровне муниципального образования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую, нормативно-правовую бузу организации сбора и утилизации бытовых отходов;
- проанализировать действия властей всех уровней для решения данной проблемы;
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты организации утилизации и переработки бытовых отходов ……………………………….
5
1.1.
Основные понятия утилизацией и переработки бытовых отходов………………………………………………………….
5
1.2.
Законодательная база в сфере утилизации и переработки бытовых отходов ……………………………………………..
9
1.3.
Организация утилизацией и переработки бытовых отходов…………………………………………………………
17
1.4.
Экономические моменты в процессе утилизации бытовых отходов…………………………………………….....................
20
Глава 2.
Проблемы организации утилизации и переработки бытовых отходов……………………………………………...
24
2.1.
Проблема утилизации и переработки бытовых отходов и причины их возникновения………………………………….
24
Глава 3.
Предложение по совершенствованию организации утилизацией и переработки бытовых отходов……………..
33
3.1.
Мероприятия по совершенствованию организации утилизацией и переработки бытовых отходов…………….
33
Заключение
41
Список использованной литературы
Зарубежный опыт однозначно свидетельствует: повторная переработка приносит большую прибыль (при переработке таких типов мусора как, например, упаковочные материалы, стекло, бумага, алюминиевые и стальные банки, некоторые виды пластика).
1.2. Законодательная база в сфере утилизации и переработки бытовых отходов
Государство, для решения проблем с отходами и для установления контроля в этой сфере, не выделяет из федерального бюджета практически ничего. Законодательные инициативы не проходят или блокируются, попытки решать эти проблемы на региональном уровне останавливаются, поскольку отсутствует поддержка государства в виде работающего закона и технических регламентов, принятых на федеральном уровне.
Следует учесть, что за последние
годы серьезные изменения произошли
в международном
1. переработка отходов должна преобладать над их размещением;
2. реализация принципа
ответственности
3. стимулирование процессов
по применению лучших
4. использование новейших
научно-технических достижений
Нормативное обеспечение
Система регулирования в области обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации выглядит на сегодняшний день следующим образом:
Экологические требования в области обращения с отходами сформулированы в следующих кодексах Российской Федерации:
Земельный Кодекс Российской Федерации в статье 13 устанавливает обязанность землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.
Кодекс "Об административных правонарушениях" №195-ФЗ от 19.07.2007 определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31).
Уголовный Кодекс Российской Федерации в статье 247 предусматривает ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.
Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в Водном кодексе Российской Федерации, Лесном кодексе Российской Федерации.
Отношения в области обращения
с отходами производства и потребления
на федеральном уровне регулируются
в настоящее время рядом
Федеральный закон №89-ФЗ
от 7.05.2009 "Об отходах производства
и потребления" определяет цели и
основные принципы государственной
политики в области обращения
с отходами, устанавливает нормирование,
государственный учет и отчетность
в области обращения с
Федеральный закон №128-ФЗ от 08.08. 2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно его статье 17 лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, переработка
и реализация лома черных
Федеральный закон № 7-ФЗ
10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды"
в статье 7 определяет полномочия органов
местного самоуправления. Так к вопросам
местного значения городских, сельских
поселений относится
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- организация утилизации
и переработки бытовых и
К вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза,
утилизации и переработки
Этот закон также обязывает соблюдать требования к обезвреживанию и безопасному размещению отходов, а ст.24 обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов.
Федеральный Закон №96-ФЗ от 24. 07. 2006 "Об охране атмосферного воздуха", устанавливает требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Напрямую касается объектов, связанных с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов, как то: мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов.
Федеральный закон №52-ФЗ
от 22.08.2004 "О санитарно-
Федеральный закон № 174-ФЗ от 3.11.2006 "Об экологической экспертизе включает в перечень объектов государственной экологической экспертизы следующие объекты:
- генеральные планы городов,
других поселений и их систем
(которые включают в свою
- технико-экономические
обоснования и проекты
- материалы, обосновывающие
получение лицензий на
Таким образом, практически любая деятельность, связанная с твердыми бытовыми отходами подлежит экологическому обоснованию, особенно то, что касается вывоза, переработки и размещения.
Федеральный закон №131-ФЗ
от 6.10.2003 "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" определяет, что к компетенции
органов местного самоуправления относится
организация сбора, вывоза, утилизации
и переработки бытовых и
Федеральный закон № 210-ФЗ
от 29.12.2006 "Об основах регулирования
тарифов организаций
На уровне Правительства Российской Федерации отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются следующими актами:
Согласно Постановлению
Правительства № 818 от 7.11.2008 "О
порядке ведения
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 401 от 30.07.2004, полномочия МПР России в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы переходят Ростехнадзору. Он ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.
В отношении юридических
лиц и предпринимателей, в процессе
деятельности которых образуются отходы,
действует Постановление
Лимиты на размещение отходов
устанавливают предельно
Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных объектах с разрешения природоохранных органов и с установлением лимитов.
Постановление Правительства
РФ № 632от 28.08.1992 "Об утверждении Порядка
определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей
природной среды, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия"
устанавливается порядок
Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.2003 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов.
Постановление Правительства
№ 609от 12.10.2005 "О мерах по ликвидации
системы перекрестного
Постановление Правительства № 524 от 26.08.2006 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" определяет порядок лицензирования указанной деятельности.
Постановление Правительства № 155от 7.03.2008 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" определяют порядок предоставления указанных услуг, ответственность и основы ценообразования.
Постановление Правительства
N 632 от 28.08.2002 "Об утверждении порядка
определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей
природной среды, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия"
предписывает взимание платы за выброс
в атмосферу загрязняющих веществ
от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные