Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 21:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является организация процесса контроля на предприятии и анализ контроллинга на примере конкретного предприятия (ООО «Газэнергосервис»).
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
•рассмотреть вопросы организации процесса контроля на
предприятии;
•раскрыть сущность управления по отклонениям;
•проанализировать организацию процесса контроля на примере
конкретного предприятия (ООО «Газэнергосервис»);
•провести оценочный анализ системы управленческого контроля в
организации;
•определить пути совершенствования процесса организации
контроля в организации.
Введение 3
1 Теоретические основы организации контроля в организации 7
1.1 Контроль как одна из основных функций менеджмента 7
1.2 Управление по отклонениям 9
2 Организационно-экономическая характеристика организации (ООО
«Газэнергосервис») 13
2.1 Общие сведения об организации 13
2.2 Результаты деятельности организации 17
3 Организация процесса контроля в организации 22
3.1 Характеристика процесса обмена информации в организации 22
3.1.1 Межуровневые коммуникации в организации 22
3.1.2 Коммуникации между различными отделами 24
3.1.3 Коммуникации между руководителем и подчиненными 25
3.1.4 Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации 26
3.2 Система управленческого контроля в организации 31
3.2.1 Понятие управленческого контроля 31
3.2.2 Управленческий контроль на примере организации ООО «Газэнергосервис» 38
3.3 Пути совершенствования процесса контроля организации контроля в организации 41
Заключение 44
Список литературы 46
3.1 Характеристика
процесса обмена информации в
организации
Ссылаясь на исследования, согласно которым руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом.
Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.
Начнем с анализа коммуникационного процесса в организациях.
Размышляя об обмене
информацией в организации, обычно
думают о людях, которые говорят в процессе
личного общения или в группах на собраниях,
разговаривают по телефону или читают
и составляют записки, письма и отчеты.
Хотя на эти случаи приходится основная
часть коммуникаций в организации, коммуникации
представляют собой все проникающий и
сложный процесс.
3.1.1 Межуровневые
коммуникации в организации
Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п. Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. К примеру, менеджер по продаже товаров народного потребеления ООО «Газэнергосервис» может заметить, что новая ЭВМ иногда заставляет клиента ждать на несколько минут дольше, чем прежде, поскольку машина периодически "занята" или отключается. Служащие могут сделать вывод, что ожидание раздражает некоторых клиентов. Предположим, руководитель эффективно проинформировал каждого работника о том, что "обслуживание клиента — первая наша забота". В этом случае работники готовы сообщить своему непосредственному начальнику о возникшей проблеме. Этот начальник, в свою очередь, должен проинформировать управляющего операциями, а тот — главного руководителя организации.
Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Попробую объяснить это на примере организации ООО «Газэнергосервис»: несколько работников предприятия освоили производство нового вида пластикового каплеуловителя и сообщают о своей идее непосредственному начальнику. Если они врываются в его кабинет примерно с такими словами: "Как хотите, но вы должны внедрить этот новый вид пластикового каплеуловителя", — руководитель может отреагировать отрицательно. Но если руководитель решил поддержать предложение работников, он сообщит о нем на следующий, более высокий уровень управления. Изменение требует одобрения со стороны управляющего заводом или управляющего производственными операциями на более высоком уровне. Налицо ситуация, в которой нечто, возникшее на низшем уровне организации, должно подняться на самый верх, последовательно пройдя все промежуточные уровни управления. Этот пример иллюстрирует обмен информацией, происходящий ради повышения конкурентоспособности организации за счет увеличения производительности.
На любом из перечисленных выше уровней могло быть принято решение об отклонении новой идеи. Если предположить, что идея действительно была хорошей, сообщение работникам об отклонении их предложения фактически проинформировало бы их о том, что организация не стимулирует их к поиску новаторских предложений, обеспечивающих сокращение издержек, и к выработке подобных предложений в будущем. В результате организация может лишиться многих серьезных возможностей повышения производительности и получения экономии.
Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей – это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок .
3.1.2 Коммуникации между различными отделами
В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.
К примеру, представители разных отделов в школе бизнеса периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление распсания занятий, уровень требований в программах для выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и обслуживание местного населения. Подобным же образом в больнице обслуживающий и врачебный персонал различных отделений должен обмениваться информацией о распределении ресурсов, координации деятельности рабочих групп, контроле за издержками, новых методах лечения и т.п. Также и сотрудники нашего ООО «Газэнергосервис» могут периодически встречаться для обсуждения общих проблем, производства новой продукции, координации стратегии сбыта, обмена информацией о продукции и многое другое. Подобным образом, производственники должны дать обоснование достаточно низких затрат по реализации будущих инноваций проектно-исследовательского отдела с тем, чтобы дальнейшее производство было оправдано. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы.
Дополнительные выгоды от коммуникации по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений, которые являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.
3.1.3 Коммуникации между руководителем и подчиненными
Наиболее очевидным компонентом коммуникации в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали , рассмотрим этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя.
Некоторые из многочисленных
разновидностей обмена информацией
между руководителем и
В дополнение к
обмену информацией между
Кроме того иногда
рабочая группа собирается без руководителей
для обсуждения проблем, усовершенствований
или надвигающихся перемен. Такие
отношения равенства могут способствовать
повышению удовлетворенности сотрудников
своей работой.
3.1.4 Способы совершенствования
коммуникационных процессов в организации
Следующие принципы являются полезными для организации эффективной коммуникации, так как они концентрируют внимание на четырех решающих областях:
Приведем характеристику каждого из принципов.
Хотя о коммуникации часто думают просто как о сообщении для того, чтобы она обладала какой-то ценностью, она должна пройти испытание по принципу ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понято получателем.
Управленческие
сообщения скорее являются средствами,
чем конечными целями. Принцип
целостности состоит в
3.Принцип стратегического
использования информационной
Характер этого ключевого принципа заключается в следующем: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководители используют неформальную организацию в дополнение к коммуникации формальной организации.
Попробуем рассмотреть
способы улучшения
В межличностных
коммуникациях главным является
совершенствование науки
1. Умение слушать. Эффективное общение невозможно без умения слушать.
2. Ясность идей. Прояснение идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи.
3. Язык жестов и интонаций. Необходимо следить за языком жестов, позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов.
4. Эмпатия и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, сопереживание. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной. Эмпатия при обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре.
5. Установление обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Еще один способ установления обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание. Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеревались сообщить.
В организационных коммуникациях основным является совершенствование информационного потока. Вот некоторые конкретные способы совершенствования информационного обмена в организациях, которые должен знать любой руководитель.
1. Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое "слишком много" и "слишком мало" в информационных обменах.
2. Управленческие действия. Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. Например, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.д. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Планирование, организация и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена.
Информация о работе Организация процесса контроля в организации