Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить организационно – распорядительные методы управления и практику их применения на предприятии Борисовское городское унитарное предприятие «Жильё».
Задачи курсовой работы:
изучить сущность и основные принципы методов менеджмента;
изучить понятие и характеристику организационно-распорядительных методов;
дать оценку применения организационно – распорядительных методов в Борисовском городском унитарном предприятии «Жильё»;
сформулировать предложения и обоснования по совершенствованию организационно – распорядительной документации и повышению ее управленческого воздействия.
Введение
1 Организационно-распорядительные методы в системе
методов менеджмента................................................................................................6
1.1 Сущность и основные принципы методов менеджмента…………….6
1.1.1 Экономические методы управления…………………………………7
1.1.2 Социально-психологические методы управления…………………..8
1.1.3 Организационно-административные методы управления………...10
1.2 Понятие и характеристика организационно-
распорядительных методов………………………………………………………..11
2 Анализ использования организационно-распорядительных
методов управления на предприятии УП «Жильё»……………………………...21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
УП «Жильё»……………………………………………………………………..….21
2.2 Оценка применения организационно-распорядительных
методов в УП «Жильё»…………………………………………………………….27
3 Предложения по совершенствованию использования
организационно-распорядительных методов в УП «Жильё»……………...……30
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Распорядительная часть приказа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», распоряжения, указания - «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ», решения – «РЕШИЛ».
Также на предприятии издаются докладные записки. В зависимости от содержания и целевого назначения докладные записки делятся на инициативные (внесение предложений, изложение просьбы) и отчетные (о ходе, состоянии, завершении работ, выполнении поручений). Текст состоит из вводной и основной частей. В вводной части излагается состояние вопроса, факты, послужившие причиной для составления документа, проводится их анализ. В основной излагаются выводы, предложения, просьбы. Внутренние докладные записки подписываются их составителями, внешние, адресуемые руководителю вышестоящей организации, руководителем УП «Жильё (приложение Г).
В случаях, если распорядительный документ отменяет ранее изданный или его отдельные положения, то в последнем пункте дается ссылка «Признать утратившим силу приказ … от … №».
Проект распорядительного документа изначально согласовывается и исполнителям и заинтересованными должностными лицами, а также с юридическим отделом.
Приказы и распоряжения по основной деятельности и поличному составу группируются в отдельные дела.
За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей в УП «»Жильё» к работнику применяются следующие меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляются работнику под роспись в пятидневный срок.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением.
Существующий порядок организации делопроизводства обладает рядом недостатков:
- отсутствует четкий порядок регистрации документов;
- встречаются нарушения правил оформления и подготовки документов;
- частично отсутствует номенклатура дел;
- при внутренней переписке сотрудники используют два вида документов - докладные и служебные записки. Служебная записка – документ, не вошедший в существующую официальную классификацию, широко используется при сообщении и передаче информации от одного должностного лица другому. При этом докладная записка выполняет особую роль - информирование руководителя о нештатных ситуациях, нарушениях правил внутреннего трудового распорядка и т.д. Эти два документа по своему содержанию и оформлению идентичны, и представляется нецелесообразным введение в управленческую практику еще одного вида документов того же целевого назначения, что и докладная записка.
Все эти недостатки необходимо устранить, поскольку только упорядоченный документооборот позволяет получать своевременную и полноценную информацию для принятия верных решений и исключает возможность утраты документов и информации.
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-
Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов по совершенствованию организации делопроизводственного обслуживания УП «Жильё». Следует разработать все необходимые административные документы.
При оформлении распорядительных документов следует не допускать объединение в одном документе вопросов основной деятельности и по личному составу.
Также необходимо избегать использование в распорядительном документе формулировки «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой», не следует включать пункт «Приказ довести до сведения …».
Регистрация распорядительных документов и протоколов должна осуществляться по видам отдельно от других документов.
При подготовке и оформлении документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие юридическую силу данного документа, оперативное и качественное их исполнение.
Не допускать издание распоряжений в случаях, когда необходимо документально оформить управленческое решение по основным принципиальным задачам, стоящим перед организацией, так как в этих случаях должны издаваться приказы, решения, постановления.
Предлагаю отдельно регистрировать приказы о внесении изменений в штатное расписании, приказы о командировании, о предоставлении отпусков.
До применения дисциплинарного взыскания от нарушителя трудовой дисциплины должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ работника от дачи объяснения должен оформляется актом с указанием присутствовавших свидетелей.
К работника, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания можно также применить: лишение премии, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры.
Руководителю предприятия необходимо своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работников и знакомить его с ними; обеспечивать участие работникам в управлении организацией; оформлять изменения условий и прекращение контракта с работником приказом (распоряжением).
Необходимо также внести изменения в следующие этапы делопроизводства:
разработать и использовать список нерегистрируемой документации; при распределении поступающей документации подлинники передавать ответственному исполнителю;
необходимо все документы сформировать в дела и оформить их с учетом требований современного законодательства; при формировании дел приложения подшивать в дело вместе с документами, помещать вместе все документы, относящиеся к разрешению одного вопроса;
усилить контроль за соблюдением правил оформления и подготовки документов, установленных законодательством;
предлагается внедрить автоматизированную систему документационного обеспечения управления;
необходимо сократить количество внутренних документов;
необходимо перейти к автоматизированной системе делопроизводства.
Первоначально обработка документов в УП «Жильё» осуществлялась традиционным способом, но расширение организационной структуры, увеличение количества отделов и появление новых функций привело к поиску новых форм организации делопроизводственной службы и документооборота.
Компьютерная система, предусматривающая автоматизацию не только традиционных функций делопроизводства, но и реализацию принципиально новых возможностей позволит поднять работу управления делами на качественно иной уровень и будет способствовать повышению ее оперативности.
Развитие, как и использование кадрового потенциала, во многом зависит также от стиля руководства, методов формирования коллектива, социально-психологического климата в коллективе. Руководитель предприятия должен выбрать для себя стиль руководства, знать методы формирования коллектива и поддержания в нем нормального социально-психологического климата.
Все существующие стили руководства условны, и в жизни преуспевают те профессиональные руководители, которые, владея всеми стилями руководства, используют наиболее приемлемый из них (или сочетание нескольких) в каждой конкретной ситуации. Руководитель ответственен за подбор людей, которым бы подошел его стиль руководства. Если большинство подчиненных не согласно, то дело не в стиле руководства, а в том, что этот конкретный руководитель слаб и должен быть заменен, поскольку качества человека изменить очень трудно и требуют, как правило, длительного времени. Поэтому вопрос эффективности управления - не столько вопрос грамотных управленческих решений и приказов, сколько вопрос подбора сотрудников, подходящих предприятию по деловым качествам, в том числе по человеческой совместимости; по личным целям персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы.
Организационно-
Система организационно-
Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) - отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.
Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) - отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.
Формы проявления организационно-
обязательное предписание (приказ и т. п.);
согласительные (консультации);
рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).
1. Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов; представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего распорядка, нормативов времени и т. п.
Они наиболее актуальны при создании новых и реструктуризации действующих предприятий. Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность организаций, который в значительной мере будет зависеть от эффективности осуществления распорядительных методов.
2. Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено на решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления.
Эффективное управление персоналом в Беларуси признаётся сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий и достижение ими экономического успеха. На протяжении десятилетий в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения. Кадровая политика как таковая во многом была прерогативой государственных органов и ортодоксальных идеологических механизмов, и многие её составляющие оказывались вне непосредственного влияния руководителей предприятий. Монополизм в сфере труда в целом приводил к сужению трудовой мотивации и к отчуждённости работников, к падению заинтересованности в труде и низкой производительности труда.
1) Ансофф И. Стратегическое управление - М. 1989. - 45 с.
2) Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством - М. Ось-89 1995. – 89 с.
3) Балдин И.В., Богдашиц Е.А., Вермеенко С.Д. Методы менеджмента: учебное пособие. – Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2005.- 20 с.
4) Беляев С.Г., Кошкина В.И. Теория и практика антикризисного управления. - М. ЮНИТИ 1996. – 84 с.
5) Герчикова И.Н. Менеджмент. - М. ЮНИТИ 1995. – 569 с.
6) Гончаров В.И. «Менеджмент предприятия»: Часть 2.: Издательство МИУ Минск 2003. – 5 с.
7) Ефимова О.А. Финансовый анализ - М. Финансы 1997. – 69 с.
8) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие, Минск 2003.– 17 с.
9) Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М. Финансы и статистика 1995. – 259 с.
10) Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. – М.: Русская деловая литература, 1998. – 321 с.
11) Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия - М. ЮНИТИ 1995. – 178 с.
12) Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1998. – 84 с.
13) Рифард Л.Дафт, Менеджмент, Питер 2002 . – 23 с.
14) Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент в условиях инфляции - М. Перспектива 1994. – 279 с.
15) Бизнес-план развития предприятия УП «Жильё».
16) Ансофф И. Стратегическое управление - М. 1989. -45 с.
17) Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством - М. Ось-89 1995. – 89 с.
18) Герчикова И.Н. Менеджмент. - М. ЮНИТИ 1995. – 569 с.
19) Гончаров В.И. «Менеджмент предприятия»: Часть 2.: Издательство МИУ Минск 2003. – 5 с.
20) Ефимова О.А. Финансовый анализ - М. Финансы 1997. – 69 с.
21) Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия - М. ЮНИТИ 1995. – 178 с.
22) Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент в условиях инфляции - М. Перспектива 1994. – 279 с.
Информация о работе Организационно-распорядительные методы управления