Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью исследования ставится совершенствование антикризисных подходов управления на примере ООО «Шоколад.43».
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Шоколад.43»
Предмет исследования – процесс антикризисного управления в ООО «Шоколад.43»
В рамках поставленной цели исследования необходимо последовательное решение следующих задач:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1 Сущность экономического кризиса и его воздействия на хозяйствующие субъекты 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ООО «ШОКОЛАД.43» 17
2.1 Организационная характеристика объекта исследования 17
2.2 Оценка экономических показателей деятельности предприятия 20
3. АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 26
3.1 Схема организационно-экономической стабилизации предприятия 26
3.2 Разработка антикризисной стратегии предприятия 30
3.3 Рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма обеспечения устойчивости на примере ООО «Шоколад.43» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Вторая фаза – стратегические меры стабилизации. Параллельно с реализацией первоочередных мер начинается углубленная проработка главных стратегических направлений и комплекса мер, дающих основной результат, но требующих более длительного периода (4-5 кварталов) реализации. Внедрение и реализация всего ОЭМС занимает около года-полутора лет. Основной целью данной фазы является стабилизация деятельности предприятия и создание условий для обеспечения в перспективе устойчивого роста предприятия.
Основные этапы данного блока:
1. Мониторинг внешней
среды и анализ
2. Выявление основных факторов (причин), дестабилизирующих деятельность предприятия;
3. Санация предприятия;
4. Выделение приоритетных направлений (стратегий);
5. Прогноз, анализ и
оценка возможных вариантов
6. Выбор и фиксация
соответствующей базовой
7. Реализация базовой
стратегии развития
Для предупреждения дестабилизации деятельности предприятия необходимо осуществлять постоянный мониторинг основных показателей деятельности и внешней среды.
В процессе мониторинга определяется инновационный потенциал (состояние оборудования, степень новизны технологии, уровень качества производимой продукции, новизна ассортимента продукции и используемых сырья и материалов, а также уровень квалификации управленческого персонала, его укомплектованность и т.д.), уровень адаптивности предприятия (гибкость реагирования на изменения спроса на товарном рынке, рентабельность продаж, склонности и навыки менеджеров, способность управленческого персонала своевременно реагировать на изменения внешней среды, наличие команды и корпоративного духа и т.д.).
Необходимо отметить, что технологически мероприятия первой и второй фаз механизма стабилизации можно выполнять параллельно. Но первейшей задачей должна быть остановка дестабилизации и дальнейшего ухудшения деятельности предприятия, то есть достижение цели первого блока.
В процессе анализа может
выясниться, что некоторые важнейшие
функции (стратегическое развитие, финансовое
планирование и маркетинг) никто
не осуществляет. В этом случае рекомендуется
создать соответствующие службы
и реорганизовать прежнюю организационную
структуру предприятия. Для реализации
функций вновь создаваемых
Под санацией предприятия
понимается преодоление его
Современные условия хозяйствования характеризуются сложностью, взаимной обусловленностью отдельных видов деятельности и фаз динамичного развития предприятия. Устойчивость функционирования любой экономической системы во времени в условиях неопределенности обеспечивается посредством разработки и реализации соответствующей стратегии развития в зависимости от стадии развития, целей и задач, преследуемых предприятием.
Развитие элементов
Можно утверждать, что низкий уровень качества предпринимаемых руководством стратегических мер на микроэкономическом, региональном и федеральном уровнях служит серьезным препятствием реализации продуктивного потенциала имеющихся в стране ресурсов.
Как свидетельствует мировая
и отечественная практика, разработка
и реализация модели стратегии развития
предприятия становятся необходимыми
при возникновении внезапных
внешних и внутренних изменений,
которые вынуждают предприятие
резко менять свои ориентиры. Стратегия
позволяет уменьшить
Важным моментом в стратегии является обеспечение именно общей направленности изменений различных частей предприятия, взаимная увязка различных действий предприятия для достижения целей при имеющихся средствах. Например, в процессе выработки и реализации стратегии важно преодолевать: расхождение различных видов деятельности по перспективам сбыта, доходности, обеспеченности ресурсами; осуществление разными подразделениями разнонаправленных и поэтому неэффективных решений; рассогласования между ресурсными комплексами, поступающими на предприятие.
Достижение и поддержание равновесия на соответствующих рынках: финансовом, рабочей силы, товарно-сырьевой бирже и товаров и услуг, а также элементарных объектов (поставщиков сырья и материалов, средств производства, исследовательских лабораторий и других), взаимодействующих с предприятием, обеспечивают стабильное систематическое поступление ресурсов, их преобразование в готовую продукцию. Таким образом, выполняется главное условие стратегии развития предприятия – обеспечение общей направленности изменений различных видов деятельности и ресурсных комплексов, их взаимная увязка для достижения общих целей предприятия. В процессе разработки и реализации стратегии необходимо учитывать объективные законы и особенности развития предприятия. Эффективность реализации стратегии зависит от правильности ее выбора и возможности достижения устойчивого равновесия на рассмотренных выше рынках и объектах.
В соответствии с теориями
катастрофизма, деятельность предприятия
имеет (как и экономика в целом)
циклический характер развития во времени.
Каждое предприятие развивается
циклично, и периодически на нем
происходят флуктуации, ведущие к
дестабилизации деятельности. Циклы
и флуктуации на предприятии всегда
индивидуальны. Но на любом предприятии
основой его развития является цикл
деловой активности экономики. Развитие
экономики любой страны проходит
последовательно все четыре фазы
развития: подъем, пик, спад и депрессия.
Уровень развития предприятия –
элементарного объекта
Основой для разработки стратегии предприятия является его жизненный цикл, который определяется жизненным циклом продукции. Под жизненным циклом предприятия понимается последовательная смена стадий: «зарождение и рост – стабилизация – кризис» и их периодическое повторение. Длительность и глубина каждой фазы могут существенно различаться в зависимости от специфики отрасли, деятельности предприятия и стоящих перед ним целей. Жизненный цикл предприятия можно изобразить в виде кривой, представленной на рисунке 5.
Рисунок 5 - Жизненный цикл предприятия
На рисунке 5: t – время функционирования предприятия; Р – показатель деятельности предприятия (объем продаж, объем доходов и т.д.); I – стадия зарождения и роста; II – стадия стабилизации; III – стадия кризиса.
Можно выделить три вида базовых стратегий развития по характеру поведения в зависимости от специфики отрасли, тенденций развития и целей, преследуемых предприятиями в условиях переходной экономики: 1) выживания; 2)стабилизации; 3) устойчивого роста. Стратегия выживания – чисто оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия. Стратегия стабилизации – стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов. Она направлена на достижение ранней стабилизации дохода и последующего увеличения прибыльности. Стратегия устойчивого роста – основная стратегия предприятия, выражающая стремление к росту продаж, прибыли, капитала, то есть стратегического развития.
В рамках анализа организационно-экономического состояния объекта исследования было выявлено, что желательным состоянием для предприятия является достижение устойчивого равновесия в развитии в условиях жесткой конкурентной борьбы, нестабильности внешней среды и прогноза кризисных явлений. Следовательно, это желаемое состояние можно определить как «цель» или «систему целей». С точки зрения стратегического антикризисного управления основным требованием, предъявляемым к цели, является – реальность, то есть осуществимость достижения желаемого состояния. Реальность целей обусловлена:
1) имеющимися в распоряжении
предприятия ресурсами (
2) адаптивностью и
Анализ научных работ
многих авторов, а также организационно-
Рисунок 6 – Процесс разработки и реализации базовой стратегии развития предприятия
Высокие требования, предъявляемые к процессу разработки и реализации стратегии развития предприятия, обусловлены динамикой инновационного развития, трудностями, связанными с конкурентной борьбой, ограниченностью ресурсных возможностей предприятий. Важным моментом эффективного управления является достижение и «удержание» устойчивого равновесия во времени во всех сферах деятельности, ресурсных комплексах и фазах производственного процесса. Следовательно, устойчивое развитие возможно за счет комплексного регулирования внутренних зависимостей и внешних связей предприятия. Это требует разработки стратегии развития предприятия в тесной увязке со стратегией стабилизации региона и экономики страны.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд заключительных выводов, характеризующих решение конкретных задач поставленных в работе.
1. Устойчивое развитие
любой открытой экономики
2. Кризис в России, как
экономический, так и
3. На особенности кризисных
процессов в России повлияли
и общие закономерности, обусловленные
волнообразным развитием,
Информация о работе Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивости организации