Организация утилизации отходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разработать мероприятия по совершенствованию сбора и утилизации бытовых отходов на уровне муниципального образования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую, нормативно-правовую бузу организации сбора и утилизации бытовых отходов;
- проанализировать действия властей всех уровней для решения данной проблемы;

Содержание

Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты организации утилизации и переработки бытовых отходов ……………………………….

5
1.1.
Основные понятия утилизацией и переработки бытовых отходов………………………………………………………….

5
1.2.
Законодательная база в сфере утилизации и переработки бытовых отходов ……………………………………………..

9
1.3.
Организация утилизацией и переработки бытовых отходов…………………………………………………………

17
1.4.
Экономические моменты в процессе утилизации бытовых отходов…………………………………………….....................

20
Глава 2.
Проблемы организации утилизации и переработки бытовых отходов……………………………………………...

24
2.1.
Проблема утилизации и переработки бытовых отходов и причины их возникновения………………………………….

24
Глава 3.
Предложение по совершенствованию организации утилизацией и переработки бытовых отходов……………..

33
3.1.
Мероприятия по совершенствованию организации утилизацией и переработки бытовых отходов…………….

33
Заключение
41
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Разработка мероприятий по совершенствованию организации утилизации и переработки быто.docx

— 80.12 Кб (Скачать)

Зарубежный опыт однозначно свидетельствует: повторная переработка  приносит большую прибыль (при переработке  таких типов мусора как, например, упаковочные материалы, стекло, бумага, алюминиевые и стальные банки, некоторые  виды пластика).

 

1.2. Законодательная база в сфере утилизации и переработки бытовых отходов

 

Государство, для решения  проблем с отходами и для установления контроля в этой сфере, не выделяет из федерального бюджета практически  ничего. Законодательные инициативы не проходят или блокируются, попытки  решать эти проблемы на региональном уровне останавливаются, поскольку отсутствует поддержка государства в виде работающего закона и технических регламентов, принятых на федеральном уровне.

Следует учесть, что за последние  годы серьезные изменения произошли  в международном законодательстве в области обращения с отходами. Однако в российском законодательстве эти изменения не нашли своего отражения. Крайне важно чтобы российское законодательство было гармонизировано  с международным экологическим законодателсьтвтом. А именно:

1. переработка отходов  должна преобладать над их  размещением;

2. реализация принципа  ответственности производителей  за утилизацию их продукции  или упаковки;

3. стимулирование процессов  по применению лучших технологий  в области обращения с отходами;

4. использование новейших  научно-технических достижений для  реализации малоотходных и безотходных  технологий.

Нормативное обеспечение

Система регулирования в  области обращения с отходами производства и потребления в  Российской Федерации выглядит на сегодняшний  день следующим образом:

Экологические требования в  области обращения с отходами сформулированы в следующих кодексах Российской Федерации:

Земельный Кодекс Российской Федерации в статье 13 устанавливает  обязанность землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Кодекс "Об административных правонарушениях" №195-ФЗ от 19.07.2007 определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов  и (или) жилых помещений. Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка  размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Устанавливается ответственность  за несоблюдение экологических и  санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение  лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31).

Уголовный Кодекс Российской Федерации в статье 247 предусматривает  ответственность за производство запрещенных  видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование  или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ  и отходов с нарушением установленных  правил.

Экологические требования в  области обращения с отходами регламентируются также в Водном кодексе Российской Федерации, Лесном кодексе Российской Федерации.

Отношения в области обращения  с отходами производства и потребления  на федеральном уровне регулируются в настоящее время рядом федеральных  законов, основными из которых являются федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

Федеральный закон №89-ФЗ от 7.05.2009 "Об отходах производства и потребления" определяет цели и  основные принципы государственной  политики в области обращения  с отходами, устанавливает нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Статья 9 Закона обязывает лицензировать  деятельность по обращению с опасными отходами.. Согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. В этой же статье упоминается Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, который является ключевым документом при организации раздельного сбора отходов [41. С. 56].

Федеральный закон №128-ФЗ от 08.08. 2001г. "О лицензировании отдельных  видов деятельности", согласно его  статье 17 лицензированию подлежат следующие  виды деятельности:

- деятельность по сбору,  использованию, обезвреживанию, транспортировке,  размещению опасных отходов;

- заготовка, переработка  и реализация лома цветных  металлов;

- заготовка, переработка  и реализация лома черных металлов.

Федеральный закон № 7-ФЗ 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" в статье 7 определяет полномочия органов  местного самоуправления. Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация  сбора и вывоза бытовых отходов  и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

- организация мероприятий  межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

- организация утилизации  и переработки бытовых и промышленных  отходов.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация мероприятий  по охране окружающей среды  в границах городского округа;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов.

Этот закон также обязывает  соблюдать требования к обезвреживанию и безопасному размещению отходов, а ст.24 обязывает нормировать  образование и лимитировать размещение отходов.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 24. 07. 2006 "Об охране атмосферного воздуха", устанавливает требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Напрямую касается объектов, связанных с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов, как то: мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов.

Федеральный закон №52-ФЗ от 22.08.2004 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предполагает государственную регистрацию потенциально опасных для человека отходов  производства и потребления, а также  в статье 22 устанавливает санитарные требования к порядку, условиям и  способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению  отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться  местными органами самоуправления и  иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам; а также определяет необходимость лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Федеральный закон № 174-ФЗ от 3.11.2006 "Об экологической экспертизе включает в перечень объектов государственной  экологической экспертизы следующие  объекты:

- генеральные планы городов,  других поселений и их систем (которые включают в свою очередь  генеральные схемы очистки территорий  населенных пунктов);

- технико-экономические  обоснования и проекты строительства,  реконструкции, расширения, технического  перевооружения, консервации и ликвидации  организаций и иных объектов  хозяйственной деятельности;

- материалы, обосновывающие  получение лицензий на осуществление  деятельности, способной оказать  воздействие на окружающую природную  среду.

Таким образом, практически  любая деятельность, связанная с  твердыми бытовыми отходами подлежит экологическому обоснованию, особенно то, что касается вывоза, переработки  и размещения.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6.10.2003 "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что к компетенции  органов местного самоуправления относится  организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Федеральный закон № 210-ФЗ от 29.12.2006 "Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального  комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций  коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых  отходов [37. С. 52].

На уровне Правительства  Российской Федерации отношения  в области обращения с отходами производства и потребления регулируются следующими актами:

Согласно Постановлению  Правительства № 818 от 7.11.2008 "О  порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации  опасных отходов", организация  и ведение государственного кадастра отходов, включающий федеральный классификационный  каталог отходов, государственный  реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях  использования и обезвреживания отходов различных видов, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Постановлением Правительства  Российской Федерации № 401 от 30.07.2004, полномочия МПР России в области  осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной  экологической экспертизы переходят  Ростехнадзору. Он ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.

В отношении юридических  лиц и предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, действует Постановление Правительства  РФ № 632 от 28.08.1992 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение" регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в  том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов  производства и потребления. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должна проводиться на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ.

Лимиты на размещение отходов  устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного  вида, которые разрешается размещать  определенным способом на установленный  срок в объектах размещения отходов  с учетом экологической обстановки данной территории [25. С. 90].

Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных  объектах с разрешения природоохранных  органов и с установлением  лимитов.

Постановление Правительства  РФ № 632от 28.08.1992 "Об утверждении Порядка  определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" устанавливается порядок определение  платы за размещения отходов производства и потребления на специализированных полигонах и санкционированных  свалках природопользователями.

Постановление Правительства  РФ №344 от 12.06.2003 "О нормативах платы  за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов.

Постановление Правительства  № 609от 12.10.2005 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также  уничтожению, утилизации и захоронению  твердых бытовых отходов" отменяет практику установления различных по величине тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых  бытовых отходов в зависимости  от групп потребителей.

Постановление Правительства  № 524 от 26.08.2006 "Об утверждении положения  о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" определяет порядок лицензирования указанной  деятельности.

Постановление Правительства  № 155от 7.03.2008 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых  и жидких бытовых отходов" определяют порядок предоставления указанных  услуг, ответственность и основы ценообразования.

Постановление Правительства N 632 от 28.08.2002 "Об утверждении порядка  определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предписывает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ  от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в  поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов в установленных  нормативных пределах и при превышении лимитов.

Информация о работе Организация утилизации отходов