Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:08, курсовая работа
Цель данной работы – показать, что собой представляют новые службы управления персоналом.
Задачами являются: определить цели их деятельности, функции, структуру и роль в организации.
Введение…………………………………………………………….…………….....4
Теоретическая часть………………………………………………………………...6
1. Организация службы управления персоналом: структура, задачи и функции…..……………………………………………………….…………………6
1.1 Цели и функции службы управления персоналом в организации. …………10
1.2 Служба управления персоналом: организационный аспект………………...22
1.2.1 Формирование службы управления персоналом, как одно из направлений стратегического развития предприятия.…………….……………………………22
1.2.2 Структура службы управления персоналом………………………………..28
Практическая часть………………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных источников и литературы……………………………..33
Важнейшей
функцией службы управления персоналом
становится реализация в кадровой политике
общих замыслов руководства по развитию
организации. К сожалению, в сегодняшней
практике это наиболее слабое место. Оторванность
отделов кадров от постановки перспективных
целей приводит к тому, что имеющийся кадровый
потенциал зачастую не дает возможности
реализовать новые идеи и технологии,
а на его перестройку уходит слишком много
времени, что особенно непозволительно
в условиях рыночной экономики.
Не случайно западные менеджеры уделяют такое большое внимание структуре кадров своих организаций. Они тщательно анализируют ее, оценивают, насколько состав персонала соответствует тем или иным конкретным задачам, стоящим перед фирмой, и стремятся работать на опережение. Более того, при выработке стратегии развития предприятия первый вопрос задается кадровой службе: сколько времени потребуется, чтобы привести структуру кадров в соответствие с намеченными планами? И нередко время реализации каких-либо радикальных замыслов зависит не от переоснащения производства, а от преобразования структуры кадров как главной предпосылки воплощения задуманного. Поэтому руководители службы управления персоналом в обязательном порядке входят в состав правления или совета директоров и участвуют в разработке долгосрочных планов.
Надо
различать функцию управления персоналом
и работу по управлению персоналом,
выполняемую специальной
Следует учитывать, что многие работники фирм и компаний, участвуя в подготовке и реализации кадровых решений, сами не состоят в штатах кадровой службы. Речь идет, например, о значительной части преподавательского состава учебных центров, участниках вербовочных бригад в вузах и т.д. Таким образом, собственно кадровая служба - это лишь "верхушка айсберга", состоящего из лиц, реально занимающихся кадровой работой в организации (сюда можно отнести и деятельность "общественных бюро кадров", которые в годы застоя частично снижали остроту кадровых проблем).
Исходя из вышеперечисленных функций и задач в организации кадровой работы можно выделить ряд концепций:
1.
Главные задачи кадровой
2. Основные заботы кадровой службы концентрируются на вопросах планового руководства в целях гармонизации различных аспектов социальных и человеческих проблем в организации (прием на работу, профессионально-техническая подготовка, продвижение кадров, условия труда, заработная плата, отношения с профсоюзами). Руководитель службы обычно входит в состав высшего управленческого звена.
3.
Кадровая служба
В небольших организациях управление персоналом является функцией общего управления, и служба персонала (даже после ее расширения за счет включаемых в нее функциональных подразделений) не может выполнять своими силами весь комплекс закрепленных за ней функций. Но во всех случаях за службой персонала должна быть закреплена функция координации деятельности всех подразделений и служб по вопросам, относящимся к компетенции службы.
Небольшие организации обычно не имеют служб персонала, поэтому руководители выполняют многочисленные обязанности по управлению персоналом, например составляют графики, набирают и отбирают кадры, устанавливают вознаграждения. В мелких фирмах семейного типа кадровик, как правило, отсутствует вовсе, его функции осуществляет или владелец фирмы, или линейный руководитель. При расширении дела нанимают работника для выполнения учетно-канцелярской работы а затем и специалиста. Малые фирмы могут обращаться в специализированные фирмы, которые предоставляют им необходимые услуги по работе с персоналом, или к услугам отдельных специалистов. В средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций. Но несмотря на все различия между организациями, существует стандартный набор функций службы управления персоналом, которые в сумме своей представляют кадровую политику фирмы. Рассмотрим эти функции подробнее.
1. Планирование трудовых ресурсов, – что включает в себя:
2. Наем персонала – это создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
3. Отбор персонала – оценка кандидатов на рабочее место и отбор лучших из резервов, созданного в ходе найма.
К основным критериям оценки относятся: профессиональные, образовательные, организационные, а потом уж и личные качества кандидата. Именно в таком порядке, так как в противном случае фирма рискует нанять прекрасного человека, но плохого специалиста.
К основным методам отбора относятся: испытания, оценка способностей и собеседование.
4. Определение заработной платы и льгот – разработка структуры заработной платы и льгот с целью привлечения и удержания работника.
На данном этапе надо помнить, что заработная плата является денежным вознаграждением за выполненную работу и играет роль решающего аргумента для многих работников. Структура зарплаты определяется уровнем зарплаты у конкурентов, условиями на рынке труда, производительностью и прибыльностью организации. Надо добавить, что на сегодняшний день большое значение для работников имеет система дополнительных льгот. Льготы могут включать в себя: участие в прибыли, оплату в акциях, оплату отпусков и т.д.
5. Адаптация – введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения с целью осознания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
Основная цель адаптации – привести в соответствие личные знания, опыт и ценности работника с ценностями и традициями организации, обучить его взаимоотношениям в конкретной фирме. Адаптация протекает по формальным и неформальным каналам
6. Обучение – разработка программ для обучения трудовым навыкам эффективного выполнения работ.
Обучение
необходимо для поддержания высокой
производительности труда всего
персонала и отдельных
7. Оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работников. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
Сегодня можно говорить о двух типах оценок персонала, методики которых напрямую связаны с отношением к сотруднику фирмы как к ценному ресурсу: первая – оценка персонала при приеме на работу, вторая – оценка деятельности персонала (это наиболее сложная часть кадровой работы, требующая высшей квалификации и от руководителей фирмы и от специалистов служб управления персоналом).
Основными требованиями, предъявляемым к оценке, является требование объективности со стороны оценивающего, а для службы управления персоналом – разработка грамотных процедур и технологий оценки персонала.
Оценка
персонала позволяет изучить
степень подготовленности работника
к выполнению именно того вида деятельности,
которым он занимается, а также
выявить уровень его
Оценка труда и персонала являются составными элементами такого широко распространенного кадрового мероприятия, как аттестация.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение персонала – для выполнения данной функции службы управления персоналом должны:
На
примере этих классификаций я
хотела показать, что на сегодняшний
день нет единого строго определенного
взгляда на функции службы управления
персоналом в организации. Как уже
упоминалось, руководители предприятий
редко используют теорию в чистом виде,
а, как правило, адаптируют ее к условиям
функционирования конкретной организации.
Однако, результаты исследования показали,
что при всех межфирменных и межстрановых
различиях в области управления персоналом
( в двух фирмах одной отрасли одной страны
вы не найдете двух похожих по форме и
содержанию документа, регламентирующего
деятельность службы УП), все они исповедуют
общую идеологию и методологическую основу
кадровой работы.
1.2 Служба
управления персоналом: организационный
аспект
1.2.1 Формирование
службы управления персоналом, как одно
из направлений стратегического развития
предприятия.
На современном этапе развития экономической системы одним из важнейших направлений является активизация человеческого фактора. Изменение социально-экономических форм организации общественного производства в соответствии с новым Гражданским Кодексом Российской Федерации настоятельно требует адекватного изменения способов управления главной производительной силой - трудовыми ресурсами, с целью использования интеллектуального и трудового потенциала в нужном для общества, предприятия и человека направлении.
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Человек всегда представлял собой ключевой и самый ценный ресурс, а в последние десятилетия, особенно в развитых в рыночном отношении странах наметилась четкая тенденция ещё большего увеличения этой ценности. Уровень развития персонала непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и ее стратегические преимущества. Конкурентоспособное предприятие стремится максимально эффективно использовать возможности сотрудников, создавая все условия для наиболее полной отдачи и интенсивного развития их потенциала. Добиться оптимального взаимодействия человека и организации, а также их взаимоотношения с внешней средой позволяет стратегическое управление.
На первых этапах развития компании руководитель может взять на себя функцию работы с персоналом, используя подручные средства (привлекая для помощи консалтинговые фирмы, биржи труда, рекрутерские агентства и т.д.). Западная теория говорит, что первый менеджер по персоналу (УП – менеджер) должен появляться, когда численность организации достигает 100 – 150 человек, а специализированное подразделение – уровня 200 – 500 человек, в зависимости от сферы деятельности предприятия. При этом рекомендуется иметь одного УП – менеджера в среднем на 100 – 300 единиц штата.
Специалисты Русского кадрового центра рекомендуют опустить планку численности персонала в момент появления службы УП по сравнению с западными стандартами. Кроме того, на одного УП – менеджера, по их мнению, должно приходится менее 100 человек. Эти рекомендации основаны на особенностях российской ситуации: неразвитость рыночного механизма в сфере труда, бремя социальных вопросов, стоящих у нас в стране очень остро, отсутствие корпоративных традиций, - все это требует повышенное внимание к процессу УП в организации.
Информация о работе Организация службы управления персоналом: структура, задачи и функции