Организация процесса проектирования организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемому вопросу, осуществить анализ фактических данных, отражающих сущность и организацию проектирования организационных систем и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и виды проектирования организационных систем;
2.Рассмотреть проблемы проектирования организационных систем в настоящее время;
З.Изучить этапы проектирования организационных систем
4. рассмотреть организацию процесса проектирования организационных систем на примере ОАО «Судогородское стекловолокно»

Содержание

Введение 3
1. Сущность проектирования организационных систем 5
1.1. Понятие проектирования организационных систем 5
1.2. Виды проектирования организационных систем 6
1.3. Актуальность проектирования организационных систем в настоящее время 9
2. Этапы организации процесса проектирования
организационных систем 12
2.1. Подготовительный этап проектирования организационных систем 12
2.2. Этап разработки и проектирования организационных систем 13
2.3. Этап внедрения проектирования организационных систем 16
3. Организация процесса проектирования организационных систем на примере ОАО «Судогородское стекловолокно» 19
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИ1.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    Вследствие такого положения, а также того, что более 60% оборота на рынке продукции ОАО «Судогодское стекловолокно» и его конкурентов обслуживается бартером, возникает вопрос: правомерно ли вообще существование понятия «рыночная цена» для продукции, основная часть которой не продается конечным потребителям. 

    3. Предварительное  определение с  руководством предприятия  целей реформирования и критериев их достижения.  Предварительно цели реформирования были определены следующим образом:

  • предотвращение банкротства предприятия;
  • обеспечение выхода предприятия в конкурентоспособное состояние.

    Для вывода предприятия из кризисного состояния  требовалось подготовить и реализовать ряд радикальных изменений, направленных на ускоренное проектирование и создание комплексной системы управления, включающей подсистемы:

  • управление продажами;
  • управление производством;
  • управление закупками;
  • управление персоналом;
  • управление развитием;
  • управление финансами.

    Разработка  стратегии и Программы  реформирования предприятия

    (в  режиме семинара  с руководством предприятия)

    4. Семинар с руководством  предприятия. Для проведения основной части первого этапа, связанной с диагностикой ключевых проблем предприятия и определением на основе их анализа приоритетных направлений работы по выводу предприятия из кризиса, была выбрана форма пятидневного семинара для высших руководителей и ведущих специалистов ОАО «Судогодское стекловолокно».

    В ходе этого семинара проводился групповой  анализ состояния предприятия (экспресс-диагностика) и определялись основы стратегии и Программы реформирования предприятия.

    4.1. Экспресс-диагностика. Экспресс-диагностика в данном проекте включала:

    • анализ сильных и слабых сторон предприятия;

  • общую диагностику состояния и тенденций;
  • анализ финансового состояния;
  • анализ «проблемного поля» и выделение ключевых проблем.

    Выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также имеющихся возможностей и угроз проводилось на основе интервью, а также в ходе анкетирования представителей высшего звена руководства и специалистов предприятия. Кроме этого, анализировалась отчетность предприятия, прежде всего финансовая, за последние три года.

    В результате диагностики к ключевым проблемам предприятия были отнесены следующие:  

    Рынок:

  • острая конкуренция;
  • отсутствие четкой маркетинговой стратегии;
  • неэффективная работа службы маркетинга, сбыта, снабжения;
  • отсутствие гибкой ценовой политики;
  • низкая доля «живых» денег в выручке;
  • проблема увеличения экспорта;
  • недостаточное качество продукции.

    Система управления  в целом:

  • отсутствие четких целей и стратегии развития;
  • плохое взаимодействие подразделений (потери «на стыках»);
  • нечеткое распределение функций и обязанностей;
  • недостаточное информационное обеспечение;
  • низкая исполнительская дисциплина.

    Финансы:

  • дефицит оборотных средств (особенно «живых денег»);
  • дефицит инвестиций на оборудование и выпуск новой продукции;
  • значительная дебиторская задолженность;
  • низкая рентабельность;
  • неэффективное использование финансовых средств.

    Производство:

  • проблемы выпуска новой продукции;
  • проблемы модернизации существующих производственных мощностей;
  • большая доля устаревшего оборудования;
  • высокая себестоимость единицы продукции.

    Персонал:

  • задолженность по зарплате;
  • неэффективная система мотивации персонала;
  • отсутствие эффективно работающей управленческой команды;
  • переподготовка кадров;
  • недостаток энергичных и квалифицированных кадров, менеджеров.
 

    4.2. Определение путей и вариантов решения проблем.

    В ходе обсуждения проблем с участниками семинара, выявленных в результате диагностики, высшие руководители и ведущие специалисты уточняли и согласовывали свое понимание данных проблем. После выработки согласованного видения проблем сотрудники предприятия в режиме «мозгового штурма» сформулировали свои предложения и идеи относительно направлений и вариантов решения этих проблем. Результаты всех обсуждений и договоренностей участников фиксировались ведущими семинаров на плакатах, что позволяло учитывать и согласовывать различные позиции и точки зрения, концентрировать внимание группы на наиболее важных вопросах и разрешать многие спорные и конфликтные ситуации, которые накопились у руководителей в практике предыдущей работы.

    4.3. Формирование рабочих групп. К концу второго дня семинара после обсуждения и группировки выделенных проблем по темам совместно с участниками было принято решение о формировании рабочих групп по следующим направлениям:

  • стратегия;
  • производство;
  • маркетинг;
  • персонал;
  • финансы;
  • затраты;
  • прорывные направления.

    После обсуждения с генеральным директором ОАО кандидатов на позиции руководителей этих групп и переговоров с самими кандидатами остальным участникам было предложено самоопределиться относительно того, в какой из групп они хотели бы продолжить работу.

    В ходе формирования групп консультанты сориентировали их руководителей на то, что для продуктивной работы необходимо иметь в составе групп представителей различных подразделений, которые так или иначе задействованы в решении задач по выделенным направлениям.

    За  каждой из созданных групп был  закреплен специалист от ЗАО «РОЭЛ Консалтинг», который и организовывал групповую работу и выступал в ряде случаев в качестве эксперта по соответствующему направлению деятельности предприятия.

    4.4. Выделение приоритетных направлений деятельности и стратегий действий. Все созданные группы под руководством консультантов уточнили направления и цели своей деятельности и в течение последующих трех дней семинара занимались подготовкой проектов по направлениям, которые предполагалось реализовать в рамках общего проекта реформирования предприятия. Проекты групп в конечном итоге получили такие названия:

  • «Стратегия развития ОАО «Судогодское стекловолокно»;
  • «Организация эффективной работы службы маркетинга и организации сбыта»;
  • «Управление финансовым состоянием предприятия»;
  • «Снижение затрат при производстве продукции на ОАО «Судогодское стекловолокно»;
  • «Разработка прорывных направлений ОАО «Судогодское стекловолокно»;
  • «Совершенствование системы управления персоналом ОАО «Судогодское стекловолокно».

    Общая схема работы каждой группы включала: оценку текущего состояния направления, ключевые проблемы, пути решения этих проблем, разработку конкретных мероприятий для реализации предложенных решений.

    В процессе подготовки проектов группы ежедневно докладывали на общих собраниях о результатах своей работы. Кроме того, в каждой группе был выделен специальный сотрудник, ответственный за обмен информацией с другими группами. А на группу «Стратегия» была возложена функция интеграции результатов работы групп по функциональным направлениям в общую стратегию предприятия.

    4.5. Оценка инновационного потенциала. В ходе работы над проектами каждая группа (за исключением группы «Персонал») не только определяла мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, но и оценивала их эффективность по соотношению «затраты/результат».

    4.6. Оценка источников ресурсов. Оценка источников ресурсов для развития предприятия проводилась в основном группами по направлениям «Финансы», «Производство» и «Затраты». При этом основной акцент был сделан на собственные возможности предприятия, так как на привлечение заемных средств ввиду сложной финансовой ситуации на предприятии рассчитывать не приходилось.

    Так, в рамках направления «Финансы»  в качестве источников повышения  эффективности оперативного управления деятельностью предприятия были выделены следующие области:

  • изменение механизма определения цен на продукцию предприятия и закупаемые им сырье и материалы;
  • оптимизация бизнес-процесса подготовки и проведения коммерческих сделок;
  • постановка эффективной системы документооборота (коммерческие сделки).

    4.7. Распределение ресурсов. На основе оценки эффективности предложенных участниками мероприятий у руководства предприятия появилась база для расстановки приоритетов при распределении ресурсов предприятия на ближайший период.

    В отношении производимой предприятием продукции был проведен анализ ассортимента с точки зрения общей и маржинальной рентабельности. А это позволило выделить в «портфеле бизнесов» предприятия группу тех изделий, которые приносят и в перспективе будут приносить максимальную прибыль. У руководства завода появилась объективная информация для принятия решений по изменению структуры ассортимента.

    4.8. Проработка и защита первоочередных проектов. В последний день семинара каждая группа представила на пленарном заседании план своего проекта.

    Группа  «Финансы», в частности, представила проект, состоящий из четырех программ:

  • «Повышение эффективности оперативного управления деятельностью предприятия»;
  • «Планирование и оптимизация финансовых и товарно-материальных потоков»;
  • «Изменение структуры ассортимента (финансовая оценка)»;
  • «Пополнение оборотных средств».

    Каждая  программа была сформулирована в  виде перечня основных мероприятий  с указанием сроков и исполнителей. Авторы проекта представили свои расчеты по затратам и экономическим  эффектам каждой из программ.

    4.9. Выделение первоочередных мероприятий. Каждая группа определила план ближайших действий на месяц (фактически на период подготовки консультантами отчета по итогам диагностики и первого варианта Программы реформирования).

    Так, группа «Производство», определила меры для преодоления всех основных критических ситуаций, накопившихся на различных этапах производственного цикла, и рассмотрела различные сценарии развития событий в случае непринятия предлагаемых мер с точки зрения потерь, которые понесет предприятие дополнительно. 

    Согласование  и утверждение  стратегии развития и Программы реформирования

    5. Прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия.

    После семинара консультанты на основе собранной  в процессе диагностики информации и разработанных проектов рассмотрели возможные варианты развития предприятия. В итоге было выделено несколько сценариев, связанных с рядом критических событий (принятие решений заказчиками по нескольким крупным контрактам, запуск новых продуктов в производство, переговоры с кредиторами). В зависимости от реализации того или иного сценария и должен был быть выбран один из вариантов конкретных действий.

Информация о работе Организация процесса проектирования организационных систем