Организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Любая социальная общность людей испытывает на себе влияние внешнего мира, непосредственного окружения и своей внутренней среды. Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию. Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ 4
1.1. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 4
1.2. КООРДИНАЦИЯ И СУБОРДИНАЦИЯ 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 19
2.1. ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.2. ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 24
2.3. ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Отношение и поведение.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

    5. государство;

    6. общественные организации и группы.

    Клиенты являются ключевой для всякой организации группой, поскольку за счет клиентов организация существует и развивается. В обыденной жизни понятие клиент ассоциируется с покупателем магазина или посетителем ресторана. На самом деле оно гораздо шире и включает в себя как непосредственных потребителей продукции и услуг (пользователей), так и тех, кто приобретает эти услуги у организации (заказчиков). Во многих случаях потребитель и заказчик не совпадают - для районной поликлиники клиентами являются и люди, обращающиеся за помощью (потребители), и районная   администрация,   финансирующая   поликлинику (заказчик). Четкое представление о том, кто является клиентом организации и каковы его потребности, является главным условием успеха организации. Организационные цели, структура, системы управления должны отражать эти потребности и обеспечивать их удовлетворение.

    Поставщики  предоставляют организации ресурсы, необходимые для достижения стоящих перед ней целей. Наличие и цена ресурсов во многом влияют на деятельность организации и учитываются при разработке стратегических задач и подготовке краткосрочных планов.

    Конкуренты  оказывают самое прямое влияние на организацию, предлагая потребителям сходные товары или услуги, приобретая сырье и материалы у поставщиков, привлекая рабочую силу со сходными характеристиками. Ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цепи, структуру, методы управления.

    Техника и технология выделяются в отдельный фактор внешней среды (в дополнение к поставщикам), поскольку научно-технический прогресс превратился в одну из главных движущих сил развития человеческого общества и его институтов. С одной стороны, современная технология предоставляет организациям колоссальные потенциальные возможности для развития, радикальным образом изменяющие их цепи, структуру, системы управления. В то же время сегодня технологические достижения организации в гораздо большей степени, чем раньше,  доступны конкурентам и создают основу для небывалого уровня конкуренции во всех сферах деятельности.

    Государство устанавливает "правила игры" - законы, по которым должны действовать организации, и следит за их соблюдением, а, следовательно, влияет на все аспекты деятельности организации. В последнее время все большее число организаций ощущают на себе воздействие общественных объединений и групп (экологов, женских организаций и т.д.), которые становятся постоянным  фактором  социальной  и  экономической  жизни современного общества.

    Очевидно, что степень влияния на организацию  каждого из перечисленных факторов меняется во времени, однако внешняя  среда в целом оказывает постоянное сильное воздействие на каждую организацию.39 Следствием этого воздействия может стать изменение организационной структуры (переход от продуктового типа к матричному вследствие усиления конкуренции или расширения номенклатуры выпускаемых изделий), пересмотр производственной стратегии (замена рабочих роботами на покрасочной линии после введения нового законодательства об охране здоровья), стоящих перед организацией цепей (появление цели самодостаточности после прекращения государственного финансирования).

    Важнейшей характеристикой внешней среды, с точки зрения влияния последней на организацию, является степень изменчивости. Организации, действующие в стабильной среде, могут позволить себе более долгосрочное планирование, иерархические и формальные системы управления, гарантии занятости и повышения заработной платы. Организации, работающие в резко изменяющейся среде, вынуждены чаще корректировать свои цели, менять стратегию, структуру и т.д.40 Естественно, что степень изменяемости внешней среды зависит от особенностей вида деятельности, страны и т.д. В то же время общей тенденцией является повышение степени изменчивости внешней среды, что ускоряет процесс организационных перемен.

    Для своего выживания и процветания  любая организация должна быть способной  адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.

    На  деятельность организации влияют факторы  внешней среды (политические, социокультурные и т.д.) От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации. Если бы нужно было проанализировать, о чём говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.41

    Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях карьеры, льготах и т.п. Используя лоббистов и делая взносы в пользу разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на содержание будущих законов и постановлений. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения. Ещё раз подчеркнем, что обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, видеоленты, отчеты и т.п., циркулирующие внутри организации, зачастую являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.

      В наше время важнейшим, наиболее сложным и практически непредсказуемым фактором внешней среды стала ее политическая составляющая. Однако всем нам необходимо стараться понять, что намереваются предпринимать органы государственной власти для развития экономики и общества в целом, какие программы отстаивают различные партийные структуры, какие планы проталкивают группы лоббирования в государственных структурах, насколько и куда проникли мафиозные группировки, каких изменений в законодательстве и правовом регулировании можно ожидать в ближайшее время. Сейчас политические факторы общественной жизни России настолько сложны, что не поддаются никаким научно обоснованным методам долгосрочного прогнозирования. Ограниченные возможности применения научных методов и недостаточность информации о сложных экономических и социальных процессах усиливают роль интуитивных, основанных на опыте и искусстве управления методов стратегического анализа ситуации. Несмотря на эти трудности, каждый активный член общества, а тем более руководители предприятий и фирм пытаются определить, насколько стабильно правительство, каковы силы оппозиции и в какие формы может вылиться общественное недовольство.

      Изучение  другой важной составляющей внешней  среды — экономики позволяет ориентироваться в таких важных хозяйственных показателях, как действующие нормы налогообложения, темпы инфляции, уровень безработицы, валовой национальный продукт, таможенные пошлины, сырьевые и трудовые ресурсы и т. п. Сомнительные результаты приватизации, конверсии, инвестиционной стратегии заставляют с тревогой ожидать решения компетентных, как принято говорить, органов по таким проблемам, как частная собственность на землю, реституция, расходные статьи бюджета, экономическая интеграция стран СНГ, финансовые отношения с международными валютными фондами.

      И, наконец, большое влияние на решение  государственных, народнохозяйственных проблем управления, как и на стратегическое управление производственными предприятиями, оказывают и социальные факторы макроокружения. Анализ динамики этих факторов позволяет определить демографическую структуру общества, систему культурных и этических ценностей, обычаев, отношение к религии, формирование общественных мнений и мировоззрения, отношение к работе и уровень жизни различных слоев общества.

      Все эти составляющие внешней среды  находятся в непрерывном развитии и взаимном воздействии, что требует  системного подхода к их изучению.  
 

 

Заключение

    Психологи утверждают, что увеличение производительности можно достичь за счет улучшения отбора и/или обучения и т.п., повышения удовлетворения от работы, улучшения отношений между людьми в ходе работы. На работу человека большое влияние оказывает отношение к его работе коллег, руководства и подчиненных. Чем лучше отношения, тем выше производительность и удовлетворение от работы.

    Одной из основных причин промышленных конфликтов является недостаток понимания между менеджерами и рабочими. Это происходит из-за того, что обе стороны не знают об отношении друг к другу. Знание этих отношений и приводит к пониманию. Таким образом, эффективное деловое сотрудничество оказывается возможным тогда, когда находится правильное соотношение между организацией работ и регуляцией взаимоотношений работников.

    Понимание структуры, роли, группы – важно для понимания организации. Организация – это еще и социальная система. Люди общаются и устанавливают дружеские отношения с тем, с кем вместе работают и разделяют интересы. Организация, определяемая ее ролями и задачами, получила название формальной организации, а определяемая социальным взаимодействием – неформальной организации.

    Существование столь большого разнообразия типов  построения организации, безусловно, ведет  к установлению разных видов взаимоотношений  между членами организации, занимающими различные посты и должности. Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления. Они подразделяются на линейные отношения, функциональные отношения, отношения управленческого аппарата, литеральные отношения.

    Можно с полным основанием заявить, что большая часть того, что мы наблюдаем в организациях, является коммуникациями. По оценкам, менеджеры проводят в различного рода совещаниях, переговорах большую часть времени. Люди общаются друг с другом в организациях по разным причинам. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией.

    Люди  объединяют усилия и организуются для  достижения, каких либо физических, личных или экономических преимуществ. Поэтому образуются организации для достижения поставленных целей. Организация это система скоординированного поведения. Но можно возразить, что организация это и есть само поведение. Для более эффективного достижения целей необходимо правильно управлять организацией и координировать человеческие и материальные ресурсы.

    Организационные отношения воспроизводятся постоянно на пересечении двух основных организующих сил: субординационных (подчиняющих работников «сверху донизу») и координационных (согласовывающих разнородные по положению звенья и уровни управления, а также личные управленческие интересы).

    Субординационные  организующие силы больше проявляются  в официальных отношениях руководителей  и подчиненных, а координационные  – в их неофициальных служебных контактах. Когда в организации культивируется иерархическая заданность служебных отношений возникает острое противоречие между субординационным и координационным характером организационных отношений.

    Проблема  состоит в том, чтобы найти  оптимальное сочетание субординационных и координационных сил во времени и пространстве. Практика подтверждает, что эта проблема может быть успешно решена в том случае, если работники переживают состояние приобщенности к делам той организации, в которой работают.

    Деятельность организаций, направленная на достижение установленных целей, непосредственно и главным образом зависит от людей, исполняющих определенные роли и функции. Поведение людей предопределяет их сотрудничество для достижения целей организации и вместе с тем их соперничество и даже борьбу за ресурсы, статус, самостоятельность и вознаграждение. Противоречия между индивидуумами часто проявляются в отношениях между различными группами внутри организации.

    Деятельность  и повседневное поведение человека зависит от социальных условий, в которых формировалась личность, и от особенностей природной организации человека. Различные формы делового поведения личности, такие как инициативность, исполнительность, а также инертность, есть отклик на тот или иной способ управленческого взаимодействии. Исследования обнаруживают множество индивидуальных моделей стимуляции и блокировки инициативного поведения, которые можно регулировать.

    Каждый  человек играет определенную роль, как на работе, так и в частной  жизни. Роль описывает определенную работу. Если роль не соответствует потребностям и способностям человека, возможно возникновение конфликтов. Многие организационные проблемы возникают из-за несовместимости людей и их ролей. Для одного человека проблемы эти могут быть очень серьезными. Статус подкрепляет организационную роль, так как он обозначает уровень или относительную важность. Статус зависит и от факторов, свойственных людям как индивидуумам: от принадлежности к тому или иному классу, обаяния и возраста, личных качеств. Производственные конфликты возникают, когда отсутствует уважение к другому человеку.

Информация о работе Организационное поведение