Организация технологии работы магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.
Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Содержание

Введение
1. Роль магазина в совершенствовании торгового 5
обслуживания
2. Общая организационно-экономическая
характеристика универсама 23
2.1. Понятие розничного товарооборота 15
2.2. Анализ товарооборота 15
3. Организация торгово-технологического процесса в
универсаме: 21
3.1. Ознакомление с организацией ТТП 21
3.2. Планирование торгового зала и торгового оборудования 23
3.3. Размещение товаров и организация
контрольно-кассовых операций 30
4. Экономическая эффективность работы магазина 35
Выводы и предложения 42
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

viktorova.docx

— 63.09 Кб (Скачать)

Количественная характеристика товарооборота – объем реализации в денежном исчислении, качественная – структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота  – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. 

Состав розничного товарооборота классифицируют по видам  продаж: 

• выручка от продаж продовольственных и непродовольственных  товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле; 

• товарооборот предприятий  общественного питания, состоящий  из оборота по продаже продукции  собственного производства и покупных товаров, включая наценку; 

• выручка от реализации медикаментов в аптеках; 

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе  и по подписке, и др. 

Необходимо четко  разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота складывается из различных  видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в  банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). 

 

Структура товарооборота 

Товарная структура  розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные  товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров. 

Структура продовольственных  товаров состоит из следующих  ассортиментных групп: 

мясо и мясопродукты; 

рыба и рыбопродукты; 

жиры; 

молоко и молочные продукты; 

яйца; 

сахар; 

кондитерские изделия; 

чай; 

соль; 

хлеб и хлебобулочные  изделия; 

мука, крупа и макаронные изделия; 

картофель; 

овощи; 

плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни; 

другие продовольственные  товары; 

сопутствующие товары. 

 

Система показателей  товарооборота 

К показателям, характеризующим  товарооборот торгового предприятия, относятся: 

-    объем  товарооборота в стоимостном  выражении в текущих ценах; 

-    объем  товарооборота в стоимостном  выражении в сопоставимых ценах; 

-    ассортиментная  структура товарооборота по отдельным  группам товаров (руб., проценты); 

-    однодневный  объем товарооборота (руб.); 

-    объем  товарооборота в расчете на  одного работника, в том числе  работника торговой группы; 

-    объем  товарооборота на 1 м2 общей площади,  в том числе торговой площади; 

-    время  обращения товаров, дни оборота; 

-    скорость  товарооборота, число оборотов. 

2.2. Анализ товарооборота  

Задачи анализа  товарооборота: 

-    изучение  динамики показателя; 

-    анализ  и оценка ассортиментной структуры; 

-    определение  и оценка факторов, влияющих на  объем и структуру товарооборота; 

-    анализ  товарооборачиваемости. 

  

Методы анализа: 

-    построение  динамических рядов; 

-    использование  относительных и средних величин; 

-    сравнение; 

-    индексный  метод; 

-    построение  трендовых и регрессионных моделей  динамики; 

-    цепная  подстановка; 

-    балансовая  увязка показателей; 

-    построение  графиков и др. 

Анализ товарооборота  начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или  в натуральных показателях) за исследуемый  период. Полученные данные (отчетные) сравни­вают  с плановыми показателями и с  показателями (базисными) соответствующих  предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют  оценить степень соответствия фактических  результатов деятельности предприятия  намеченной стратегии развития. 

В процессе анализа  динамики товарооборота используют систему индексов: 

индекс физического  объема товарооборота (Iф); 

индекс товарооборота  в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт); 

индекс цен (Iц). 

  

Индекс физического  объема товарооборота характеризует  влияние изменения количества и  структуры реализованных товаров  на динамику показателя. 

Индекс рассчитывают по формуле: 
 
 

где    р0 –  цена i-го товара в базисном периоде; 

          р1, – цена i-го товара в отчетном  периоде; 

q0 – количество i-го  товара, реализованного в отчетном  периоде; 

q1 – количество i-го  товара, реализованного в базисном  периоде; 

i – вид товара; 

п – число видов  товаров. 

  

Индекс товарооборота  в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров  за анализируемый период. На состояние  показа­теля влияют два фактора  – количество реализованных товаров  и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле: 
 
 

Использование индекса  цен в анализе товарооборота  в условиях заметного влияния  инфляционных процессов на экономическую  жизнь страны, обусловивших высокие  темпы обес­ценения денег и роста  цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение  совокупной стоимости определенного  количества товаров в течение  рассматри­ваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле: 
 
 

Между рассмотренными индексами существует математическая зависимость: 
 
 

Таблица 1. 

Исходная информация для расчетовПоказатели 

  

Базисный 

период 

  

Отчетный 

период

Объем реализации товаров  первой группы 200 300

Объем реализации товара второй группы 100 50

Продажная цена товара "А", млн. руб. 5 6

Продажная цена товара "Б", млн. руб. 8 12 
 

Рассчитаем: 

индекс физического  объема товарооборота Iф = (5 х 300 + + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055; 

индекс товарооборота  в фактически действовавших (текущих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800)= 1,333; 

индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = =(2400: 1900) = 1,263. 

Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемыми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263. 

Способом цепной подстановки можно определить степень  влияния на объем товарооборота  отдельных факторов: количества реализованных  товаров и изменения цен на них. 

В приведенном примере  прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 – 1800). 

За счет изменения  реализации товаров товарооборот увеличился на 100 млн. руб. (рi0 – рi1): 

в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 – 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение – 400 млн. руб. (8 х 50 – 8 х 100). 

За счет изменения  цен товарооборот возрос на 500 млн. руб. 

(p i1 qi1 – p i0qi1) 

в том числе по товару "А" – на 300 млн. руб. (6 х 300 – 5 х 300), по товару "Б" – на 200 млн. руб. (12 х 50 – 8 х 50). 

Для наглядности  сведем полученные данные в таблицу 2: 

  
 

  

  

Таблица 2.

Влияние отдельных  факторов на изменение объема товарооборотаФакторы 

Товар "А" 

Товар "Б" Итого 

Изменение объема реализации  

Изменение продажных  цен  

Итого 

+500  

+300  

+800 

-400  

+200  

-200 +100 +500 +600 
 

Проведение анализа  производственно-торговой деятельности универсама затруднено в связи с  недостатками в планировании, учете  и отчетности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливают в  целом по предприятию без их подразделения  по товарным группам. Не составляют планы  по поступлению и прочему выбытию  сырья и покупных товаров. Многие предприятия вообще не составляют планы  хозяйственной и другой деятельности. В отчетности отсутствует информация о поступлении отдельных видов  сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах  в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоемкие расчеты, выборки и не всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведении анализа хозяйственной деятельности. 

Если в течение  изучаемого периода изменились розничные  цены и наценки, а отсюда и продажные  цены, то анализ товарооборота и  выпуска собственной продукции  должен проводиться как в действующей, так и в сопоставимой оценке. Для  определения товарооборота (выпуска  собственной продукции) в сопоставимых ценах необходимо фактический его  объем с момента действия новых  продажных цен разделить на средний  индекс цен. Розничный товарооборот является составной частью товарооборота  города (района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды  населения. В связи с этим выполнение плана и динамику их товарооборота  следует изучать в увязке с  анализом развития розничного товарооборота  города и покупательской способности  населения. Анализ товарооборота проводят по общему его объему и составу. 

Магазин «Перекресток»  имеет следующие показатели. 

План по общему объему товарооборота перевыполнен на 5,2%, или на 445 млн. руб., в том числе  по розничному товарообороту – на 5,1%, или на 407 млн. руб. Высокими темпами  растет товарооборот в действующих  ценах и в динамике. На развитие товарооборота большое влияние  оказало повышение продажных  цен. Средний индекс продажных цен  на товары в отчетном году к прошлому составил 1,27 раза. Математически и  экономически правильнее пересчитывать  в сопоставимые цены фактический  товарооборот отчетного года в цены прошлого года, что позволяет точнее измерить влияние ценового фактора  на его объем и изучить темпы  изменения физического объема товарооборота. Иначе говоря, стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятий  должны изучаться в ценах базисного  года (периода). Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах  равен 7,088 млн. руб. (9,002 : 1,27). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот универсама увеличился на 1,914 млн. руб. (9,002 – 7,088), что составляет 27,4% к товарообороту  прошлого года (1,914 : 6,978*100). Темпы роста  товарооборота в сопоставимых ценах  к прошлому году составил 1,6%; в сумме  его объем возрос на 0, 11 млн. руб. 

Аналогично пересчитывают  товарооборот в сопоставимые цены по отдельным его видам реализации. 

Анализ динамики товарооборота должен проводиться  не только в сравнении с данными  прошлого года, но и за ряд лет (в  действующих и сопоставимых ценах). Экономисты РФ, стран ближнего и  дальнего зарубежья рекомендуют  изучать динамику товарооборота  и других показателей хозяйственной  деятельности предприятий не менее, чем за три года. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары по ассоциации универсама составил: прошлый год к предыдущему– 1,33 раза, отчетный год к предыдущему – 1,69 раза (1,33 • 1,27). Рассчитаем фактический объем товарооборота в сопоставимых ценах: 

Информация о работе Организация технологии работы магазина