Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих
эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления
затратами предприятия.
Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство
продукции.
руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую он реально
может воздействовать:
Опз = Хф – Хп ,
где Хф, Хп – фактические и плановые постоянные затраты.
Отклонение по объему производства можно разбить на две большие группы:
отклонения по мощности и по эффективности.
Отклонение по мощности:
Ом = (Сф - Сп) * Фп ,
где Сф – стоимость основных фондов (количественный фактор);
Ф – фондоотдача (качественный фактор).
Отклонение по фондоотдаче:
О = Сф * (Фф - Фп).
Расчет и анализ отклонений обычно оформляют в таблицах следующего вида (табл.
2):
Таблица 2
Таблица расчета и анализа отклонений
Статья затрат | План | Факт | Отклонение | |||
всего | в т.ч. по объему | по нормам | по ценам | |||
Для контроля и анализа отклонений на предприятии может быть разработан
классификатор возможных причин и возможных виновников отклонений (табл. 3).
Каждому отклонению присваивается пятизначный код: первые три цифры – код
центра ответственности, где выявлены причины, последние две цифры – код
виновника отклонений [1, с.51-53].
Таблица 3
Пример
классификатора причин
отклонений
Величина отклонения | Выявленные причины отклонения | Центр ответствен-ности, определяющий причины отклонений | Код центра ответствен-ности | Центр ответствен-ности – виновник отклонений | Код центра ответст-венности – винов-ника |
На основании табл. 2 и 3 менеджер может принимать решения по устранению
нежелательных отклонений и усилению благоприятных тенденций. Например, если
затраты предприятия увеличились из-за роста цен на приобретаемые ресурсы,
следует проанализировать возможности перехода на менее дорогостоящие
материалы, уменьшения
норм расхода дорогостоящих
просто искать других поставщиков, предлагающих товар по более низким ценам.
Если же причиной роста суммарных затрат стал рост объема производства,
вызванный высоким рыночным спросом на продукцию предприятия, скорее всего,
следует постараться стимулировать дальнейший рост объемов, либо, если
производственные мощности или опасность обострения конкуренции не позволяют
этого сделать, повысить цены на продукцию, увеличив тем самым прибыль
предприятия.
Для эффективного управления затратами на предприятии должен быть разработан
механизм реализации
функций управленческого
3.2. Управление затратами с помощью операционного анализа
Чтобы выработать рациональные решения, связанные с настоящей и будущей
производственно-хозяйственной деятельностью рассматриваемого предприятия, нам
необходимо изучить качественную информации. Об издержках предприятия. Данные
о затратах на производство продукции ОАО «Электроагрегат» за период с января
по декабрь 2001 года представлены в таблице 5:
Затраты на производство
Месяц | Объем производства
(шт.) |
Материальные расходы
(т.р.) |
Ценовые расходы
(т.р.) |
Общепроиз-водственные расходы (т.р) | Себес-тоимость
(т.р.) |
Январь | 1356,3 | 8780,2 | 2218 | 1259,4 | 12157,6 |
Февраль | 1192,2 | 7879,4 | 1976,5 | 2138,2 | 11994,1 |
Март | 1418,5 | 8155,1 | 3247,8 | 940,6 | 12343,5 |
Апрель | 1867,3 | 13219,1 | 279,9 | 1207,5 | 14706,6 |
Май | 1589,6 | 9093,8 | 2327,1 | 1400 | 12820,9 |
Июнь | 1149,38 | 6592,5 | 2452,7 | 688,4 | 9733,7 |
Июль | 1460,8 | 8157,6 | 2290,5 | 1186,4 | 11634,2 |
Август | 1552,65 | 8481,9 | 1510,7 | 1823,7 | 11876,4 |
Сентябрь | 726,85 | 5066,9 | 1191,7 | 1623 | 7880,6 |
Октябрь | 2250,36 | 19710,5 | 1747,9 | 2344,9 | 23803,4 |
Ноябрь | 2158 | 24730,4 | 1956,6 | 2111 | 28898 |
Декабрь | 2195 | 33508,5 | 2639,3 | 3139,1 | 39286,9 |
Итого | 16582 | 153375,9 | 23798,7 | 19960,9 | 197135,9 |
При применении инструментов
операционного анализа в
предприятия, необходимо затраты разделить на постоянную и переменную части.
Материальные затраты, которые включают в себя затраты на сырье,
вспомогательные материалы, тару, зарплату производственных рабочих и
начисления на зарплату относим к переменным.
Так как цеховые
и общезаводские расходы
то для управления ими необходимо разделить их на переменные и постоянные. Для
этого воспользуемся методом наименьших квадратов.
Определение коэффициентов и результаты расчетов представлены в таблице 6 и в
таблице 7 (прил. А, Б).
Используя данные таблицы 6, найдем ставку переменных издержек (для цеховых
расходов):
Переменные издержки в расчете на среднесписочный объем производства
составляют (1510,7 шт. * 324,0027 руб./шт.) = 489461,16 руб. Тогда постоянные
издержки составляют (1843739,79 руб. – 489461,16 руб.) = 1354278,63 руб.
Таким образом, уравнение регрессии цеховых расходов будет иметь следующий вид:
у = 1354,3 тыс. руб. + 324 * Х
Используя данные таблицы 7, рассчитаем ставку переменных издержек (для
общепроизводственных расходов):
Переменные издержки в расчете на среднемесячный объем производства составляют
(1510,67 шт. * 834,0535 руб./шт.) = 1259979,6 руб. Тогда постоянные издержки
составляют (1289106,24 руб. – 1259979,6 руб.) = 29126,64 руб.
Таким образом, искомое
уравнение регрессии
будет иметь вид:
Далее необходимо рассчитать ключевые показатели операционного анализа
деятельности предприятия за 2000 год. Для этого воспользуемся общим
уравнением регрессии цехов и общепроизводственных расходов:
У = 1383,43 тыс.руб. + (Х*1158,05 тыс.руб.),
где
1383,43 тыс. руб. – это постоянные расходы,
а (Х*1158,05 + Материальные затраты) – это переменные расходы,
Х – объем производства.
Расчетные данные представлены в табл. 8 (прил. В). Рассчитаем силу
воздействия операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой
прочности за 2001 год
для предприятия ОАО «
расчета кратко представим в таблице:
Показатель | В тыс. руб. | В процентах и в относительном выражении (К ВРП) |
1. Выручка от реализации | 237252 | 100% или 1 |
2. Переменные затраты | 175303 | 73,9% или 0,739 |
3. Валовая маржа | 61949 | 26,1% или 0,261 |
4. Постоянные затраты | 16601 | 6,99% или 0,0699 |
5. Прибыль | 45348 | 19,1% или 0,191 |
Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (в относительном
выражении. к ВРП) = 16601 тыс. руб. / 0,261 = 63605 тыс. руб.
Запас финансовой прочности = 237252 – 63605 = 173647 тыс. руб.
Запас финансовой прочности в % =
Сила воздействия операционного рычага =
Таким образом, для
предприятия ОАО «
выводы:
1) порог рентабельности, равный 63605 тыс. руб.,
показывает, что при этом количестве выручки предприятия не имеет ни убытков,
ни прибыли;
2)
запас финансовой прочности
т.е. выручка от реализации продукции может снизиться на 73,19%, но убытков
пока это не принесет,
3)
сила воздействия
1,36, а это означает, что если выручка увеличится, например, на 10%, то это
должно принести
рост прибыли на 10% * 1,36 = 13,6%
Информация о работе Организация и управление коммерческой деятельности