Организационно-экономическая характеристика организации и анализ ее организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что реальные взаимоотношения в организации всегда намного глубже и сложнее той формальной структуры, в рамках которой они протекают.
Принято рассматривать три аспекта организационных взаимоотношений, между:
людьми (равными или начальниками и подчиненными);
подразделениями, выполняющими различные задания;
людьми и их технологиями (например, системами, оборудованием, методами).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Организационная культура и ее проявления ………………………...….. 5
1.1 Понятие организационной культуры ………………………………… 5
1.2 Типология и концепции организационной культуры ……………… 7
1.3 Развитие организационной культуры ……………………………..……. 16
2. Организационно-экономическая характеристика организации и анализ
ее организационной культуры ………………………………………………
19
2.1 Взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью деятельности организации …………………………….… 19
2.2 Влияние организационной культуры на конкурентные
преимущества организации ………………………………………………….
23
2.3 Анализ состояния корпоративной культуры (на примере ООО «Торговый Дом «Барди») …………………………………………………… 27
Заключение …………………………………………………………………... 35
Библиографический список ……………………………..………..…………. 37

Работа содержит 1 файл

Осн. менеджмента на сдачу.doc

— 204.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………… 3
1. Организационная культура и ее проявления ………………………...….. 5
  1.1 Понятие организационной культуры  ………………………………… 5
  1.2 Типология и концепции организационной  культуры ……………… 7
1.3 Развитие  организационной культуры ……………………………..……. 16
2. Организационно-экономическая  характеристика организации и  анализ

ее организационной культуры ………………………………………………

19
  2.1 Взаимосвязь между организационной  культурой и эффективностью деятельности организации …………………………….… 19
  2.2 Влияние организационной культуры  на конкурентные

преимущества  организации ………………………………………………….

23
  2.3 Анализ состояния корпоративной  культуры (на примере ООО «Торговый Дом «Барди») …………………………………………………… 27
Заключение  …………………………………………………………………... 35
Библиографический список ……………………………..………..…………. 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  реальные взаимоотношения в организации  всегда намного глубже и сложнее  той формальной структуры, в рамках которой они протекают.

     Принято рассматривать три аспекта организационных взаимоотношений, между:

  • людьми (равными или начальниками и подчиненными);
  • подразделениями, выполняющими различные задания;
  • людьми и их технологиями (например, системами, оборудованием, методами).

     Каждый  из этих трех аспектов можно рассматривать с трех принципиально различных точек зрения, а именно с позиции культуры организации - общепринятых правил и норм поведения, реагирования, оценки и мышления.

     Все организации независимо от формы  собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название - культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации.

     Общеупотребимого  определения культуры нет, хотя интуитивно ясно, что это такое. Так известный российский писатель М.М. Пришвин писал, что культура - это связь людей, а цивилизация - это сила вещей. А крупнейший отечественный философ и богослов П.Л. Флоренский говорил, что культура - это среда, растящая и питающая личность. Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно лишь с оглядкой на это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

     В дополнение к нормам, принятым в  обществе, каждая группа людей, в том  числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые  получили название деловой или организационной культуры. Можно сказать, что между сплоченностью группы людей и уровнем их групповой культуры существует определенная положительная корреляция. Поэтому если мы хотим создавать прочные организации, важно позаботиться о мерах, направленных на формирование их внутренней культуры. Но прежде чем поговорить об этих мерах, давайте разберемся в том, какие компоненты входят в организационную культуру.

     В последнее время в развитии теории менеджмента прослеживается тенденция  усиления внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Демократизация управления, участие в управлении - это реальность, т.е. демократическим формам управления принадлежит будущее.

     Объект  исследования - организационная культура.

     Предмет исследования - фирма ООО «ТД «Барди».

     Цель  работы - изучить особенности корпоративной  культуры и её взаимосвязь с эффективностью деятельности организации.

     Задачи:

  • изучить понятие организационно культуры, ее содержание, развитие и типологию;
  • выделить взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью организации;
  • проанализировать состояние корпоративной культуры на примере фирмы ООО «ТД «Барди».

     Методы  исследования:

  • общенаучные: анализа и синтеза, дедукции и индукции;
  • специальные: системного и структурного анализа.

     В первой главе рассмотрена история  появления и развития понятия  «организационная культура», определено содержание и уровни организационной  культуры. Кроме этого выделены типы организационной культуры на современном этапе развития менеджмента. Во второй главе рассматривается взаимосвязь культуры организации и историко-культурных факторов, характеризующих США и Россию, а так же анализируется уровень развития организационной культуры ООО «ТД «Барди».

     Научная и практическая значимость. Знание особенностей развития и формирования организационной культуры позволяет  изучать организацию как единый живой организм, учитывать влияние  человеческого фактора на эффективность  деятельности организации.

     Практическая  значимость данной темы состоит в  том, что знание основ формирования организационной культуры дает возможность  менеджеру формировать команду  единомышленников, действующих в  интересах организации и повысить её конкурентные преимущества.  
 

     1. Организационная культура и её проявления 

     1.1 Понятие организационной  культуры 

     Организационная культура относится к тем терминам, которые легко понимаются интуитивно, но практически невозможно точно  определить. Среди исследователей нет единого мнения, что считать культурой организации.

     Берк  и Литвин определяют её как “набор явных и неявных правил, ценностей  и принципов, которые укрепляют  и направляют организационное поведение”. Коннор считает, что организационная  культура - это “картина разделяемых убеждений, форм поведения и предположений, которые с течением времени приобретают члены организации”. Дил и Кеннеди дают следующую формулировку: “Это способ, каким мы здесь ведем дела” [1].

     Существуют  и другие определения, например: "Разделяемая членами организации система оценок, позволяющая получить представление о ситуации", "набор разделяемых ценностей, образцов поведения, определяющих символов, установок и принятых способов целедостижения, которые отличают данную организацию от остальных", "разделяемая членами организации философия, идеология, ценности, нормы, которые связывают организацию в единое целое" или "базовый набор представлений, взглядов и внутренних правил, которые постоянно направляют поведение на рабочем месте".

     Будет правильным определить культуру организации через те аспекты жизни и деятельности, с которыми она непосредственно связана. Так, можно выделить шесть ключевых измерений организационной культуры:

  1. Важнейшие характеристики организации. Культура выполняет функцию идентификации организации для внешней и внутренней общественностей.
  2. Общий стиль лидерства в организации. Культура как идеология организации, её собственников и высшего руководства.
  3. Управление наемными работниками. Культура как важнейший инструмент управления и мотивации.
  4. Связующая сущность организации. Культура как нечто общее, объединяющее отдельных индивидов в единое целое.
  5. Стратегические цели. Культура как средство ориентации во внешней среде, как носитель приоритетов деятельности.
  6. Критерии успеха. Культура как способ успешного ведения дел.

     Ф. Харрис и Р. Моран определяют содержание организационной культуры через  десять её основных характеристик - фактических  элементов жизни компании:

  1. Осознание себя и своего места в организации поощрение скрытости или открытости настроения проявление независимости и творчества через сотрудничество или индивидуализм.
  2. Коммуникационная система и язык общения.
  3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе.
  4. Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области.
  5. Осознание времени отношение к нему и его использование.
  6. Взаимоотношения между людьми: по возрасту и полу; по мудрости и интеллекту; по опыту и знаниям; по рангу и протоколу; по религии и гражданству; по степени формализации отношений; по степени получаемой поддержки; по способу разрешения конфликтов.
  7. Ценности и нормы.
  8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то: вера в руководство; вера в свои силы и успех; вера во взаимопомощь и справедливость;
  9. Процесс развития работника и научение: бездумное или осознанное выполнение работы; полагается на интеллект или на силу; процедуры информирования работников; концептуализация в мышлении или заучивание; походы к объяснению причин.
  10. Трудовая этика и мотивирование: ответственность на работе; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе. [5]
 

     1.2 Типология и концепции организационной культуры 

     Было  предпринято множество попыток  классифицировать и типологизировать организационные культуры с тем, чтобы описать явления, про исходящие в организациях, и дать определенный набор рекомендаций руководителям и подчиненным.

     Ф. Герцберг, Гирт Хофстид и Д. Божеле в основе своих классификаций  рассматривали следующие критерии:

     1. "Индивидуализм-коллективизм"

     Если  коллективистская культура организации предполагает принятие решений на основе личных отношений, то индивидуалистская культура делает главный упор на формально-деловой принцип.

     Для "коллективистской" культуры характерно следующее:

  • работники ожидают, что организация будет заниматься их личными делами (как в семье) и защищать их интересы, поэтому жизнь организации в значительной степени влияет на самочувствие ее членов;
  • взаимодействие в организации основывается на чувстве долга и лояльности;
  • продвижение осуществляется в соответствии со стажем работы;
  • руководители придерживаются традиционных взглядов на формы поддержания активности подчиненных;
  • социальные связи внутри организации характеризуются сплоченностью;
  • отношения между администрацией и работниками базируются обычно на моральной основе, на основе личностных взаимоотношений (т. е. оценивается сама личность).

     Для "индивидуалистской" культуры характерно, что:

  • сотрудники не желают вмешательства организации в личную жизнь, избегают опеки с ее стороны; они надеются только на себя, отстаивают свои интересы;
  • организация слабо влияет на самочувствие своих служащих, функционирование ее осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого члена;
  • продвижение по службе осуществляется внутри или вне организации на основе компетенции и "рыночной стоимости" индивида;
  • руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается воплотить их на практике, стимулирует активность подчиненных сотрудников и групп;
  • социальные связи внутри организации характеризуются известной дистанционностью;
  • отношения между администрацией и работниками основываются обычно на учете личного вклада работника (т. е. оценивается деятельность личности).

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика организации и анализ ее организационной культуры