Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:56, курсовая работа
Цель работы: усовершенствовать организационную структуру учреждения дошкольного образования детского сада № 1405.
Основными задачами являются:
1. Рассмотреть существующие организационные структуры управления в образовательных учреждениях;
2. Проанализировать организационно-экономические характеристики учреждения;
3. Проанализировать концепцию развития учреждения;
4. Разработать основные направления совершенствования организационной структуры управления Д/С №1405.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические понятия структур управления………………...……..…..6
1.1. Понятие и принципы построения организационной структуры………….....6
1.2. Типы организационных структур………………………………………….…..9
1.3. Виды бюрократических структур управления организацией……………....13
1.4. Виды органических структур управления организацией…………………...19
Глава 2. Анализ структуры управления учреждения……………………….……24
2.1 Общая характеристика «Детского сада общеразвивающего вида № 1405»..24
2.2. Анализ персонала……………………………………………………………...27
2.3. Анализ структуры и функций управления…………………………………...29
Глава 3. Совершенствование организационной структуры………….………….33
3.1. Оценка возможных путей совершенствования организационной
структуры управления……………………………………………………………...33
3.2. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры
системы управления МДОУ «Д/СОВ № 1405»…………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………...44
Исполнители
Рис.
7. Линейно-штабная структура управления
Такая структура благодаря объединению функциональных специалистов в одном органе управления обеспечивает оперативность и качество решений за счет их всестороннего обоснования. Она практически исключает противоречивые распоряжения и позволяет освободить линейных руководителей от деятельности по координации работы различных служб.
Главные достоинства линейно-штабной структуры управления заключаются в значительном повышении эффективности использования управленческого потенциала для решения экстренных задач.
Однако управленческие системы с линейно-штабной структурой недостаточно эффективно решают новые задачи (переход на выпуск новой продукции, изменение технологии и т.п.). Кроме того, требуются дополнительные затраты на создание специальных советов, коллегий, комиссий для координации и выработки решений.
Линейно-штабная структура управления создается для ликвидации последствий стихийных бедствий, оперативного решения неординарных задач.
Дивизионная
организационная структура (рис. 8). Особенно
явно новая организационная структура
проявляется на крупных предприятиях
с широкой номенклатурой товаров и услуг,
быстро меняющейся техникой и технологией,
реагирующей на изменения потребностей
и спроса общества на новейшие потребительские
товары.
Рис.
8. Дивизионная структура управления
Разделение функций теперь не ограничивается только по классическому принципу: производство -- поставки -- финансы. На крупных предприятиях подчиненные им отделения начинают специализироваться на производстве какого-либо одного продукта или увеличивают ассортимент и реализацию всей продукции. Это влечет за собой возникновение продуктовой структуры. Выход предприятий с данной продукцией за пределы своего региона и даже национальные границы ведет к необходимости создавать территориальные структуры. Непредсказуемость и нестабильность внешнего окружения требуют от руководителей создания инновационной структуры, где специальные отделы ведут разработку, освоение и подготовку к массовому производству новых видов продукции или услуг. На многих крупных фирмах сфера сбыта выросла в целые отделы маркетинга, где основой структуризации являются рыночные структуры. Такие организационные структуры получили определенную самостоятельность и права распоряжаться принадлежащими им средствами не строго по инструкции, а сообразуясь с быстро меняющейся внешней средой и внутренними возможностями. Возросла местная инициатива, которая и реализуется теми, кто выступает с ней, одновременно полностью отвечая за полученный результат. Появилась возможность быстрее и результативнее отвечать на изменение обстановки, учитывать новые потребности.
Но
дивизиональные структуры, как и функциональные,
не свободны от недостатков. Так, значительно
усложнился процесс контроля за действиями
новых структур. Негативные результаты
работы могут проявиться лишь с течением
времени, когда будет поздно выправлять
положение сверху. Расширение горизонтальных
связей, при всей своей положительности,
несет ослабление вертикальных связей.
Могут возникнуть трудности из-за дублирования
и путаницы в сети команд и управленческих
решений. Чрезмерная автономизация частей
организации может привести к полной утрате
воздействия со стороны центральных структур,
а следовательно, подчинения единым целям
и задачам.
1.4. Виды
органических структур управления организацией
Первая
из этой группы - это матричная структура
управления (рис. 9).
По вертикали По горизонтали
Рис. 9. Матричная структура управления
В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится управление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт и др.). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами.
При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы (проекта) и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой.
Работа обеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.
Таким образом, матричная структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства. Матричные структуры управления способствуют перестройке производства на основе новейших технологических процессов и более производительного оборудования.
Достоинствами матричной структуры являются значительные возможности эффективного использования кадрового потенциала организации при постановке и решении новых задач.
Матричные, как и другие организационные структуры, также имеют недостатки. В них нередки тенденции к анархии в связи с нечетко поставленными правами и двойной подчиненностью работников. Проявляется групповщина и борьба за лидерство в сфере науки, техники и технологии. Может иметь место и неприязнь между «верхними» и «нижними» звеньями матрицы в ходе работ.
Проектные оргструктуры управления применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления. Как правило, такая система имеет несколько меняющихся целей, а процесс управления ею включает определение целей и функций, формирование оргструктуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.
Формой реализации проектной оргструктуры управления является создание специального подразделения, работающего в течение времени, необходимого для реализации определенной проблемы (проекта), например, освоение новых технологий обучения, производства. При такой форме оргструктуры управления руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств, материальную и моральную мотивацию работающих, а главное, разработку концепции управления проектом -- приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.
Проектный тип оргструктуры управления обладает большой гибкостью и универсальностью, простотой, экономичностью, а главное, позволяет одновременно разрабатывать несколько проблем (проектов). Для выполнения работ по реализации нескольких проектов может создаваться штаб, состоящий из руководителей проектов.
Бригадная оргструктура управления представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей.
Принципами образования бригадных структур являются следующие: автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие.
Образованную в соответствии с этими принципами бригаду возглавляет руководитель, осуществляющий руководство бригадой в соответствии с концепцией групповой формы управления, включающей в себя взаимопомощь, взаимозаменяемость, личную ответственность, ориентацию на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблемы в целом.
В состав каждой такой бригады должны включаться специалисты с универсальными знаниями и навыками, способные обеспечить гибкость управления при смене выполняемых заданий. Гибкой должна быть и система мотивации труда. Для этого в ее основу закладывается принцип экономически выгодного сотрудничества, заинтересованности в росте доходов и прибыли, а оплату труда каждого члена бригады увязывают с общими результатами.
Иерархия построения бригадной оргструктуры предусматривает вхождение в самую верхнюю бригаду высших менеджеров организации. За каждым из них закрепляется ответственность за одно крупное (основное) направление деятельности организации. На втором уровне количество бригад определяется основными направлениями деятельности организации, т.е. должно быть им равным, и т.д. Каждой бригаде может быть дан статус самостоятельных хозрасчетных единиц (подразделений).
Преимуществами бригадной оргструктуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей, ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на относительно малоемкие сегменты рынка, нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки.
Целевая
организационная структура управления
представляет собой комбинацию нескольких
видов оргструктур. К ней следует прибегать
в тех случаях, когда цель является нетрадиционной.
Так, в организациях профессионального
образования существует проблема межорганизационной
кооперации, формирования системы непрерывного
профессионального образования, интеграции
с отраслями экономики.
Организационные структуры управления, их типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности. Структура не есть нечто раз и навсегда данное. Она постоянно развивается. Когда речь идет об организационных структурах, имеются в виду распределение и координация процессов труда. Структура организации - это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения.
Глава
2. Анализ структуры управления учреждения
2.1 Общая характеристика «Детского сада общеразвивающего вида
№ 1405»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1405», в дальнейшем именуемое «Учреждение», созданного на основании решения исполнительного комитета Зеленоградского АО г. Москвы от 23.08.1982 № 377 и зарегистрированного как муниципальное дошкольное образовательное учреждение Администрацией города Зеленограда 28.02.1986 г. регистрационный № 892.
Учреждение основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью.
Учреждение является некоммерческой организацией.
Учреждение в своей деятельности подотчетно Департаменту образования администрации города Зеленограда и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Москвы.
Наименование Учреждения:
Полное официальное наименование - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1405».
Сокращенное наименование - МДОУ «Д/СОВ № 1505».
Место нахождения Учреждения:
Юридический адрес: Российская Федерация, Московская область, город Зеленоград, жилой район № 12, корп. 1217.
Фактический адрес: Российская Федерация, Московкая область, город Зеленоград, жилой район № 12, корп. 1217.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование города Зеленограда. От имени муниципального образования права собственника осуществляет администрация города Зеленограда в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Зеленограда, действующего на основании Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Зеленограда, утвержденного решением Думы города Зеленограда, в дальнейшем именуемый «Учредитель».
Целью создания Учреждения является оказание населению города Зеленограда в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования и услуг по содержанию детей в учреждении в соответствии с муниципальным заданием.
Основными задачами Учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
Информация о работе Организационная структура управления Детского сада и её совершенствование