Организация и управление коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих
эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления
затратами предприятия.
Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство
продукции.

Работа содержит 1 файл

Управление затратами на производстве.docx

— 65.59 Кб (Скачать)

товаров. Под управлением  затратами, в данном случае, понимают  их

планирование, учет и анализ.

Дисциплина «Финансы предприятий» раскрывает понятие «затрат» следующим

образом: в процессе предпринимательской деятельности предприятие несет так

называемые денежные затраты. Исходя из экономического содержания все денежные

затраты делятся  на три группы: затраты, связанные  с извлечением прибыли;

затраты, не связанные  с извлечением прибыли, и принудительные затраты.

К первым относятся  затраты на обслуживание производственного  процесса,

затраты на реализацию продукции. Ко вторым относятся расходы  потребительского

характера, а также  на благотворительные и гуманитарные цели. К третьему типу

затрат относятся  налоги и налоговые платежи, различные  отчисления, расходы по

обязательному страхованию  и др.

С точки зрения дисциплины «Управленческий учет» управление затратами

рассматривается как  управление снабженческо-заготовительной  деятельностью.

Управление снабженческо-заготовительной  деятельностью  - это регулирование

ежегодной общей  суммы затрат на содержание материальных запасов,

обеспечивающих бесперебойную  работу предприятия, суммы материальных затрат на

производство. Цель обобщения затрат – наблюдение за процессом их формирования

по двум направлениям: продукту – для оценки запаса; центрам  ответственности –

в целях контроля за уровнем материальных затрат.

Авторы, изучающие  дисциплину «Бухгалтерский учет», под  управлением затратами

понимают комплексный  процесс, охватывающий операции нормирования и

планирования, учета  и анализа производственных расходов, контроль за

процессом их формирования.

Взгляды некоторых  авторов, работающих в направлении  «Финансовый менеджмент»,

на  изучаемую  проблему не совпадают. Так, с точки  зрения Крейниной М.Н.

затратами надо управлять  с учетом изменения именно спроса на продукцию

предприятия. В случае прогнозируемого снижения спроса единственным способом

сохранения необходимых  размеров прибыли является целенаправленное уменьшение

затрат. При повышении  спроса, которое не сопровождается ростом затрат,

правильная финансовая оценка последствий этого повышения  может обеспечить

значительное увеличение прибыли.

Стоянова Е.С., Поляк  Г.Б., Быков Е.В. предлагают управлять  затратами

предприятия, используя  инструменты операционного анализа.

Таким образом, выше были рассмотрены различные взгляды  на понятие «затраты» и

«управление затратами».

Предприятия в процессе хозяйственной деятельности осуществляют довольно

сложный комплекс денежных затрат. Исходя из экономического содержания и

целевого назначения их можно объединить в несколько  самостоятельных групп:

- затраты на воспроизводство  производственных фондов;

- расходы на социально-культурные  мероприятия;

- операционные расходы;

- затраты на производство  и реализацию продукции (работ, услуг).

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают

наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Эти  затраты группируют

по следующим элементам  затрат: сырье и основные материалы, топливо, энергия,

заработная плата  основная и дополнительная, различные  отчисления, амортизация

основных фондов, прочие расходы  др. Подробный перечень затрат на

производство и  реализацию продукции установлен Положением о составе затрат по

производству и  реализации продукции, включенных в  себестоимость продукции, и

о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при

налогообложении прибыли. Этот документ был утвержден постановление

Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992г. с последующими

изменениями и дополнениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Концептуальные основы  управления затратами  предприятия

Процесс управления затратами предприятия носит  комплексный характер и

предусматривает решение  следующих вопросов:

- значение того, где,  когда и в каких объемах  расходуются ресурсы предприятия;

- прогноз того, где,  для чего и в каких объемах  необходимы дополнительные

финансовые ресурсы;

- умение обеспечить  максимально высокий уровень  отдачи от использования

ресурсов.

Управление затратами  – это умение экономить ресурсы  и максимизировать отдачу

от них.

Одним из самых эффективных  методов решения задач финансового  анализа с целью

оперативного и  стратегического планирования служит операционный анализ,

называемы также  анализом «Издержки – Объем -Прибыль», отслеживающий

зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства

(сбыта).

Операционный анализ является составной частью управленческого  учета. Его

ключевыми элементами является: операционный рычаг, порог  рентабельности и

запас финансовой прочности. Названные элементы можно дополнить  маржинальным

доходом. Промежуточный  маржинальный доход – это результат  от реализации

товаров после возмещения той части переменных и постоянных затрат, величина

которой потребуется  при производстве рассматриваемого изделия либо изменяется

с изменением объема выпуска.

Если анализ безубыточности позволяет определять и изучать  точку

безубыточности (порог  рентабельности, критический объем  производства и

продаж), запас финансовой прочности (индекс безопасности), то более  широкое

использование маржинального  дохода в анализе позволяет также  определить цену,

объем производства и продаж для получения планируемой  прибыли, обосновывать

выбор оборудования, технологий производства и т.п.

Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что помимо оценки операционного

рычага, анализа безубыточности к операционному анализу можно  также отнести

различные методы маржинально  анализа; метод предельных затрат, изучающий

изменение общей  суммы затрат, полученное в результате увеличения выпуска

продукции на одно изделие при неизменных общих факторах.

Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение затрат на

переменные и постоянные.

Переменные затраты  меняются в целом прямо пропорционально  изменениям объема

производства товаров (работ, услуг). К ним относятся  затраты на сырье и

основные материалы, технологическое топливо  и энергию, основную заработную

плату производственных рабочих и т.п.

К постоянным относятся  затраты, общая величина которых  существенно не

меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате

чего изменяется их относительная величина на единицу  продукции. Это затраты

на отопление и  освещение помещений, заработная плата  управленческого

персонала, амортизационные  отчисления и др.

Рассматривая поведение  переменных и постоянных издержек, необходимо

очерчивать релевантный  период: структура издержек неизменна  лишь в

определенном периоде  и при определенном количестве продаж.

Однако, следует заметить, что такое деление издержек лишь на два вида иногда

оказывается недостаточным  для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки

ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный

ассортимент продукции  и оптимальные цены. Неточность возникает  из-за того,

что в практике случают  ситуации, когда с вводом в производство нового вида

продукции или при  увеличении объемов выпуска существующих изделий может

потребоваться увеличение части постоянных затрат. Указанная  погрешность

сокращается при  делении затрат на прямые и косвенные  с последующим расчетом

промежуточной маржи  как результата от реализации, полученного  после вычитания

из выручки прямых переменных и прямых постоянных затрат.

При этом прямыми  называют издержки, которые относятся  непосредственно к

данному изделию. Косвенные  постоянные издержки – это постоянные затраты всего

предприятия (кроме  прямых), например управленческие расходы  различных служб

предприятия на аренду, содержание административных зданий, их амортизацию,

расходы на научные  исследования и др. Косвенные затраты  трудно отнести к

конкретным видам  продукции, поэтому во многих случаях  их относят на то или

иное изделие пропорционально  доле этого изделия в стоимости  общего объема

производства. Следует отметить, что на выбор наилучшей структуры издержек влияют многие

факторы, включая  долговременную стратегию продаж, ежегодные  колебания

выручки, отношение  менеджмента к риску.

Критерием выбора наиболее прибыльной и рентабельной продукции  могут служить

следующие показатели:

- валовая маржа  на единицу продукции;

- доля валовой  маржи в цене единицы продукции;

- валовая маржа  на единицу ограничивающего фактора.

Под ограничивающим фактором подразумевается производственный фактор

(оборудование, трудовые  ресурсы), который определяет технологические  пределы

изменения ассортимента выпускаемой продукции.

Расчет валовой  маржи основан на использовании  методов калькулирования по

сокращенным затратам (в первую очередь – директ-костинг). Эти методы

позволяют включать в себестоимость продукции только те затраты, которые

непосредственно связаны  с производством конкретных видов  продукции (прямые

или переменные  в  зависимости от выбранного метода калькулирования).

Остальные же списываются  на финансовые результаты без распределения  по

отдельным видам  продукции.

Следует отметить, что  выбор того или иного метода расчета  финансового

результата может  привести к значительным изменениям в ассортименте

производимой продукции  и, как следствие, к снижению или  повышению суммарной

прибыли предприятия.

Анализ структуры  стоимости позволяет принимать  и более глобальные решения.

Наиболее простым  и широко используемым в мировой  практике подходом к анализу

структуры стоимости  является так называемое «правило 50 процентов». Оно

находит свое применение в управлении ассортиментом продукции  предприятия.

Информация о работе Организация и управление коммерческой деятельности