Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель - в соответствии с предметом исследовать объект изучения в данной работе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
- привести теоретические понятия и положения, связанные с проблемой исследования в работе;
- провести анализ системы управления на примере конкретной организации
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления в организации 4
1.1. Организация как система управления 4
1.2 Цели и функции управления организацией 6
1.3. Содержание управления на предприятиях 12
Глава 2. Анализ системы управления организацией на примере ООО «УАЗ - Автотранс» 19
2.1. Характеристика ООО «УАЗ - Автотранс» 19
2.2. Анализ внешней среды ООО «УАЗ - Автотранс» 22
2.3. Анализ внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс» 25
2.4. Определение миссии фирмы и построение «дерева целей» 28
Глава 3. Повышение эффективности управления организацией 35
3.1 Проектирование эффективной структуры управления организации 35
3.2. Разработка концепции организационной культуры 37
3.3. Мотивация труда 38
Заключение 41
Список литературы 43
Для руководства цехом директор предприятия назначает начальника цеха и его заместителей, в задачу которых входит организация выполнения получаемых от руководителей предприятия производственно-технических заданий.
Первостепенная задача начальника производственного цеха - своевременное и качественное изготовлен» закрепленной за цехом продукции. В то же время начальник цеха и подчиненный ему персонал отвечают за бережное отношение к выделенным цеху ресурсам, соблюдение установленных нормативов расходования сырья, материалов, заработной платы, энергии, техники безопасности, санитарного содержания цеха.
Начальники вспомогательных и обслуживающих цехов организуют бесперебойное обслуживание основных производственных цехов.
Начальник цеха имеет заместителей, один из которых решает вопросы, связанные с экономикой и организацией работы цеха, другой вопросы инженерно-технического обслуживания цеха. По такому же принципу создаются функциональные подразделения цеха: планово-диспетчерское бюро, бухгалтерия, бюро кадров, а также технологическое бюро, служба механика и энергетика.
Функциональные экономические и технические цеховые подразделения, которые административно подчиняются начальнику цеха, а в методологическом и функциональном отношениях - соответствующим отделам предприятие подготавливают оперативную плановую и техническую документацию для цеха, разрабатывают графики работы участков и бригад, ведет учет расходования материальных и трудовых затрат, обеспечивают бесперебойность работы цеха. На крупных предприятиях, где в отдельных цехах сосредоточено до 2-3 тыс. и более персонала, функциональные подразделения по характеру работы и составу специалистов зачастую напоминают отделы предприятия.[10]
Руководители участков (по должности это могут быть начальники участков или мастера) осуществляют главным образом оперативное управление производством и персоналом на подведомственном участке: распределяют производственные задания по бригадам; организуют и контролируют ход выполнения заданий; обеспечивают режим экономии, трудовую и производственную дисциплину на участке; не допускают нарушения норм техники безопасности, инспектируют бригадиров и рабочих по основной работе и техническим вопросам: следят за исправностью оборудования, инструментов, приспособлений.
Бригадиры получают задания от мастера и распределяют их среди рабочих бригады; организуют выполнение заданий. Оказывают профессиональную помощь рабочим; помогают мастеру контролировать и удерживать на должном уровне производственную и трудовую дисциплину в бригаде.
Предприятия могут входить в состав различных концернов, холдингов, ассоциированных и других объединений. В таком случае внутренняя структура предприятия может оставаться неизменной, но функции управления частично меняются, прежде всего в сторону ограничения прав.
Общество с ограниченной ответственностью «УАЗ-Автотранс» создано 22 октября 2002 г. в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество имеет Устав, утвержденный Решением Учредителя №1 от 28.10. 2004.
Учредителем Общества является физическое лицо. Для обеспечения деятельности Общества создан уставный капитал в размере 10 000 тыс.рублей за счет вклада учредителя денежными средствами.
Форма собственности: частная.
Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «УАЗ-Автотранс».
Сокращенное наименование Общества: ООО «УАЗ-Автотранс».
Местонахождение Общества: 432049, г. Москва, ул. Азовская, 99.
Целью деятельности Общества является получение прибыли.
Общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные, законом, в том числе предметом деятельности общества являются:
- перевозка грузов автомобильным транспортом;
- перевозки пассажирские, багажа, грузобагажа и грузовые перевозки;
- услуги строительно-дорожными машинами, автоуслуги;
- транспортно-экспедиторские, погрузо-разгрузочные, такелажные, складские работы и услуги;
- деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, осуществляемая на коммерческой основе, в том числе: услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых и грузовых автомобилей, автобусов, кузовов, рабочих органов, оборудования и оснастки специальных и специализированных автотранспортных средств;
Главным критерием развития ООО «УАЗ-Автотранс» является:
- улучшение качества обслуживания клиентов компании;
- увеличение парка собственного подвижного состава и скорости доставки;
- снижение стоимости услуг.
Среднесписочная численность работников – 34 чел.
Организационная структура ООО «УАЗ-Автотранс» представлена на рис.2.1.
Учредителем (участником) Общества является физическое лицо гражданин Российской Федерации.
Рис.2.1. Организационная структура ООО «УАЗ - Автотранс».
Высшим органом управления общества является общее собрание участников общества.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – директором Общества; избираемым (назначаемым) на общем собрании участников общества сроком на 5 лет.
Структура управления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Звенья управления показаны в табл.2.1.
Таблица 2.1
Звенья управления организационной структуры ООО «УАЗ-Автотранс»
Звено | Подразделение / структурная единица |
Линейное | Производственное подразделение во главе с главными механиками |
Функциональное | Инженер по ТБ Диспетчер Кладовщик Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером |
Руководители функциональных подразделений осуществляют влияние на автотранспортное хозяйство формально. Они не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения работникам автотранспортного хозяйства. Функциональные службы осуществляют подготовку реализации услуг; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством реализации услуг.
Уровни управления ООО «УАЗ-Автотранс»:
I. Высшее руководство организации (top management):
учредитель;
генеральный директор.
II. Средний уровень (middle management) отсутствует.
III. Менеджмент первого уровня (first-line management):
механик;
главный бухгалтер.
Достоинства структуры управления ООО «УАЗ-Автотранс»:
- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
- построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостатки структуры:
- каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями;
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
- аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими, множества оперативных задач.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Внешняя среда ООО «УАЗ-Автотранс» по своей структуре неоднородна и представлена средой прямого и средой косвенного воздействия. Анализ внешней среды ООО «УАЗ-Автотранс» представлен в таблице 2.2, де рассматриваются факторы прямого и факторы косвенного воздействия.
Таблица 2.2
Анализ внешней среды ООО «УАЗ-Автотранс»
Наименование фактора | Степень значимости | Характер воздействия |
Факторы прямого воздействия: | ||
поставщики | С позиции макроскопического представления организация – это система преобразования «входов» и «выходов». Основные разновидности входов – это рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. | Зависимость между ООО «УАЗ-Автотранс» и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, - это прямое воздействие внешней среды на организацию. Изменчивость качества и цены ресурсов создаёт определённые проблемы. |
материалы | Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах и в необходимые сроки может создать большие трудности для ООО «УАЗ-Автотранс». | Такая система снабжения требует тесного взаимодействия ООО «УАЗ-Автотранс» с поставщиками. |
капитал | Для роста и процветания ООО «УАЗ-Автотранс» нужны «поставщики» капитала. | Существует много видов потенциальных инвесторов – это банки, инвестиционные и кредитные программы, акционеры, частные лица. |
трудовые ресурсы | Для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, ООО «УАЗ-Автотранс» обеспечено персоналом нужных специальностей и квалификации. | Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, представляют главный ресурс, использование которого обеспечивает эффективность и результативность организации. |
законы и государственная власть | ООО «УАЗ-Автотранс» имеет определённый правовой статус, являясь частным предприятием. Это определяет, как организация может вести дела и какие налоги должна платить. | Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В РФ принимается множество законов, непосредственно влияющих на предприятие, регулирующие деятельность ООО «УАЗ-Автотранс». |
государственные органы | Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят свои собственные требования, имеющие силу закона. | Министерства и ведомства Правительства, Центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензирование деятельности по различным направлениям. |
законотворчество региональных и муниципальных органов власти | Дополнительно усложняют деятельность ООО «УАЗ-Автотранс» регулирующие решения субъектов Федерации и местных органов власти. | Каждый субъект Федерации, каждое муниципальное образование требуют от ООО «УАЗ-Автотранс» приобретение лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают налогами. |
потребители | Эффективность ООО «УАЗ-Автотранс» зависит от её способности находить или создавать для себя потребителя результатов деятельности. | |
конкуренты | Если не удовлетворять нужды потребителей более эффективно, чем конкуренты, то организация просуществует недолго. | Потребители – не единственный объект соперничества. Конкурентную борьбу ООО «УАЗ-Автотранс» ведёт за трудовые ресурсы, капитал и право использовать определённые технические нововведения. |
Факторы косвенного воздействия: | ||
технология | Скорость изменения технологий быстро растёт, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. ООО «УАЗ-Автотранс» должно быстро реагировать на новые разработки. | Технологические нововведения влияют на эффективность работы ООО «УАЗ-Автотранс», конкурентоспособность, на процесс обновления услуг |
состояние экономики | Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения ООО «УАЗ-Автотранс» капитала для своих нужд. | Состояние экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги ООО «УАЗ-Автотранс». |
социокультурные факторы | Это установки, жизненные ценности и традиции. Изменение установок влияет на то, что работники считают положительным в деятельности ООО «УАЗ-Автотранс». | Эти факторы влияют на услуги, являющиеся результатом деятельности ООО «УАЗ-Автотранс», поскольку они определяют вкусы потребителей. |
политические факторы | Они имеют для руководителя ООО «УАЗ-Автотранс» особое значение. Один из них – отношение органов власти и управления, судебных органов к предпринимательству. Больше значение имеет фактор политической стабильности. | Для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности, к установлению специальных пошлин. |
Таким образом, анализ внешней среды позволяет ООО «УАЗ-Автотранс» создать перечень опасностей и возможностей, с которыми организация сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.
Менеджер ООО «УАЗ-Автотранс» формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством.
Основные переменные в ООО «УАЗ-Автотранс», которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Проанализируем внутреннею среду организации ООО «УАЗ-Автотранс» представим её в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ внутренней среды ООО «УАЗ-Автотранс»
Функциональная подсистема | Роль в бизнес-процессе | Характеристика функций |
Цели | Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель ООО «УАЗ-Автотранс» определяет концепцию развития и основные направления деловой активности. Для достижения поставленной цели ООО «УАЗ-Автотранс» выполняет программу действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой. | Основной целью ООО «УАЗ-Автотранс» является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Её планируется увеличить с помощью ориентации на минимизацию прибыли. Это обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь. |
Структура | Организационная структура представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления. | Структура управления ООО «УАЗ-Автотранс» является линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. |
Задачи | Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства ООО «УАЗ-Автотранс» о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. | Руководство ООО «УАЗ-Автотранс» достигает решение задач через других людей, поэтому люди являются центральным фактором в организации. |
Технология | Это системное сочетание знаний, навыков, оборудования и инфраструктуры, которые необходимы для выполнения образовательных услуг. | Задачи и технологии ООО «УАЗ-Автотранс» тесно связаны между собой. Для выполнения задач используются конкретные технологии как средство преобразования информации и «материала», поступающих на «вход» и исходящих на «выходе». |
Люди | Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В силу такого положения люди для менеджера являются “предметом номер один”. | Менеджер ООО «УАЗ-Автотранс» формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе. Люди, работающие в ООО «УАЗ-Автотранс», очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия оказывают серьезное влияние как на характеристику работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент ООО «УАЗ-Автотранс» строит свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и старается устранять отрицательные последствия его действий. |