Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по усовершенствованию отдела маркетинга, изучение понятия маркетинга, его функции, концепции и цели.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие маркетинг;
Определить функции отдела маркетинга;
Изучить принципы построения отдела маркетинга;
Выявить способы построения маркетинговых структур управления;
Разработать рекомендации по созданию отдела маркетинга на предприятии.
Введение……………………………………………………………………..…..3-4
Глава 1. Теоретические основы построения отделов маркетинга......................5
Понятие маркетинга и функции отдела маркетинга.………...…….…..5-6
Принципы построения отдела маркетинга……………………………..6-7
Способы построения маркетинговых структур управления…………8-11
Глава 2. Рекомендации по созданию отдела маркетинга на предприятии…..12
2.1 Анализ деятельности предприятия ООО «Unilever»…………….…12-19
2.2 Предложения по созданию отдела маркетинга предприятия……...19-21
2.3 Юридическое, экономическое, информационное и кадровое обоснование рекомендаций……………………………………………...21-26
Заключение...…………………………………………………………………27-28
Список литературы…………………………………………………………..29-30
Приложение……………………………………………………………….….31-39
В российском предпринимательстве часто используются комбинированные организационные структуры управления: функционально – товарная, функционально – рыночная и т.д.
Особенности функционально – товарной структуры управления в том, что сотрудники продуктовых подразделений, как правило, находятся в двойном подчинении: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных служб (рис. 3).
Рис. 3. Функционально – товарная структура управления маркетингом
Для
компаний среднего и большого бизнеса,
которые успешно владеют инструментами
дифференцированного маркетинга и могут
работать одновременно на нескольких
рынках – целесообразна функционально
– рыночная структура.
В данном случае разделение полномочий
и функциональных обязанностей осуществляется
не по продуктам, а в резерве целевых рынков
сбыта, что отражено на рис. 4.
Рис. 4. Функционально – рыночная структура управления маркетингом
Преимущества
данной структуры в том, что возможен
тщательный учет потребностей покупателей
в разряде целевых рынков и специфических
особенностей каждого рынка в отдельности
[2.2, с. 399-402].
Глава II. Рекомендации по созданию отдела маркетинга на предприятии
2.1. Анализ деятельности предприятия ООО «Unilever»
История Unilever
Выйдя на российский рынок в 1991 году, Unilever открыл в 1992 представительский офис «Юнирус» в Москве. Свою деятельность офис начал, импортируя продукцию, включавшую туалетное мыло Lux, стиральный порошок OMO, зубную пасту Signal, дезодоранты Impulse и чай Lipton.
В январе 1994 в Санкт-Петербурге был основан головной офис, а к июлю следующего года парфюмерно-косметическая фабрика «Северное Сияние» была объединена с «Юнирусом». В России начали производиться такие торговые марки как Sunsilk, Timotei и Denim, а также широкий спектр продукции под марками «Северного Сияния»: туалетная вода «Цветы России», одеколоны For men и Club.
Продолжая инвестировать в Россию, в апреле 1996 г. Unilever создал представительский офис «Ван ден Берген Юргенс Б.В.» в апреле 1996 г. для развития бизнеса в области продуктов питания. Так на рынке появились такие торговые марки как Rama, Delmy, Calve, а также чай Brooke Bond, поддержавший традиции Lipton – марки, к тому времени уже широко представленной и завоевавшей доверие потребителя.
В марте 1998 г. компания приобрела в собственность Московский Маргариновый Завод (ММЗ). В октябре 2000 г. Unilever приобрел компанию Betsfoods (бывшую CPC Foods). Продукция этой компании широко известна, это торговые марки Knorr и Hellmann's. В результате этого объединения, в России появилось еще одно очень современное производство — завод в Туле. В марте 2002 года произошло официальное открытие чаеразвесочной фабрики, построенной в Санкт-Петербурге по соседству с фабрикой «Северное Сияние».
Cегодня в компании Unilever работает около 1500 человек в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, а также более чем в 100 крупных городах России и Украины.
В настоящее время, кроме мыла и маргарина, компания производит огромное количество других товаров: от продуктов питания, напитков и мороженого до стиральных порошков и средств личной гигиены, продаваемых в 88 странах мира. Многие торговые марки компании являются лидерами продаж в мире, регионе или в своей категории.
Обеспечивая
россиян и украинцев
Ассортимент продукции включает в себя одни из самых известных и популярных торговых марок в мире, в т.ч. 12 брендов стоимостью свыше 1 млрд. евро каждый. Во многих сегментах рынка, где представлена продукция, компания занимает первое место на глобальном уровне. Среди торговых марок Unilever есть, например, такие легендарные бренды, как Omo, Lipton, Dove, Axe/Lynx, Knorr, Hellmann’s, мороженое Wall’s, Flora/Becel, Vaseline, Surf и Cif.
Бренды компании Unilever: Lipton, Балтимор, Domestos, Timotei, CLEAR vita ABE, Cif, Беседа, crème Bonjour, Rama, Calve, Rexona, Axe, Пышка, Dove, Knorr, Инмарко, Brooke Bond, Sunsilk и другие.
Цель Unilever – удвоить объем бизнеса, одновременно снижая воздействие на окружающую среду. «Каждый день мы работаем, чтобы создавать лучшее будущее, помогая людям отлично себя чувствовать, прекрасно выглядеть и больше получать от жизни, благодаря нашим торговым маркам и услугам, которые идут на благо не только им самим, но и другим людям на планете».
Структура компании
Структура
компании ООО «Юнилевер Русь»
типична для большинства
Данный
отдел представлен тремя
В его функции входит планирование, логистика и склады, развитие продукции, закупка сырья и упаковки, обеспечение гарантии качества готовой продукции. Также этот отдел включает в себя четыре производственные площадки: Московский Маргариновый завод, Тульский завод, Фабрику "Северное сияние", Чаеразвесочную фабрику.
Это один из самых многочисленных отделов, сотрудники которого работают во всех регионах России и Украины и обеспечивают наличие наших продуктов на прилавках от Калининграда до Владивостока. Подразделение торгового маркетинга (Trade marketing) занимается активацией продаж.
Это подразделение компании, которое занимается поставкой продуктов под марками Knorr, Rama, Calve, Lipton, Hellmann’s (сухие концентраты, специи, кулинарные жиры и др.) для предприятий общественного питания.
Он включает в себя следующие подразделения: Коммерческий отдел (Food и HPC), Бухгалтерию, Казначейство, Налоговый отдел, Юридический отдел, Отдел информационных технологий, Внутренний аудит.
В его функции входит набор и развитие сотрудников, выплата компенсаций, административные вопросы и внутренние коммуникации.
Он
отвечает за взаимодействие с государственными
органами и средствами массовой информации.
Рис. 5. Организационная структура отдела маркетинга
Данная структура, в компании по отделу маркетинга, довольна, практична для компаний среднего и большого бизнеса. В данном случае разделение полномочий очень уместно.
Анализ внутренней среды фирмы (SWOT - анализ)
Прежде
всего изучается
SWOT – анализ компании ООО «Unilever» (см. приложение 1).
Как видно из таблицы 1, предприятие имеет ряд сильных сторон, выгодно отличающих его от конкурентов. Самые главные из них – высокое качество реализуемой продукции, в т.ч. и собственного производства, а также широкий ассортимент предоставляемых услуг.
Также предприятие ООО «Unilever» обладает набором возможностей, которые могут способствовать укреплению позиции предприятия на рынке – расширение ассортимента, увеличение объемов производства и другие.
PEST – анализ компании ООО «Unilever»
Анализ внешней среды косвенного воздействия проведем с помощью PEST-анализа (таблица 2). Оценку произведем по следующим критериям:
3 – большое значение, 2 – умеренное влияние; 1 – слабое значение.
3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние; 0 – отсутствие влияния.
PEST – анализ ООО «Unilever» (см. приложение 2).
Политические факторы: несомненно предприятие ООО «Unilever» зависит от законодательства и экономической политики государства, особенно от законов, регулирующих деятельность торговых предприятий.
Экологические факторы влияют на деятельность предприятия достаточно опосредовано. В целом производство и применяемые технологии не оказывают загрязняющего влияния на внешнюю среду, поэтому ООО «Unilever» выступает в этом отношении как плательщик установленных законодательством РФ налогов и сборов.
Таким
образом, больше всего наихудшее
влияние оказывает социальный фактор:
демографическая ситуация в стране,
мнения и отношения потребителей,
потребительские предпочтения.
Матрица
BCG
Рис. 6. Матрица BCG
Анализ
матрицы БКГ позволяет
Каждый из четырех квадрантов описывает различную ситуацию, требующую отдельного подхода с точки зрения, как капиталовложений, так и выработки маркетинговой стратегии для каждого квадранта: «Звезда», «Дойная корова», «Вопросительные знаки», «Собака». Задача состоит в том, чтобы обеспечить стратегическое равновесие портфеля путем развития хозяйственных зон, способных давать свободные денежные средства, и зон, обеспечивающих долгосрочные интересы предприятия.
В данном случае компания «Unilever» находиться в квадранте «Звезда», т.к. он отражает лидирующее положение стратегической хозяйственной единицы с высокими темпами спроса и рыночной долей. Например, основные показатели первого квартала 2011 года:
Так же компания стабильно растет в производстве, как свидетельство представлен «отчет по устойчивому развитию» (см. Приложение 3).
Информация о работе Организация отдела маркетинга на предприятии