Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - обосновать важность и оценить эффективность организационной структуры, дать рекомендации по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть теоретический аспект изучаемой темы;
2. на примере конкретного предприятия изучить организационную структуру, выявить ее несовершенства, разработать варианты их устранения.
Введение 3
Глава 1. Организационная структура управления. 4
1.1 Организационные основы процесса управления 4
1.2 Содержание и типы организационных структур 4
1.3 Факторы проектирования организационной структуры. 11
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды фирмы. 13
2.1 Общая характеристика предприятия 13
2.2 Миссия фирмы, дерево целей 14
2.3 Организационная структура предприятия 15
2.4 Методы управления в организации 15
2.5 Анализ системы мотивации 16
2.6 Организационная культура фирмы 19
Глава 3. Организационная структура предприятия ОАО «Синтез-Каучук». 21
3.1 Анализ существующей организационной структуры 21
3.2 Совершенствование организационной структуры предприятия «Синтез-Каучук» 24
Заключение 27
Список использованной литературы: 28
Целевая организационная структура управления представляет собой комбинацию нескольких видов оргструктур. К ней следует прибегать в тех случаях, когда цель является нетрадиционной. Так, в организациях профессионального образования существует проблема межорганизационной кооперации, формирования системы непрерывного профессионального образования, интеграции с отраслями экономики. Аналогичная ситуация может возникнуть и внутри каждой организации. В этом случае оргструктуры управления организации будут связаны линейно-функциональными и целевыми связями.
В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в "информационной" среде. К таковым относятся организации эдхократические, многомерные, партисипативные и организации предпринимательского типа [10].
Эдхократия - это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность, и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, так же, как и вознаграждения, делится между участниками. Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы.
Основой многомерной организации (Рисунок 2, Г) является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи [8]:
По совокупности выполняемых задач такие автономные группы получают обычно статус центра прибыли, а в отдельных случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются корпоративными налогами. В многомерной организации бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство организации только инвестирует в них средства и дает деньги взаймы.
В партисипативных организациях членам предоставляется право участвовать в принятии решений, касающихся их работы. Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает: участие в принятии решений, участие в установлении целей, участие в решении проблем. Описанные условия придают структуре организации демократический характер: каждое лицо в организации, которое имеет власть над другими, подотчетно их совместному контролю. Это предотвращает произвол по отношению к любому члену организации со стороны любого вышестоящего лица [12].
Структура управления предпринимательской организацией (Рисунок 2, Д) характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, а не на необходимости использования ресурсов. С точки зрения организационного построения, предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.
А)
Б)
В)
Рисунок 1 Типы организационных структур: А) линейно-функциональная; Б) линейно-штабная; В) дивизиональная.
А)
В)
Г)
Рисунок 2 Типы организационных структур: А) проектная; Б) матричная; В) бригадная; Г) многомерная; Д) организация предпринимательского типа.
На формирование оргструктуры предприятия оказывают влияние различные факторы. Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Подходы к проектированию структуры организации различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме. Так, например, линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций с четким распределением функциональных обязанностей. В организациях среднего и большого размера линейное деление на части дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях и т.п.).
На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Рост числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях.
Рассмотрим другие факторы, влияющие на схему оргструктуры предприятия. Подразделения организационной структуры управления могут быть образованы в соответствии [2]:
• с видом выполняемых функций;
• с характером производимой продукции и услуг;
•
с видом производственного
• с территориальным признаком;
• с характером потребителей;
• с типом реализуемых проектов.
Образование подразделений по видам функций является наиболее широко распространенной формой группирования видов деятельности. Создание подразделений по видам продукции (услуг) имеет место в организациях, выпускающих несколько видов продукции или представляющих несколько видов услуг. Создание подразделений по видам процесса осуществляется в тех случаях, когда это дает возможность максимально использовать производственное оборудование и высококвалифицированные кадры. По территориальному признаку подразделения образуются в организациях, занимающих обширную территорию. Создание подразделений по потребителям происходит в случаях, когда работают с группами потребителей, которые разделены по признакам (возраст, пол, уровень доходов), имеющим существенное значение. По типу проектов подразделения создаются в тех случаях, когда формируются специализированные бригады (группы).
При
проектировании оргструктуры учитываются
такие показатели, как сложность, наукоемкость
производства. Для предприятий, использующий
большие ресурсы информации, труда, услуг,
например, наиболее предпочтительной
является матричный тип оргструктуры.
Для организаций, деятельность которых
отличается высокой или сложной технологией,
требующая творчества, инновативности
и эффективной совместной работы, применятся
эдхократическая схема. Наиболее пригодным
этот дизайн является для организаций
в таких областях, как консультационно-
2008 году руководство предприятия приняло решение о внедрении на ОАО «Синтез-Каучук» системы менеджмента качества на соответствие требованиям МС ISO 9001:2008. Был проведен всесторонний анализ процессов, определены и установлены взаимосвязи между ними, разработаны и документированы необходимые процедуры, проведено обучение сотрудников. Завершившийся в октябре 2009 года сертификационный аудит подтвердил соответствие системы менеджмента требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. Аудиторы отметили сильные стороны коллектива каучукоделов: высокий профессионализм производственного персонала, его командный дух, бережное отношение к истории предприятия, наличие корпоративной газеты, удобную форму документации процессов СМК, результативность внутренних аудитов с точки зрения их информационности, содержательности. В число же слабых сторон отнесли неэффективное функционирование службы развития, внедряющей идеи, направленные на повышение конкурентоспособности продукции.
Практически весь выпускаемый ассортимент, насчитывающий на сегодняшний день более двадцати наименований - это результат целеустремленных исследований и внедрений собственных научных разработок. Сотрудниками научно-исследовательского центра за эти годы получено 377 авторских свидетельств и 89 патентов на изобретение, по которым реализовано в промышленности 95 технологических процессов.
Основным направлением производственной деятельности завода является выпуск фенольных антиоксидантов широкого спектра действия, известных под торговой маркой "Агидол". Они используются на нефтеперерабатывающих предприятиях, в производстве синтетических каучуков, резин, пластмасс, волокон и других полимерных материалов, а также в кормовой, пищевой и косметической промышленности. Их доля составляет более половины от общего объема товарной продукции.
Другое направление деятельности - это производство жидких каучуков специального назначения, отвердителей для эпоксидных смол и прочей нефтехимической продукции.
Успешно развивается также производство неэтилированных, экологически чистых высокооктановых добавок к бензинам, получение которых большей частью основано на использовании побочных продуктов производства.
За долгие годы работы завод завоевал репутацию надежного делового партнера, выпускающего высококачественную продукцию, применяемую практически во всех регионах России, а также за ее пределами. Главными конкурентами ОАО «Синтез-Каучук» на химическом рынке России являются такие предприятия как ОАО "Нижнекамскнефтехим", ООО «Тольяттикаучук», ОАО "Воронежсинтезкаучук", ОАО "Ефремовский завод синтетического каучука".
Миссия ОАО «Синтез-Каучук» включает в себя несколько тезисов: