Организационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Работа содержит 1 файл

Организационные системы[1].doc

— 178.00 Кб (Скачать)

• личность в организации (индивидуальное поведение);

• групповое поведение в организации;

• поведение руководителя в организации;

• адаптация организации к внутренней и внешней среде;

• повышение организационной эффективности  в деятельности организации.

Основная цель ОП — помочь людям  более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Организационная культура — это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Человек составляет основу любой организации, которая и сама создается для человека. Спектр ОК, которую приносит человек в организацию, весьма широк, он определяется уникальностью каждого человека. Чем же объясняется уникальность личности? Каждый человек имеет единственный и неповторимый набор ген. Совокупность всех ген организма составляет генотип человека. Гены весьма устойчивы и сохраняют свои свойства в нескольких поколениях людей. Генетическая база уникальна для каждого индивида и объясняет некоторые различия людей.

ОК в организации может формироваться различными путями — в результате:

• долговременной практической деятельности,

• деятельности руководителя или  собственника (своя ОК),

• искусственного формирования ОК специалистами  консультационных фирм,.

• естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом.

Первый, второй и четвертый пути формирования ОК иногда в литературе называются корпоративной культурой. Термин ОК имеет более общий характер.

Об ОК можно говорить только в  случае, когда большинство сотрудников ключевых должностей разделяют данную систему взглядов, предопределяющую взаимопонимание между ними и внешним окружением. Совокупность ценностных ориентации и моральных норм формирует фирменный стиль.

ОК организации может стать ее главной силой, когда она согласуется с ее стратегией. Часто в компаниях формируется OK, в которой воплощаются ценности и методы их лидеров. Некоторые руководители навязывают своим подчиненным художественную направленность, другие — религиозную и т.д. В этом нет ничего плохого, если этот набор соответствует миссии, целям и назначению организации. Важная роль руководителя или собственника состоит в том, чтобы управлять не только процессом производства и управления, но и ценностными установками организации.

В теории организации существует объективный закон функционирования компании - каждая организация имеет или будет иметь набор общих черт и индивидуальных особенностей, отличающий ее от других. Особенно это касается ОК. Закон может быть реализован двумя путями.

Первый путь. Руководитель и подчиненные  не знают об этом законе. Закон реализуется стихийно, в качестве норм принимаются устойчивые действия формальных и неформальных лидеров. Здесь нет уверенности, что большинство персонала будет одобрять их и способствовать их внедрению;

Второй путь. Руководитель и подчиненные  знают о действии закона. Осознанный подход включает активные действия руководителей  или собственников по формированию действительно необходимых ОК. Хорошо сделать — значительно дешевле, чем переделать в хорошее.

Таким образом, различные организации  тяготеют к определенным приоритетам в ОК. ОК может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. Существует предпринимательская ОК, государственная ОК, ОК лидера, ОК при работе с персоналом и др.

OK — это статика принимаемых и исполняемых позитивных норм, правил и стандартов в организационных отношениях. Динамикой является культура организации, представляющая набор принятых и исполняемых в организации норм, правил и привычек, постоянно пополняемых и уходящих в прошлое.

Процесс формирования организационной культуры всегда должен находиться в поле зрения руководителя.

ОК в широком понимании не может рассматриваться вне контекста общего культурного развития человека, технологии, общества. Культура — это социальная категория, характеризующая цивилизацию. ОК компаний тесно связана с культурой воспитания детей, работой театров, развитием книгопечатания и т.д. Таким образом, чтобы понять и проанализировать ОК компании, в первую очередь необходимо разобраться в ОК внешней среды ближайшего и дальнего окружения. Нельзя забывать, что в ОК имеются в явном или неявном виде элементы нашего прошлого. «Чтобы сделать шаг вперед, необходимо одной ногой стоять на уже известном — прошедшем, может быть забытом».

В состав ОК входит управленческая культура организации. Она реализуется в  повышении эмоционального состояния  работников и активизации их деятельности.

 

 

Субъекты и объекты организаторской деятельности

 

Организаторская деятельность — это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления «организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организационной деятельности.

В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект — это источник управленческого воздействия, а объект — приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Как известно, функция «организация» относится к общим функциям управления. Она входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой трудоемкости эта функция может быть разделена на ряд подфункций.

Понятия «субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Даже

рядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения субъектов и объектов организаторской деятельности можно представить в виде круга.

 

Осознание каждым человеком своих прав и обязанностей как субъекта и объекта отношений гармонизирует его деятельность.

 

 

Субъектами организаторской деятельности в компании могут быть отдельные  лица (главный механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию управления, отдел кадров и др.), внешний орган (пожарная служба города, МЧС и др.).

В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть руководители государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и др.

Контроллинг 

 

Основными функциями развития и  совершенствования организации как процесса и как явления являются сбор информации, контроль, исследование, диагностика, управленческое консультирование и регулирование.

Организация как процесс представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, а организация как явление представляет физическое объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур в форме компании, общества, объединения и т.д.

Развитие и совершенствование  организации как процесса предусматривает:

• сбор информации о процессах, происходящих в управленческой, обслуживающей и производственной деятельности, в сфере неформальных отношений;

• сравнение ее с принятыми нормами, правилами и стандартами, т. е. фактический контроль полученной информации. Если при этом результаты сравнения будут удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессу, то вся процедура заканчивается, так как в совершенствовании и развитии нет необходимости. Если же выявятся существенные отклонения, то развитие или совершенствование необходимы;

• исследование полученной информации на степень ее влияния друг на друга и на результирующие характеристики процесса. Выявляют главную и второстепенную информацию, определяют возможности влияния для ее изменения в требуемую сторону;

• диагноз процесса по результатам исследования сильных и слабых сторон рассматриваемого процесса. Например, процесс не представляет единого целого или слабые стороны доминируют над сильными, процесс безнадежно устарел и т.д.;

• консультирование при известном диагнозе процесса и требуемом состоянии процесса, т. е. разрабатывают набор решений либо по созданию нового процесса (развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (совершенствование). Если ни один набор решений не подходит по экономическим, организационным или другим соображениям, то на этом процедура завершается;

• регулирование — если существует выбранный вариант решений, то он практически реализуется либо самими работниками компании, либо консультантами, либо совместно.

Классическим примером успешной реализации перечисленных функций является деятельность лечащего врача. У пациента сначала берутся анализы и определяются их характеристики — информация, затем эти данные вписывают в таблицы соответствующих бланков, где в отдельных колонках уже имеются сведения о диапазоне нормальных значений — контроль; проводится их исследование, ставится диагноз; собирают врачебный консилиум и принимается решение о конкретных методах лечения; и наконец, проводятся соответствующие действия: операция, прием медикаментов и т.п. — это регулирование.

Примерно такая же логика рассуждений  и при осуществлении развития или совершенствования организации как явления, в том числе организационной структуры компании, ее персонала и т.д. Каждая из перечисленных функций развития или совершенствования, являясь самостоятельной, связана с другими определенной последовательностью выполнения.

Каждая из упомянутых функций вносит существенный вклад в развитие или  совершенствование организации.

Из шести рассмотренных функций  развития и совершенствования организации только две составляют предметную область для теории организации: сбор информации и контроль. Материал об информации уже рассмотрен при изучении закона информированности—упорядоченности. Контроль — это первая аналитическая функция развития или совершенствования организационных систем.

Контроллинг организации

 

Процесс развития контроля сформировал  новое направление в теории контрольной  деятельности — контроллинг. Он определяется как совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работ» организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.

Составные части (виды контроля) контроллинга: административный контроль, технологический контроль, ревизия, функциональный, комплексный и системный аудит. Объекты контроллинга — система производства и управления.

Административный контроль — это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.

Технологический контроль — это операция, являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса (производственного или управленческого). Синонимы технологического контроля — операционный контроль, специальная приемка продукции и управленческий контроль использования ресурсов.

Ревизия — это документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия обычно проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации. При плановой ревизии проверяются документы на соблюдение финансовой дисциплины, правильность постановки бухгалтерского учета, достоверность и законность совершения операций в целом. Ревизия по инициативе правоохранительных и вышестоящих органов обычно связана с установлением и проверкой фактов экономических или правовых преступлений в организации. Юридической основой для проведения плановой ревизии служат учредительные документы организации, а для внеплановой — Уголовно-процессуальный кодекс РФ, постановления вышестоящих органов управления, в том числе постановления собрания акционеров организации. Ревизоров обычно назначает вышестоящая организация.

Информация о работе Организационные системы