Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 05:40, курсовая работа
Цель моей работы заключается в исследовании группового взаимодействия при работе в проекте, так данное взаимодействие - это естественная черта человеческого поведения. Однако создание крепких взаимосвязей между сотрудниками как условие эффективной групповой деятельности в проекте представляет собой нелегкую задачу. Деятельность групп во многом зависит от того, принимаются ли данной группой цели организации в целом
Введение ………………………………………………………………………..…. стр. 3;
Глава I. Теория ……………………………………………………………………. стр. 4;
1.1 Стадии развития группы ...…………………………………………………… стр. 4;
1.2 Факторы эффективности групповой деятельности ………………………… стр. 4;
1.3 Тип совместной деятельности ……………………………………...……….. стр. 5;
1.4 Тип управления ………………………………………………………………. стр. 6;
1.6 Команда ……………………………..………………………………………… стр. 8;
1.5 Синергия …………………………………………………………………....… стр. 8;
1.7 Принятие решений ……………………………………………………...……. стр. 9;
1.8 Организационная культура команды ……………………………………… стр. 12;
Глава II. Анализ …………………………………………………………………. стр. 16;
Глава III. Практика ……………………………………………………………… стр. 18;
Заключение ……………………………………………………………………… стр. 21;
Библиографический список
Для участников типа совместно-индивидуальной деятельности характерны:
Участники групп данного типа во главу угла ставят свои собственные цели, интересы и ценности. Они склонны самостоятельно вырабатывать способы достижения целей и способны эффективно действовать в ситуации высокой конкурентоспособности.
4. Совместно-творческий тип деятельности берет свое начало в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали ноу-хау, что-то новое и уникальное, что нельзя было создать по уже имеющимся технологиям. В таких группах возникает специальный тип деятельности, который называется сотворчество, когда каждый участник группы является равноправным создателем нового продукта. Этот тип характеризуется активной работоспособностью каждого из участников группы как повышение собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. Участникам группы с совместно-творческой деятельностью свойственна ориентация на профессиональное развитие личности.
Для членов группы с совместно-творческим типом деятельности характерны:
Для групп, работающих в таком типе деятельности,
основной целью становится обладание
новым знанием, создание условий для индивидуального
развития, а также уважение прав других
участников.»¹
1.4
Тип управления. «Является характеристикой
того, как принимаются (управленческая
форма) и каким способом реализуются (рычаг
управления) управленческие решения. Типы
управления должны отвечать организационной
культуре группы и,
_______________
¹ О.Н.Громова, Г.Латфуллин, Организационное поведение, - М.: Учебник для ВУЗов, 2004.
следовательно, особенностям персонала, которые в ней состоят. Одна из важнейших
причин неэффективного управления – это несогласованность между этими параметрами
организации.
Характеристики типов управления группами:
1. Первый тип характеризуется коллективной формой управления, которая предполагает единоличное принятие решений (обычно лидером коллектива). Такая управленческая форма отвечает организационной культуре, при которой участники группы являются исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в данном случае – это авторитет руководителя.
2. Следующий тип управления характеризуется рыночной формой. При использовании этого типа решения в проекте принимаются в соответствии с рыночными законами, и рынок здесь является основной мерой их эффективности. Главный рычаг воздействия на персонал при таком типе управления - деньги. Руководитель в глазах участников группы будет считаться сильным и компетентным, при условии, что он сможет вознаградить их в соответствии с затраченными силами. Такая управленческая форма характерна для предпринимательской организационной культуры, в которой имеются активные участники, ориентированные на такое повышение в должности, которое будет сопряжено с увеличением ответственности, объемом выполняемой работы и соответствующим ростом уровня вознаграждения.
3. Еще один тип управления связан с бюрократической формой. Здесь решения принимаются вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на участников группы будет силовое воздействие, основанное на использовании методов прямого воздействия, таких как приказы, наказания. Управленческая форма такого типа характерна для бюрократической организационной культуры, характеризующаяся наличием технологически дисциплинированных сотрудников,
строго выполняющих свои функции и приказы начальства.
4. Относительно новый для рыночной экономики тип управления основывается на демократической управленческой форме. Такой тип управления связан с использованием закона как основного рычага управления. Для подобной организационной культуры характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достижение всеобщего результата, с другой же, стремящихся к личному профессиональному развитию. Достижение целей в такой группе, которая включает разно ориентированных личностей, невозможно, если не будут установлены четкие правила поведения ее участников. Однако эти правила должны быть демократическими и обеспечивать как достижение интересов законопослушного большинства, так и соблюдение законных прав меньшинства. Например, в СССР большое значение придавалось не нормативно-регулирующим механизмам на основе правовых документов (законов), а именно своду этических норм и положений.
5. В последнее время стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характеризующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа характерна распределенность управленческих функций, которые реализуются только при активном и равноправном участии всех участников группы. Основная особенность такого типа – использование знаний в качестве главного рычага управления. Эффективная управленческая деятельность в проекте не может быть выполнена без использования знаний профессионалов различных областей, владеющих специфичными представлениями и фактами, описывающими управленческую среду.
Вышеперечисленные типы управления групповой
работы в проекте способствуют наиболее
полной реализации трудового и творческого
потенциала отдельных ее членов. Что касается
организации эффективной групповой работы
в проекте применительно к национально-культурным
особенностям российских граждан наименее
продуктивными, то ими будут являться
совместно-индивидуальный и совместно-последовательный
типы управления.»¹
1.5 Синергия. «Эффективная группа достигает высокого уровня выполнения заданий, удовлетворенности ее членов и командной жизнеспособности. Эффективные группы обладают синергетическим эффектом, т.е. эффектом от коллективной деятельности членов группы, действующей в общем направлении.
С возникновением синергетического эффекта группа делает намного больше, чем позволяют индивидуальные способности каждого ее участника.
1. Групповая синергия нужна для того, чтобы компания стала конкурентоспособной и смогла добиться высокой производительности труда в условиях современного рынка.
2. Группы создают ситуацию, в которой участники обучают друг друга и обмениваются профессиональными знаниями и опытом.
3. В
группе общими усилиями
4. В группе постоянно происходит обмен информацией, осуществляется поддержка ее участников.
5. Группы обеспечивают чувство уверенности в своих силах и результатах деятельности.
Однако группы могут порождать и ряд проблем, например, таких, как социальное иждивенчество (т.е. социальная лень отдельных членов группы).»²
1.6 Команда. «Наибольшего эффекта при работе группа достигает в состоянии команды. Команду можно охарактеризовать как определенного рода группу. Однако не любая группа может стать командой. Команда - это группа людей, объединенных достижением общей цели, которая во многом соответствует личным целям каждого из участников.
Признаки команды. Команда характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие:
Большинство исследователей выделяют три основных характеристики команды: сотрудничество, разнообразие задач, ответственность за всю работу в целом и ее последующий анализ.
_______________
¹´² О.Н.Громова, Г.Латфуллин, Организационное поведение, - М.: Учебник для ВУЗов, 2004.
Обычно цели, стоящие перед командой, не могут быть выполнены отдельными ее участниками, т.к. существуют ограничения по времени и ресурсам, а также из-за невозможности овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями для эффективной работы. Работа в проекте, требующая глубоких знаний и компетентности ее участников, становится более предпочтительной для команды, а не группы, что позволяет разделить задачи между ее членами, а, следовательно, решить ее в жестко установленные сроки.
Различие между командой и группой. Командная работа наиболее эффективна при изучении новых видов деятельности, а также при решении неизвестных ранее проблем. В таких случаях создаются команды менеджеров для улаживания последствий каких-либо ошибок и просчетов, допущенных в управлении проектом. В общественных организациях, где рабочая деятельность не оплачивается и деньги не стать стимулом, привлекательность работы в команде заключается в возможности завести личные контакты.
Участники группы, наоборот, в гораздо меньше заинтересованы в осуществлении внешних задач. Очень часто рост и развитие группы являются и ее самоцелью, когда процесс работы оказывается важнее ее результата. Многие группы имеют достаточно подвижную и менее формальную, чем у команд, структуру, где достаточной основой для эффективной групповой работы в проекте является получение определенного результата.
Очевидно, что команда и группа являются отчасти совпадающими образованиями. И команда, и группа могут развивать внутренний потенциал своих членов или организации в целом, управлять процессами изменений. Но в одном случае необходимо уделять более пристальное внимание процессам создания команды, а в других ограничиваться обычной работой в группах. Чем неопределеннее задача, стоящая перед организацией, тем нужнее командный подход.
Недостатком командной работы является то, что команды могут выработать лишь подходящие для участников решения проблем, а не оптимальные варианты. Это происходит оттого, что решение поставленных задач находится в процессе группового обсуждения, которое так или иначе стремится к нахождению усредненных точек зрения и исключению крайних вариантов решения, где, возможно, могут быть и оптимальных. Результат определяется тем, насколько команда прогрессивна по составу, нормам и ценностным ориентациям. Команда, в которой культивируется дух изобретательства и оригинальности, в силу своего поведения стремится к новаторскому коллективному решению. Также работа в команде является неприемлемой в том случае, когда решение необходимо найти в сжато поставленные сроки. На принятие решения командой необходимо гораздо больше времени, чем на принятие решения отдельными лицами в группе.»¹
1.7
Принятие решений.
«Принятие решений – это важнейший
вид управленческой деятельности, имеющий
основополагающее значение при высокой
эффективности работоспособности в группе.
Управленческое решение – это действие,
представляющее собой выбор альтернативы,
обращённой к решению проблемной ситуации.
Любое такое решение является результатом
целенаправленной управленческой деятельности,
исходящей от менеджера и представляющей
собой процесс видоизменения информации
о состоянии какого-либо объекта в управляющую
информацию, имеющее
_______________
¹ Э.Х.Шейн, Организационная культура и лидерство, – СПб.: Питер, 2002.
основополагающее значение для участников группы. В зависимости от принятых за основу нормативов допускаются несколько видов классификаций управленческих решений:
Классификация управленческих решений. Такая классификация производится по признаку видов решений и характеристики этих видов.
По сроку действия последствий:
- долгосрочные;
Информация о работе Организация эффективной групповой работы в проекте