Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:49, контрольная работа
Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.
Организационные системы.
Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле.
Организация может рассматриваться
как процесс либо как явление.
Как процесс организация –
это совокупность действий, ведущих
к образованию и совершенствова
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организаций. Теория организации – это научная организация организаций.
Организационные отношения – это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации. Соответственно, они бывают трех уровней – здравого смысла, взаимного уничтожения, заранее спроектированного взаимодействия.
Внешняя среда включает условия и организации, в т.ч. политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.
Общие черты организаций: наличие по крайней мере одного человека; наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интереса человека или общества; получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).
Основой теории организации является теория систем. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.
Подсистема – это набор
Механизмы взаимодействия людей через социализацию оказывают заметное влияние на формирование позитивных моральных норм, коммуникабельность, создают систему контроля за поведением людей.
В организации происходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действием законов организации, к субъективным – процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В организации имеются формальные и неформальные лидеры.
Лидер – физическое лицо, оказывающее наибольшее влияние на сотрудников. Формальный лидер – руководитель с должностными полномочиями. Неформальный лидер – член организации, признаваемый большинством сотрудников в качестве профессионального авторитета либо защитника интересов. В коллективе может существовать несколько неформальных лидеров, но только в непересекающихся сферах деятельности. В идеальном случае необходимо стремиться соединять авторитет неформального лидера и полномочия формального в одном лице.
В теории организации рассматриваются
базовые схемы отношений
В линейной схеме нет обратной связи. Она хорошо работает в небольших организациях с высоким уровнем профессионализма и большой личной заинтересованностью персонала в результатах труда.
Кольцевая схема хороша для небольших организаций или подразделений средних организаций, где имеется стабильная продукция и рынок, а также четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
Схема «колесо» хороша для небольших
организаций и подразделений
средних организаций с
Схема «звезда» дает хорошие результаты для филиальной структуры организаций при необходимости соблюдения конфиденциальности.
Классификация организаций охватывает следующие группы: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и небюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные. Кроме того, организации различают по отраслевой принадлежности и по самостоятельности принятия решений (головные/материнские, дочерние, зависимые).
Статус правительственной
Социально-экономическая
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Их принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные организации. Категориями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующей продукции.
В мировой практике успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к производительному труду: теория Х, теория Y, теория ожидания, теория потребностей, теория справедливости. Каждая теория имеет практическое применение при работе с персоналом.
Теория Х исходит из предположения, что часть людей не склонны к самоорганизации, лишены честолюбия, являются «ведомыми». Теория Х предлагает для таких людей подбирать властных, высокопрофессиональных руководителей, обладающих способностью организовать труд людей и заставить их работать, не задевая их самолюбия.
Теория У, напротив, исходит из того, что часть людей обладает большим творческим потенциалом и при соответствующем стимулировании способны принести большую пользу, и организации, и себе. Теория У предлагает для таких людей подбирать руководителей-демократов, владеющих социально-психологическими методами управления.
Теория ожидания основана на том, что часть людей может хорошо работать, если поставленные руководителем цели будут достигаться, т.е. ожидания будут реализованы. Для таких людей рекомендуется подбор быстровыполнимых заданий либо постоянные уведомления о пользе их труда.
Теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы.
Предметом теории организации являются
организационные отношения
Родоначальником научной теории организации производства считают Ф.У.Тэйлора, выдвинувшего строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж, рационализация трудовых приемов и т.д. Тэйлор и его последователи Ганнт, Эмерсон, Форд и другие разработали и утвердили такие принципы научного управления, как
1. Использование научного
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение.
3. Обеспечение работников
4. Систематическое и правильное
использование материального
5. Выделение планирования и
6. Утверждение менеджмента в
качестве самостоятельной
Одновременно с возникновением тэйлористской школы возникла т.н. административная школа менеджмента, которую связывают с именем А.Файоля. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждению создателей, организация непременно добьется успеха. Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления, такие как Разделение труда, Власть и ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство руководства, Подчинение частных интересов общим, Вознаграждение, Централизация, Скалярная цепь, Порядок, Справедливость, Стабильность рабочего места персонала, Инициатива, Корпоративный дух.
В основе организационных отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и пространстве. Порядок может быть алфавитным, номерным, должностным, сложившимся, ведомственным, особым, уставным, по законодательству и др.
Научная теория воплощается для практического применения в виде методологии и методик. Одной из перспективных методик является методика прорыва. Главная ее цель – преодоление шаблонов мышления, консервативных методов производства и управления, эгоизма и недоверия, страха и напряженности, позиции «ждать» и «догонять», состояния «винтика».
Организация и управление.
Система управления (СУ) представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.
Методология управления включает в себя – цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Процесс управления представляет собой – систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Структура управления включает в себя – функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала.
Техника управления включает – компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.
Методология и процесс управления
формируют управленческую деятельность,
а структура и техника
Основная задача системы управления – формирование профессиональной управленческой деятельности, которая может рассматриваться как процесс и как явление.
СУ организации
Функции и структура управления организации находятся в диалектическом единстве.
При создании новой организации функции служат основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций.
В общем виде функция – это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы: производственные функции, функции управления производственными функциями, функции управления управленческой деятельностью.
К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство, консультационная деятельность.
Функции управления управленческой
деятельностью выполняют
Каждая функция, процедура и операция имеют три главных параметра: трудоемкость, сложность и стоимость. Трудоемкость выражается в часах. Сложность имеет три уровня – низкий, средний и высокий. Уровень сложности определяется на основе преобладания технических, логических либо творческих операций.