Организационно-распорядительные методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить организационно – распорядительные методы управления и практику их применения на предприятии Борисовское городское унитарное предприятие «Жильё».
Задачи курсовой работы:
изучить сущность и основные принципы методов менеджмента;
изучить понятие и характеристику организационно-распорядительных методов;
дать оценку применения организационно – распорядительных методов в Борисовском городском унитарном предприятии «Жильё»;
сформулировать предложения и обоснования по совершенствованию организационно – распорядительной документации и повышению ее управленческого воздействия.

Содержание

Введение
1 Организационно-распорядительные методы в системе
методов менеджмента................................................................................................6
1.1 Сущность и основные принципы методов менеджмента…………….6
1.1.1 Экономические методы управления…………………………………7
1.1.2 Социально-психологические методы управления…………………..8
1.1.3 Организационно-административные методы управления………...10
1.2 Понятие и характеристика организационно-
распорядительных методов………………………………………………………..11
2 Анализ использования организационно-распорядительных
методов управления на предприятии УП «Жильё»……………………………...21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
УП «Жильё»……………………………………………………………………..….21
2.2 Оценка применения организационно-распорядительных
методов в УП «Жильё»…………………………………………………………….27
3 Предложения по совершенствованию использования
организационно-распорядительных методов в УП «Жильё»……………...……30
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Работа содержит 1 файл

Организационно-распорядительные методы управления.doc

— 235.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Организационно-распорядительные методы в системе

методов менеджмента................................................................................................6

1.1 Сущность и основные принципы методов менеджмента…………….6

1.1.1 Экономические методы управления…………………………………7

1.1.2 Социально-психологические методы управления…………………..8

1.1.3 Организационно-административные методы управления………...10

1.2 Понятие и характеристика организационно-

распорядительных методов………………………………………………………..11

2 Анализ использования организационно-распорядительных

методов управления на предприятии УП «Жильё»……………………………...21

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

УП «Жильё»……………………………………………………………………..….21

2.2 Оценка применения организационно-распорядительных

методов в УП «Жильё»…………………………………………………………….27

            3 Предложения по совершенствованию использования

организационно-распорядительных методов в УП «Жильё»……………...……30

Заключение…………………………………………………………………33

           Список использованных источников……………………………………35

            Приложение А

            Приложение Б

            Приложение В

            Приложение Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

О содержании и сущности  организационно-распорядительных методов управления распространено много не точных представлений. Их интерпретация остается одним из малопонятных вопросов практики и методологии управления. Часто организационно-распорядительные методы воздействия отождествляются с административными методами или с принципами формирования структуры. Выражение «административное управление», является тавтологией: все методы управления являются опосредованными административной властью, в этом смысле они все административные. Выделение же в самостоятельную группу методов силового давления выражает скорее стиль управления, характеристики личности руководителя, а не содержание воздействия. На самом деле организационно-распорядительные методы управления представляют собой способы формирования, коррекции и разрушения организационной структуры. Вопреки широко распространенному мнению организационно-распорядительные методы управления имеют более объективную природу, чем это кажется. Объективной основой организационно-распорядительных методов воздействия являются организационные связи и отношения: связи специализации, кооперации, комбинации, координации, субординации деятельности. Предметом этих связей является объединение и разделение людей для достижения максимального синергического эффекта.

Синергический эффект, представляющий собой производство прибавочной выгоды, полезности, превышающей простую сумму индивидуальных производительностей участников объединения, чаще называют организационным эффектом. Его размер определяется характером, способом объединения, то есть структурой. Источником, определяющим необходимость такого организационного единства, являются потребности людей в совместном труде для удовлетворения индивидуальных интересов и достижения индивидуальных целей. «Побочным» результатом таких индивидуальных устремлений и предстает организационный эффект. Организационно-распорядительные методы управления выступают в качестве способа формирования, воспроизводства и развития объективных организационных отношений и связей. Соответственно составу этих связей, которые имеют стабильную и подвижную части, организационно-распорядительные методы управления делятся на две группы: методы организационного воздействия и методы распорядительного воздействия.

Актуальность выбранной темы: важнейшим инструментом управления производственной деятельностью являются организационно-распорядительные (административные) методы воздействия. С их помощью осуществляются регулирующие функции государства, координируются экономические интересы участников различных уровней воспроизводственного процесса.

Любое управленческое решение не может реализоваться само по себе, необходимы соответствующие организационные мероприятия.

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить организационно – распорядительные методы управления и практику их применения на предприятии Борисовское городское унитарное предприятие «Жильё».

Задачи курсовой работы:

             изучить сущность и основные принципы методов менеджмента;

             изучить понятие и характеристику организационно-распорядительных методов;

             дать оценку применения организационно – распорядительных методов в Борисовском городском унитарном предприятии «Жильё»;

             сформулировать предложения и обоснования по совершенствованию организационно – распорядительной  документации и повышению ее управленческого воздействия.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Сущность и основные принципы методов менеджмента

 

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных ме­тодов.

Метод управления - это совокупность приемов и спо­собов воздействия на управляемый объект для достиже­ния поставленных организацией целей.

Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Че­рез методы управления реализуется основное содержание уп­равленческой деятельности.

По сути, способы осуществления управленческой деятель­ности, применяемые для постановки и достижения целей орга­низации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практичес­кого управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей [1, c. 45].

Рассматриваемые нами методы менеджмента применя­ются по отношению к трудовым коллективам в целом и от­дельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с щей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллектив трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач Тенденция к росту числа и разнообразных  методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму        

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение компания и т.д.).

Содержание -  это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма - воздействие конкретно на сложившуюся  ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие [5, c. 569].

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методой управления                          

Одни авторы классифицируют методы управления в  зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административной, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же на людей, осуществляющих различные, виды трудовой дея­тельности. Следует исходить из того, что в конкретном методе управ­ления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма.  В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

- организационно - административные, основанные на прямых директивных указаниях;

-    экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

 

1.1 .1 Экономические методы управления

 

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют со­бой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, постав­ленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта [7, c. 69].

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в пере­ходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изме­нении системы материального стимулирования с учетом эко­номических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целе­направленны.

В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их  достижения, и своего рода экономический механизм в хозяйственных от­ношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых  трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной деятельности не столько административным влиянием (приказы, ди­рективы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления дол­жны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях рынка экономические методы руководства по­мучат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действен­ность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударствен­ными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следуете  ограничивать организационно-административные методы, которые за счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания [14, c. 279].

 

1.1.2       Социально-психологические методы

 

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятель­ности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от умения работать с людьми.

Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспита­тельные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффек­тивности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенап­равленно воздействовать на коллектив, создавать благоприят­ные условия для труда и, в конечном счете, формировать кол­лектив с едиными целями и задачами.

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотноше­ния работников, их отношение к средствам труда и окружаю­щей среде.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знания­ми в области социальной психологии.

Информация о работе Организационно-распорядительные методы управления