Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - обосновать важность и оценить эффективность организационной структуры, дать рекомендации по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть теоретический аспект изучаемой темы;
2. на примере конкретного предприятия изучить организационную структуру, выявить ее несовершенства, разработать варианты их устранения.
Введение 3
Глава 1. Организационная структура управления. 4
1.1 Организационные основы процесса управления 4
1.2 Содержание и типы организационных структур 4
1.3 Факторы проектирования организационной структуры. 11
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды фирмы. 13
2.1 Общая характеристика предприятия 13
2.2 Миссия фирмы, дерево целей 14
2.3 Организационная структура предприятия 15
2.4 Методы управления в организации 15
2.5 Анализ системы мотивации 16
2.6 Организационная культура фирмы 19
Глава 3. Организационная структура предприятия ОАО «Синтез-Каучук». 21
3.1 Анализ существующей организационной структуры 21
3.2 Совершенствование организационной структуры предприятия «Синтез-Каучук» 24
Заключение 27
Список использованной литературы: 28
Стратегическая цель ОАО «Синтез-Каучук» - это расширение рынка сбыта продукции. Для ее достижения ставится ряд более конкретных целей, реализация которых планируется в ближайшей перспективе: расширение ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых потребителей и совершенствование организации производства. Для реализации каждой из этих целей предприятие ставит перед собой ряд более мелких задач. Так, поиск новых потребителей тесно связан с налаживанием системы сбыта на предприятии и маркетинговыми исследованиями. Для реализации цели расширения ассортимента продукции необходимы работы по пополнению основных фондов, связанных с введением в действие новых помещений, и новыми технологиями производства. Совершенствование организации производства ставит перед предприятием ряд более мелких целей: использование новых видов сырья и применение последних достижений в сфере разработки технологий.
Цели
предприятия «Синтез-Каучук» представлены
на рисунке 3.
Действующая оргструктура предприятия «Синтез-Каучук» представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А. Анализ оргструктуры на примере ОАО «Синтез-Каучук» проведен в главе 3.
Для достижения поставленных целей предприятие осуществляет воздействие с помощью экономических, административно-правовых и социально-психологических методов [2].
Предприятие «Синтез-Каучук» - единственное в Башкирии предприятие, занимающееся производством жидкого каучука, высокооктановых добавок и фенольных антиоксидантов. Его продукция пользуется спросом как в самой республике, так и за ее пределами. Конкурентоспособность продукции определяется не только потребностями химической промышленности в сырье такого рода, но и заявленными предприятием экологической чистотой продукции, характером ее производства (основанном на использовании побочных продуктов производственного процесса). Большое значение играет фактор цены. ОАО «Синтез-Каучук» использует стратегию преимущественной цены, т.е. достигает преимущества на рынке за счет более низкой цены на продукцию, чем у ее главных конкурентов (что, в свою очередь, объясняется меньшим значением издержек на производство). Потребности рынка в сырье для химической продукции определяют во многом характер производства, механизмы ценообразования и повышения качества продукта. Среди экономических методов управления персоналом можно выделить использование системы премий (за выполнение работ сверх норм, по итогам ежемесячного конкурса на звание Лучшего Работника ОАО «Синтез-Каучук» и т.д.), надбавок (доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда, персональные надбавки руководителям и специалистам за квалификацию, доплаты за ненормированный рабочий день, оплата сверхурочных часов работы в выходные и праздничные дни и т.д.), льгот (бесплатный проезд на транспортном средстве предприятия до места работы, субсидированные обеды в столовых и кафе предприятия, предоставление путевок в санаторий-профилакторий «Ольховка», лагерь «Солнечный» и т.д.).
К административно-правовым методам можно отнести подчинение работников предприятия действующим нормативно-методическим документам, регулирующим не только производственный процесс, но и взаимоотношения в коллективе (штатное расписание, устав, инструкции, нормирование труда, контроль исполнения и т.д.). Также предполагается использование дисциплинарных взысканий (выговор, штраф, увольнение за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, причинение ущерба имуществу и т.д.). предприятие использует в своей деятельности такой метод как нормирование. Так, для каждого цеха производственного подразделения установлены определенные нормы расхода ресурсов в процессе производства. Строгая регламентация функций каждого подразделения, обязанностей работников и полномочий руководства является определяющим фактором успешности производственной деятельности «Синтез-Каучук».
Использование
социально-психологических
Система мотивации предприятия строится на нескольких принципах:
Для того, чтобы система оплаты работала эффективно, необходимо, чтобы она отвечала следующим требованиям: должна прослеживаться четко определенная связь между вознаграждением и затраченными усилиями, методы оценки производительности должны быть общепризнаны как справедливые и последовательные.
То есть финансовые мотиваторы (бонусы, премии, льготы) работают только тогда, когда существует связь между усилием и вознаграждением, и ценность вознаграждения соответствует усилию. Предприятие избегает ущемления прав работников одних категорий и чрезмерного поощрения (как в материальном, так и в моральном плане) других.
Для правильной реализации данного метода сотрудники должны иметь возможность контролировать ключевые процессы выполнения своих обязанностей в контексте общей прозрачной структуры деятельности. Эта возможность основывается на получении информации о целях и миссии организации, ее истории и рынке; о целях отдела/подразделения, где работает сотрудник; его должностной инструкции, неформальной информации об организации (должна соответствовать информации, полученной формальным путем). Для реализации этого принципа предприятие регулярно проводит «учебные часы» и собрания работников для информирования их о деятельности предприятия и его успехах; каждый работник в пределах предприятия проходит профподготовку, где ему четко и доступно объясняют основные функции его подразделения и рассказывают о предприятии в целом.
Люди как профессионалы хотят иметь интересную работу и видеть результат своих усилий. Однозначных средств для измерения интереса к работе не существует, так же, как и не существует простого и доступного решения, как сделать работу интересной. Индикаторами могут служить опросы, ротация и текучесть кадров, показатели отсутствия, анализ аттестаций и т.п. Руководство ОАО «Синтез-Каучук» отдает предпочтение не столько материальным методам стимулирования работников, сколько старается заинтересовать их в сущности производственного процесса. С этой целью проводятся ежемесячные семинары и конференции по вопросам совершенствования организации производства. Предприятие придерживается позиции, согласно которой мнение каждого работника должно быть учтено при принятии решения. Интерес к работе тесно связан с организацией производственного процесса. С этой целью на предприятии устанавливается новое компьютерное оборудование, создаются удобные рабочие зоны для персонала, улучшается дизайн помещений, устанавливаются современные системы кондиционирование и отопления и пр.
Интересная работа остается таковой до определенного момента, необходим рост и развитие, а соответственно, и новые знания. Сотрудники должны осознавать, какие шаги им необходимо предпринять для карьерного и профессионального роста, а также иметь возможность получения новых знаний. Сотрудники ОАО «Синтез-Каучук» информированы о возможностях карьерного роста на предприятии. Руководство предприятия поощряет стремления работников к перемещению по должностной лестнице и старается удовлетворить их стремления.
Процесс формирования преданности предприятию складывается из трех ключевых принципов:
Преданность передается от лидера и целей, которые он выражает. Руководители, у которых есть представления о желаемом будущем организации, четко определены цели и ценности компании, способны вести сотрудников в заданном направлении и обеспечить их ресурсами для выполнения заданий. Мотивация и продуктивность выше, когда определены конкретные цели, когда цели сложны, но достижимы. Важны участие сотрудников в постановке целей, как средство достижения соглашения, а также обратная связь. Так, на предприятии «Синтез-Каучук» активно используется система мотивирования сотрудников к трудовой деятельности посредством приобщения к целям предприятия. Учет стремлений сотрудников и возможность согласования их целей с целями организации происходит не под давлением «сверху», а при активном участии и сотрудничестве с работниками. Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов фирмы, проходят с участием членов коллектива для формирования у них чувства сопричастности к общему делу.
Целью в данном контексте является создание мотивационного климата, подчеркивание и пропаганда норм и ценностей компании. Работа в команде единомышленников может обернуть индивидуальные усилия в потрясающий успех. Трудные задания порой под силу только для коллективного выполнения. «Синтез-Каучук» придерживается позиции, согласно которой важный стимул к труду у работника – это здоровая атмосфера в коллективе, основанная на началах сотрудничества, поддержки и взаимопомощи. Регулярные мероприятия и собрания призваны не только внести разнообразие в трудовые будни, но и сплотить коллектив работников предприятия. Помимо мероприятий используется и такое средство сплочения коллектива, как совместные поездки в санатории, участие в экскурсиях.
Таким
образом, мотивационная система
предприятия «Синтез-Каучук»
На
предприятии «Синтез-Каучук»
Недостаток
организационной культуры на предприятии
заключается в отсутствии четко выработанной
нормативной базы по организационной
культуре: корпоративного кодекса, кодекса
поведения сотрудников, кодекса взаимоотношений
с клиентами и т.д. Нет формального закрепления
нормативной базы, все зависит от самих
сотрудников, их самосознания и стремления
улучшить обстановку на предприятии и
взаимодействие с внешней средой. Также
отсутствуют неформальные традиции и
ритуалы, которые, переходя из поколения
в поколение, укрепляли бы корпоративный
дух.