Организационно-экономическая характеристика организации и анализ ее организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что реальные взаимоотношения в организации всегда намного глубже и сложнее той формальной структуры, в рамках которой они протекают.
Принято рассматривать три аспекта организационных взаимоотношений, между:
людьми (равными или начальниками и подчиненными);
подразделениями, выполняющими различные задания;
людьми и их технологиями (например, системами, оборудованием, методами).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Организационная культура и ее проявления ………………………...….. 5
1.1 Понятие организационной культуры ………………………………… 5
1.2 Типология и концепции организационной культуры ……………… 7
1.3 Развитие организационной культуры ……………………………..……. 16
2. Организационно-экономическая характеристика организации и анализ
ее организационной культуры ………………………………………………
19
2.1 Взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью деятельности организации …………………………….… 19
2.2 Влияние организационной культуры на конкурентные
преимущества организации ………………………………………………….
23
2.3 Анализ состояния корпоративной культуры (на примере ООО «Торговый Дом «Барди») …………………………………………………… 27
Заключение …………………………………………………………………... 35
Библиографический список ……………………………..………..…………. 37

Работа содержит 1 файл

Осн. менеджмента на сдачу.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     2. Дистанция власти.

     По  признаку "дистанция власти" характеризуется  уровень демократизации (авторитаризации) стиля управления. Вводятся понятия низкого или высокого индексов дистанции власти, характеризующие глубокие различия в структуре управления организацией, в системе распределения ролей и т.п. Высокий индекс дистанции власти означает признание того, что иерархия - это природное неравенство, приказы не обсуждаются, сила преобладает над правом, высшее руководство недоступно, сотрудники опасаются выражать свое мнение, высказывать несогласие, не слишком доверяют друг другу. Низкий индекс, в свою очередь, означает, что в организации довольно четко обозначено неравенство ролей, а иерархическое руководство ориентируется на удобный для работников стиль управления, право первенствует по отношению к силе, высшие руководители доступны, для изменения существующей иерархии достаточно перераспределения власти; между управляющими и подчиненными существует скрытая гармония, а между рядовыми сотрудниками - солидарность.

     Низкий  индекс:

  1. Тенденция к децентрализации.
  2. Организация имеет форму сплюснутой пирамиды.
  3. Управляющий состав малочислен.
  4. Относительно небольшая дифференциация заработной платы.
  5. Высокая квалификация работников низшего уровня.
  6. Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие.

     Высокий индекс:

  1. Тенденция к централизации.
  2. Организация имеет вид высокой остроконечной пирамиды.
  3. Большое число управляюще-контролирующего персонала.
  4. Значительная дифференциация заработной платы.
  5. Низкая квалификация работников низшего уровня.
  6. "Белые воротнички" обладают более высоким статусом по сравнению с "синими воротничками".

     3. Стремление к избежанию  неопределенности 

     В организации с высоким индексом стремления к избежанию неопределенности руководители в большей степени  заняты частными вопросами и деталями, они ориентированы на выполнение задания и более или менее постоянны в своем стиле управления, не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность; низкая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление. В организациях с низким значением данного индекса руководители предпочитают заниматься стратегическими вопросами, они ориентированы на людей и придерживаются гибкого стиля управления, готовы принимать рискованные решения и брать всю полноту ответственности на себя; высокая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление.

     Низкий  индекс:

  • Для персонала характерна большая готовность жить настоящим днем.
  • Работники предпочитают небольшие организации.
  • Малый средний возраст работников среднего уровня.
  • Различия в критериях для подбора руководителей и рядовых сотрудников.
  • Устойчивая мотивация на достижение целей.
  • Надежда на успех.
  • Большая готовность к риску.
  • Предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста:
  • Руководитель не является специалистом в сфере управления.
  • При достижении прагматических целей возможно пренебрежение к иерархической структуре организации.
  • Конфликт в организации расценивается как естественное состояние.
  • Соперничество и конкуренция между работниками - нормальное и продуктивное явление.
  • Большая готовность к достижению компромисса с оппонентами.
  • Большая терпимость по отношению к неопределенности в своей работе.

     Высокий индекс:

  • У работников большая тревога за будущее
  • Работники предпочитают крупные организации.
  • Средний возраст руководителей высокого ранга высокий.
  • Большая сопротивляемость изменениям и стремление как можно дольше оставаться на одном рабочем месте.
  • Низкая мотивация на достижение целей.
  • Боязнь успеха.
  • Слабая готовность к риску.
  • Предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца.
  • Руководитель должен быть экспертом в сфере управления.
  • Правила иерархических структур должны быть неизменными и неукоснительно соблюдаться.

     4. "Маскулинизация - феминизация" 

     Отражает  мотивационную направленность персонала  на достижение цели или выполнение задания.

     "Мужская"  культура:

  • Мужчина должен зарабатывать, женщина – воспитывать детей
  • Мужчина должен доминировать в любой ситуации
  • Успех – единственное, что значимо в жизни
  • Жизнь ради работы
  • Важными являются деньги и хорошие материальные условия
  • Надо стремиться всегда быть лучшим
  • Независимость
  • Максимально реализовать свои претензии
  • Уважать тех, кто добился успеха
  • Хорошо то, что большое и жизнеспособное
  • Решения принимаются на основе рационального размышления

     "Женская"  культура:

  • Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей
  • Различия между полами не влияют на занятие властных позиций
  • Качество жизни является важным моментом
  • Работать, чтобы жить
  • Важными являются мужчины и окружение
  • Ориентация на равенство, без попыток казаться лучше других
  • Приветствуется солидарность
  • Нацеленность на оказание услуги
  • Надо сочувствовать неудачникам
  • Хорошо то, что маленькое и нежное
  • Решения принимаются с опорой на интуицию

     Р. Харрисон попытался классифицировать культуру как "организационные идеологии". [7]

     По  мнению автора, существуют следующие  виды идеологий:

  1. Ориентированная на власть - конкурентная, опирающаяся скорее на личность, чем на экспертные знания.
  2. Ориентированная на людей - основанная на независимости работников, отрицающая управленческий контроль.
  3. Ориентированная на задачу - сфокусированная на компетентности, динамичная.
  4. Ориентированная на роль - сфокусированная на легитимности, законности и бюрократии.

     Чарльз  Хэнди построил свою типологию на основе классификации Харрисона, однако вместо термина "идеология" он предложил  термин "культура", так как, по его мнению, термин "культура" лучше передает феномен всепроникающего образа жизни или совокупности норм.

     Автор выделил следующие четыре типа культуры:

     1. Культура власти: существует центральный  источник власти, который производит  контроль; мало правил и процедур, атмосфера конкурентная, ориентированная на власть и политику.

     2. Культура роли: работа контролируется  процедурами и правилами, а  роль, или должностные обязанности,  представляют для людей более  важное значение, чем человек,  который ее исполняет. Власть  ассоциируется с должностью, а  не с чело веком.

     3. Культура задачи: целью является  объяснение необходимых для решения  задачи людей и создание им  условий для совместной работы. Влияние основывается больше  на экспертной власти, чем на  должности или личной власти. Здесь культура адаптивна, а важность командной работы возрастает.

  1. Культура личности: центральное место отводится человеку. Организации существуют только для обслуживания помощи людям в их работе. [8]

     Пожалуй, самую детальную концепцию организационных  культур предложили Ким Камерон и Роберт Куинн. Они, также как Харрис и Хэнди, выделяют четыре типа культур:

     1. Клановая культура характеризуется  разделяемыми всеми ценностями  и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением  организации как "мы". Такие  организации похожи скорее на большие се.мьи, чем на объекты экономической деятельности. Вместо правил и процедур иерархии или конкурирующих прибыльных центров рынка - бригадная работа. Клановая культура - очень дружественное место работы, где у людей масса общего.

     Организации похожи на большие семьи. Лидеры воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботу о людях.

     Роли  лидера в клановой культуре:

     Пособник. Личность, ориентированная на людей  и процессы, улаживающая конфликты и занятая поиском консенсуса. Лидерство основано на вовлечение людей в принятие решений и разрешение проблем.

     Наставник. Личность заботливая и выражающая участие, понимающая других и проявляющая  заботу о нуждах других лиц. Лидерство основано на взаимном уважении и доверии.

     2. Иерархическая (бюрократическая)  культура характеризуется как  формализованное и структурированное  место работы. Тем, что делают  люди, руководят процедуры. Эффективные  лидеры - это хорошие координаторы  и организаторы. Важным является поддержание плавного хода деятельности организации. Организацию объединяет формальные правила и официальная политика. Иерархическая культура - очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они - рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности организации. Ее объединяют формальные правила и политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения. операций. у спех определяется в терминах надежности поставок, низких затрат.

     Роли  лидера в иерархической культуре:

     Инструктор. Личность, отслеживающая детали и  знающая дело. Технический, хорошо информированный эксперт. Лидерство основано на управлении информацией.

     Координатор. Личность, поддерживающая структуру  и рабочий поток. В основании  ее влияния лежит инжиниринг, управление графиками, распределение назначений, размещение ресурсов.

     3. Рыночная культура определяет  тип организации, функционирующей  как рынок, т.е., она ориентируется  на внешнее окружение, а не  на свои внутренние дела. Лидеры  являются твердыми хозяевами  и суровыми конкурентами. Организацию  связывает воедино стремление побеждать. Успех определяется в терминах рыночной доли и проникновения на рынки. Рыночная культура - это организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди - целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Организацию связывает воедино акцент на стремление побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Перспектива настрой на конкурентные действия, достижение поставленных задач. У спех определяется в терминах проникновения на рынки. Важно конкурентное ценообразование" и лидерство на рынке.

     Роли  лидера в рыночной культуре:

     Боец. Личность агрессивная и решительная, активно стремящаяся к решению  задач и достижению целей.

     Постановщик проблем. Личность, ориентированная на обдумывание задач и принятии решений, добивающаяся результатов упорным трудом. Лидерство основано на настойчивой и разумной аргументации в пользу доведения дела до конца

     4. Адхократическая культура. Новаторские  решения поощряемы, ярко выражен акцент на индивидуальность, стремление к риску присуще всем работникам. Приветствуются временные организационные структуры. Адхократия не использует центральную власть и авторитарные взаимоотношения. Главная цель - поощрять адаптивность, готовность к изменениям. Адхократическая культура - динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. В перспективе - акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство или предоставление уникальных новых товаров и услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика организации и анализ ее организационной культуры