Организация технологии работы магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.
Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Содержание

Введение
1. Роль магазина в совершенствовании торгового 5
обслуживания
2. Общая организационно-экономическая
характеристика универсама 23
2.1. Понятие розничного товарооборота 15
2.2. Анализ товарооборота 15
3. Организация торгово-технологического процесса в
универсаме: 21
3.1. Ознакомление с организацией ТТП 21
3.2. Планирование торгового зала и торгового оборудования 23
3.3. Размещение товаров и организация
контрольно-кассовых операций 30
4. Экономическая эффективность работы магазина 35
Выводы и предложения 42
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

viktorova.docx

— 63.09 Кб (Скачать)

Выставленные в  торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками; в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную  помощь. 

Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой  их покупателям на дом со складов  магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей. Это позволяет  сократить потребность розничных  торговых предприятий в складских  помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей  от хлопот, связанных с доставкой  приобретенных товаров. 

При продаже товаров  с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и  отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой  более удобна по сравнению с традиционными  методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными  образцами товаров, не отвлекая при  этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров  и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет  ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность  магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод  применяется при продаже тех  то­варов, реализация которых в магазинах  самообслуживания осуществляется через  прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных  и некоторых продовольственных  товаров). 

При продаже товаров  по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в  кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают  стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять  их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами. 

Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить  время на приобретение товаров. По предварительным  заказам продают преимущественно  продовольственные товары, а также  непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты  в магазине, автомагазине, по месту  работы или на дому покупателей. Они  могут быть поданы в устной или  письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в  кассе магазина или посредством  почтового перевода (при продаже  топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости  товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные  товары должны быть выполнены в течение 4-8 час. По непродовольственным товарам  срок выполнения заказа устанавливается  в зависимости от вида товаров  и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров  для жителей небольших населен­ных  пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения. 

Независимо от применяемого метода продажи товаров работники  магазинов должны строго соблюдать  правила торговли, содержащиеся в  основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непродовольственными товарами и  в других документах (санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользования мерами и измерительными приборами и т. д.) 

Помимо рассмотренных  выше методов розничной продажи  товаров в зарубежной практике получили и другие, достаточно эффективные  методы продажи товаров. Растущая тенденция  на Западе – приближение розничного обслуживания к потребителю –  нашла свое выражение в торговле через автоматы. Наибольшее распространение  она получила в США, где через  автоматы ежегодно реализуется свыше 1,5% розничного товарооборота. Здесь  с помощью автоматов продаются, кроме табачных и кондитерских изделий, книги, аптекарские и косметические  товары, канцелярские принадлежности и предметы домашнего обихода. Имеются  полностью автоматизированные магазины, где торговля производится круглосуточно. 

Торговля по почте  – особая форма универсальной  торговли без магазина. Посылочная торговля получила большое распространение  в высокоразвитых капиталистических  странах. В Великобритании эту форму  торговли используют 18 млн. человек  – почти треть населения страны. 

В Германии с помощью  посылочной торговли осуществляется свыше 5% объема розничного товарооборота. Главное  удобство посылочной торговли для населения  – это продажа товаров в  кредит с рассрочкой платежа. При  покупке товара покупатель обязан уплатить 5% стоимости товара (товар высылается на седьмой день после оформления заказа), а остальная сумма погашается в течение 5-9 месяцев в зависимости  от вида товара. Торговля по почте особенно популярна среди работающих замужних женщин, а также в районах, где  недостаточно развита розничная  торговая сеть. 

В последние годы появляется новый вид безмагазинной  торговли, имеющей много общего с  почтовой, – «электронная». Под «электронной»  торговлей понимается осуществление  покупок на дому с помощью персональных компьютеров. Здесь же при помощи специальных кредитных карточек производится оплата за купленный товар. 

Торговые услуги. Качество торгового обслуживания в  значительной степени определяется количеством и качеством дополнительных торговых услуг, оказываемых магазинами покупателям товаров. В развитой торговле их удельный вес весьма высок. Осуществление актов купли-продажи  товаров обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. Именно эти дополнительные услуги по своей сущности стано­вятся доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (раскрой купленных тканей, прием заказов на пошив одежды, доставка товаров на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов от покупателей на вязку и ремонт трикотажных изделий, мелкая переделка и подгонка одежды, мелкий ремонт технически сложных товаров, растяжка головных уборов и обуви, выполнение граверных работ, комплектование и оформление подарков и т. д.). 

Дополнительные торговые услуги можно подразделить на три  вида: во-первых, связанные с покупкой товаров; во-вторых, связанные с оказанием  помощи покупателям при исполь­зовании приобретенных товаров; в-третьих, связанные  с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина. 

Первая группа услуг  включает: прием предварительных  заказов на временно отсутствующие  в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров  на дом покупателю и др. 

Довольно обширен  круг услуг, оказываемых покупателям  после приобретения товаров. К ним  относят: раскрой купленных в  магазине тканей; мелкую переделку  и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в  магазине; прием заказов на пошив  одежды, столового и постельного  белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей  приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радио­приемников и другие услуги. 

В третью группу входят следующие услуги: организация кафетерия  или буфета при универмаге или  другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при  магазинах детских комнат или  уголков, камер хранения купленных  в магазине товаров и вещей  покупателей, оборудование вблизи магазинов  стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для  детских колясок и др. 

Услуги, оказываемые  магазинами, могут быть платными или  бесплатными. К бесплатным относят  услуги, непосредственно связанные  с продажей товаров (консультации продавцов  и специалистов, рекламная информация, организация сборных касс ч т. д.). 

Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов  с дополнительными затратами (раскрой  тканей, доставка товаров на дом  и др.), должны выполняться за плату  по тарифам, утвержденным на местах. 

Наиболее благоприятные  условия для оказания дополнительных услуг имеются в универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя; доставка товаров на дом; установка купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей; организация коллективных выездов жителей отдаленных населенных пунктов для приобретения товаров в универсальных и специализированных кооперативных магазинах; организация при крупных магазинах кафетериев и др. 

Раскрой купленных  в магазине тканей выполняет закройщик. Для этих целей в торговом зале, в стороне покупательского потока, вне зоны самообслуживания отводится  часть торговой площади (до 12 м2), на которой оборудуется рабочее  место закройщика. Здесь устанавливают  примерочную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хранения принятых в раскрой тканей и раскроенных  изделий, стулья для покупателей, вешалки  для верхней одежды и т. д. 

Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупателем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе покупателя закройщик  дает ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести различные  принадлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик  может выезжать в отдаленные населенные пункты с автомагазином и там  раскраивать ткани, приобретенные  покупателями в автомагазине. 

Крупные универмаги и специализированные магазины проводят прием заказов на пошив одежды из приобретенных здесь материалов. Для приема и выполнения заказов  кооперативные организации приглашают мастеров местных ателье или швейных  мастерских. 

Одним из распространенных видов услуг является доставка товаров  на дом покупателя. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры, холодильники, строительные материалы и т. д.). Заказы на эту  услугу следует принимать в течение  всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров используют транспорт городских или районных транспортно-экспедиционных контор, либо транспортного хозяйства кооперативной  организации. 

Установку купленных  в магазине технически сложных товаров  на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и  т. п.) обеспечивают преимущественно  универмаги и крупные специализированные магазины. 

Для жителей малых  и отдаленных населенных пунктов  удобными являются коллективные выезды для приобретения товаров в универмагах  и крупных специализированных магазинах  особенно для покупок товаров  сложного ассортимента. Для этих целей  сельскохозяйственные универсама выделяют транспорт. Выезд покупателей организуется по графикам. 

Кафетерии организуют в крупных универмагах, универсамах  и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным оборудовани­ем, кофеваркой, оборудованием для продажи  соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия  и т. д. 

Кроме перечисленных  дополнительных услуг в магазинах  могут оказываться и другие, удобные  для покупателей услуги. Например, в универмагах рекомендовано  предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов  из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекарственных  средств и др.; в продовольственных  магазинах прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей  по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных  семей (с доставкой товаров на дом). 

Широкий набор торговых услуг, оказываемых населению, позволяет  привлечь в магазин большее количество покупателей и увеличить получаемые доходы. 
 

2. Общая организационно-экономическая  характеристика универсама 

2.1. Понятие  розничного  товарооборота 

Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения  товара завершается – он поступает  в сферу потребления. 

Как экономический  показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в  денежном выражении), переходящей в  сферу личного потребления, и  характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой –  сумму расходов населения на покупку  товаров. Динамика розничного товарооборота  отражает пропорции между производством  и потреблением, потребности предприятий  в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети. 

Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации1 розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме  того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям  и предприятиям для обслуживаемых  ими контингентов населения. 

Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению  через все каналы реализации: в  официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых  рынках. 

Объем розничного товарооборота  во многом характеризует состояние  национальной экономики, отражая положение  дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение  благосостояния населения, конъюнктуру  и емкость внутреннего рынка. 

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет  количественную и качественную характеристики. 

Информация о работе Организация технологии работы магазина