Организация процесса проектирования организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемому вопросу, осуществить анализ фактических данных, отражающих сущность и организацию проектирования организационных систем и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и виды проектирования организационных систем;
2.Рассмотреть проблемы проектирования организационных систем в настоящее время;
З.Изучить этапы проектирования организационных систем
4. рассмотреть организацию процесса проектирования организационных систем на примере ОАО «Судогородское стекловолокно»

Содержание

Введение 3
1. Сущность проектирования организационных систем 5
1.1. Понятие проектирования организационных систем 5
1.2. Виды проектирования организационных систем 6
1.3. Актуальность проектирования организационных систем в настоящее время 9
2. Этапы организации процесса проектирования
организационных систем 12
2.1. Подготовительный этап проектирования организационных систем 12
2.2. Этап разработки и проектирования организационных систем 13
2.3. Этап внедрения проектирования организационных систем 16
3. Организация процесса проектирования организационных систем на примере ОАО «Судогородское стекловолокно» 19
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИ1.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

    • линейным уровнем управления;

    • функциональным уровнем управления;

    • тематическим уровнем;

    • координационным уровнем;

    • эффективный фонд времени руководителей и исполнителей.

    На  шестом этапе принимается решение о внедрении данной структуры и утверждении схемы управления.

    Три последующих этапа — седьмой, восьмой и девятый представляют собой организационное регламентирование, на котором осуществляется разработка документации, регламентирующей деятельность отдельных исполнителей, подразделений и системы управления в целом.

    Завершается весь процесс проектирования структуры  управления разработкой положения  об организации. Реализация этого этапа  требует всестороннего изучения и дополнения ряда положений (документов), обусловленных требованиями хозяйственного законодательства, таких как: положение о предприятии, положение об отделах, должностные инструкции.

    Положение о предприятии требует знаний устава, строгого соблюдения принципов  построения; производственных процессов, форм и систем оплаты труда, требований внешней среды [10,642].

    Разработка  положения об отделах, представляет собой одну из самостоятельных задач организационного регламентирования системы управления. Решающее значение этой задачи определяется требованием правильной эффективно налаженной работы внутри отдела, необходимостью четкого разделения прав и обязанностей между отдельными работниками. Положение об отделах также должно соответствовать законодательству. Большое внимание отводится построению единой типовой структуры, которая охватывает все аспекты деятельности отдела, поскольку положение об отделах в известной степени определяет положение о должностях работников отдела, их обязанностях, правах и ответственности, которые должны быть также строго регламентированы. В связи с этим разработка таких инструкций, в которых последовательно указаны этапы работ и конкретные исполнители, ответственные за выполнение каждого этапа, приобретает наиболее важное значение.

    Такой метод построения организационных  структур позволяет проектировать любую форму управления, наглядно показывает, как происходит процесс трансформации матрично-штабной структуры в структуру линейную и необратимость этого процесса и еще раз подтверждает правильность выбора матрично-штабной модели в качестве базы для проектирования структуры управления.

 

     3. Организация процесса проектирования организационных систем на примере ОАО «Судогородское стекловолокно» 

    В данной главе мы рассмотрим организацию  процесса проектирования организационных  систем на примере ОАО «Судогородское  стекловолокно»

    К началу 2007 г. у предприятия проявились серьезные проблемы в области стратегического управления, в том числе в постановке целей, стратегическом планировании, контроле исполнения, корректировке стратегии и управлении изменениями. Эти функции выполнялись в основном генеральным директором, а также его заместителями. При этом подготовка и принятие ряда стратегических решений происходила со значительным отставанием от изменений ситуации на рынке.

    Качество  выпускаемой продукции в ряде случаев не соответствовало требованиям  потребителей. Не проводилась систематическая  работа по выявлению и удовлетворению требований покупателей к потребительским качествам продукции. Отсутствовала система комплексного управления производством «под заказ».

    В результате этого предприятие постепенно начало утрачивать свои конкурентные преимущества и терять некоторых клиентов, которые в течение многих лет покупали его продукцию, хотя его технические и технологические возможности вполне позволяли удовлетворить специфические запросы и требования клиентов.

    По  итогам анализа состояние предприятия  можно было охарактеризовать как неудовлетворительное и имеющее тенденцию к ухудшению.

    ОАО «Судогодское стекловолокно», имея спрос  на свою продукцию и обладая некоторыми уникальными технологиями, постепенно сдавало свою конкурентную позицию на рынке.

    Система управления предприятия не обеспечивала решения важнейших стратегических задач его развития.

    К началу 2007г. руководство ОАО «Судогодское стекловолокно» пришло к выводу, что дальнейшее откладывание реорганизации может привести к полному банкротству предприятия. Вопрос состоял только в том, что и как конкретно нужно сделать для эффективной реорганизации. Для ответа на этот вопрос на предприятии не хватало компетентных кадров: необходимо было провести диагностику предприятия, выработать новую стратегию предприятия и программу работ по выходу из кризиса.

    Основные  этапы  разработки  Программы  реформирования

    Главными  целями первой фазы реформирования ОАО  «Судогодское стекловолокно» стали разработка стратегии развития предприятия и Программы его реформирования. Данная фаза включала следующие этапы работ:

    I. Предварительная диагностика состояния предприятия:

  1. Анализ основных документов предприятия;
  2. Предварительная оценка финансового состояния предприятия;
  3. Предварительное определение с руководством предприятия целей развития и критериев их достижения.

    II. Разработка стратегии развития и Программы реформирования предприятия (в режиме семинара с руководством предприятия):

    4. Семинар с руководством предприятия по разработке стратегии и Программы реформирования:

  1. Экспресс-диагностика;
  2. Определение путей и вариантов решения проблем;
  3. Формирование рабочих групп;
  4. Определение приоритетных направлений деятельности (стратегий);
  5. Оценка инновационного потенциала;
  6. Оценка источников ресурсов;
  7. Распределение ресурсов;
  8. Проработка и защита первоочередных проектов;
  9. Выделение первоочередных мероприятий.

    III. Согласование и утверждение стратегии и Программы реформирования:

  1. Прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия;
  2. Разработка первой версии стратегии развития, Программы реформирования (пакет документов) и бизнес-плана развития предприятия;
  3. Уточнение и согласование Программы реформирования с руководством предприятия;
  4. Утверждение Программы реформирования.

    Предварительная диагностика состояния  предприятия

    1. Анализ основных  документов предприятия. Для анализа состояния предприятия потребовался следующий набор документов:

  • уставные документы;
  • организационная структура предприятия и состав (Ф.И.О.) руководителей верхнего и среднего звена;
  • бухгалтерская отчетность (формы 1, 2, 3, 5-з): годовые и поквартальные отчеты за три последних года;
  • приказ об учетной политике предприятия за 1999 г.;
  • пояснительная записка к годовому отчету за 1998 г.;
  • копия договора на расчетно-кассовое обслуживание за 1998 г.;
  • расшифровка дебиторов и кредиторов по состоянию на конец 1998 г.;
  • расшифровка задолженностей (если она есть) по бюджету и внебюджетным фондам;
  • отчет о деятельности основных производственных цехов (производственный отчет);
  • список совместных предприятий и дочерних обществ;
  • список предприятий,  с которыми  имеются арендные отношения, договоры о совместной деятельности;
  • среднесписочная численность, ЗП, ЗП управленческого звена;
  • перечень основных поставщиков;
  • перечень основных потребителей;
  • запасы на складах;
  • энергопотребление (электричество, тепло);
  • ассортимент продукции и текущий прайс-лист;
  • существующая программа развития (если есть);
  • структура производственных и непроизводственных объектов;
  • пример внутренней управленческой отчетности (сводка, которая ложится на стол директору);
  • план производства и фактический выпуск;
  • программа маркетинговых мероприятий и продвижения товара на рынок (если есть).

    На  основании анализа данных документов и обсуждения результатов этого анализа с руководителями предприятия и были сделаны выводы по общему (см. выше) и финансовому (см. далее) состоянию предприятия.

    2. Предварительная  оценка финансового  состояния предприятия.  На основании предварительного знакомства с предприятием выявлены следующие важные моменты, отражающие его финансовое состояние:

    а) на протяжении трех последних лет период оборота дебиторской задолженности постоянно рос. Аналогичная тенденция прослеживалась и для периодов оборачиваемости запасов в незавершенном производстве, и для запасов готовой продукции;

    б) увеличение периода оборота кредиторской задолженности свидетельствовало о снижении способности предприятия расплачиваться по обязательствам, а увеличение периода оборота запасов и дебиторской задолженности — о плохой работе с активами и дебиторами;

    в) общее увеличение периодов оборота свидетельствовало о возрастающем дефиците оборотных средств;

    г) за период с 1996 по 1998 г. собственный оборотный капитал предприятия постоянно снижался. На фоне общего роста как текущих активов, так и текущих пассивов проявилась негативная тенденция, связанная с уменьшением собственного оборотного капитала вследствие опережения роста суммы текущих обязательств по сравнению с ростом текущих активов;

    д) в течение 2006 г. на предприятии наблюдался общий рост запасов в незавершенном производстве, готовой продукции и сырье и материалах при несущественном их уменьшении в IV квартале этого же года;

    е) показатели ликвидности предприятия  в период с 2004 по 2006 г. неуклонно снижались, причем коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности оставались значительно ниже нормы. Эта тенденция свидетельствует о значительном сокращении возможности предприятия финансировать текущие обязательств за счет текущих активов.

    При наличии перечисленных негативных тенденций в изменении финансового состояния предприятия следует отметить, что его продукция пользовалась достаточно устойчивым спросом на рынке, и это давало реальный шанс для финансового оздоровления предприятия. Кроме того, определенный набор решений, отработанный в других проектах реформирования, позволял обеспечить существенное сокращение или оптимизацию затрат на производство и сбыт продукции.

    На  момент начала работы на ОАО «Судогодское стекловолокно» более 70% продукции ОАО продавалось по бартеру или за взаимозачеты. Это приводило к постоянному недостатку и резкому снижению маневренности оборотных средств. Кроме того, это означало, что предприятие было практически лишено информации о рыночных ценах на свою продукцию, так как вследствие превалирующей роли бартерной оплаты основная информация о рыночных ценах сосредоточивалась в руках посредников.

    Второй  причиной трудности получения информации о рыночных ценах было то, что по многим видам продукции, например песку, бартерная цена по разным сделкам отличалась вплоть до 30%. Следуя примеру большинства российских предприятий, ОАО «Судогодское стекловолокно» ввело также несколько цен на свою продукцию. Основными из них были цена за деньги и цена за бартер и зачет. Также была введена система скидок, первоначально предполагалось, что это позволит увеличить объемы продаж, но реально беспорядок в системе ценообразования стал еще больше, так как применение той или иной системы скидок зависело только от личной договоренности клиента с работником завода.

    В табл. 3. 1 приведены цены на продукцию ОАО «Судогодское стекловолокно» на 1 января 1999 г., их соотношение, а также цены за деньги в Москве на тот же период.

    Таблица 3.1

    Цены  на продукцию ОАО «Судогодское стекловолокно» на 1 января 2007 г. 

    Название     ОтОтпускная цена     Минимальный предел цены     Цена  по взаимозачету     Рыночная цена в Москве     Максимальная внутренняя скидка,  %     Реальная скидка, %
    Ткань Т-11     16,42     13,68     19,15     10,00     29%     27%
    Ткань ТСК-100     8,99     7,49     10,49     4,90     29%     35%
    ЭЗ-200     8,99     7,49     10,49     4,90     29%     35%
    НПК-210     9,73     8,11     11,35     5,20     29%     36%

Информация о работе Организация процесса проектирования организационных систем