Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:50, курсовая работа
В современных условиях организационная культура стала одних из ключевых звеньев внутренней среды организации. Часто именно от особенностей организационной культуры зависит успешность компании в целом. Организационная культура может быть либо мощным «акселератором» развития компании, либо не менее ощутимым тормозом.
Введение 2
1. Основные сведения об организационной культуре 3
1.1 Определение организационной культуры 3
1.2 Элементы организационной культуры 4
1.3 Пути формирования организационной культуры 6
2. Анализ современных организационных культур 9
2.1 Типы организационной культуры 9
2.2 Развитие концепций организационной культуры 10
3. Практическая часть. Рассмотрение принципов организационной культуры на примере компании Google 15
Список использованной литературы 25
В крупную российскую фирму на одну из руководящих должностей пришел человек из западной компании, имеющей очень известный бренд и определенные традиции (льготы для сотрудников, уважительное отношение к ним, постоянные тренинги и повышение квалификации, офисный стиль одежды, переговоры с клиентами на высоком уровне коммуникативной компетенции и др.). Здесь же ничего этого не было. Чего-то, может быть, и не нужно было (например, принят довольно вольный стиль одежды, так как основное направление деятельности – спортивные товары), но отсутствие обучения, минимальных социальных гарантий (вплоть до отсутствия оплачиваемых очередных отпусков) заметно тормозило рост и развитие фирмы в целом. Новый менеджер, понимая эту проблему, стал пытаться постепенно внедрять самое важное, не замыкаясь на внешних признаках (типа стиля одежды). Постепенно удалось добиться того, что одним компания оплатила обучение, другим были даны возможности для карьерного роста. Изменился в лучшую сторону микроклимат коллектива, появились социальные гарантии. Все это привело к росту объема продаж направления, которым руководил новый менеджер.
Более 60 % предпочитают, чтобы их компания чем-то отличалась, имела свои традиции. При этом люди иногда предпочитают иметь отрицательную культуру, чем не иметь никакой. Желание идентифицировать себя с обществом, коллективом – одна из самых сильных мотиваций человека.
Внедрение в новую культуру – процесс часто сложный и болезненный. Надо не просто понять все тонкости, но и “впитать” их в себя. Адаптация к корпоративной культуре – один из самых сложных моментов после прихода на новое место. Обычно в этом помогает менеджер по персоналу. В некоторых компаниях специально проводятся адаптационные тренинги, но минимальное требование в этом случае сводится к тому, что новый сотрудник не должен оказаться в условиях информационного голода или получать неверную информацию.
§ 1.3 Пути формирования организационной культуры
Возникающие
и развивающиеся в фирме
Организационная культура проходит следующие этапы формирования:
• Некое лицо решает основать новое предприятие;
• Основатель привлекает еще одно (или более) ключевое лицо и создает базовую группу, которая разделяет идеи основателя. Таким образом, все члены группы считают, что идеи хороши, что над ними можно работать, что ради них можно рисковать и на них следует тратить время, деньги, энергию;
• Базовая группа начинает создавать организацию, изыскивая необходимые средства, получая патенты и лицензии, регистрируя компанию, определяя ее местоположение, арендуя помещения и так далее;
•
На этом этапе к организации
Организационная культура может формироваться различными путями в результате:
• долговременной практической деятельности;
• деятельности руководителя или собственника (своя ОК);
•
искусственного привнесения - формирования
ОК специалистами консультационных
фирм (к этому способу довольно
часто стали прибегать
• естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом.
Первый, второй и четвертый пути формирования организационной культуры иногда в литературе называются корпоративной культурой. Термин организационной культуры носит более общий характер.
При рассмотрении особенности проявления организационной культуры по мере роста и развития организации, неизбежно столкновение с явлением ее неоднородности, обусловленным множеством переменных. Действительно, на первом этапе жизни организация состоит в основном из основателей, которые зачастую выполняют и роль топ-менеджмента. Данная группа людей задает тон деятельности, определяет ту систему координат, в которой существует организация. Другими словами, формирует организационную культуру. В результате роста, укрупнения организации и формализации организационной структуры, каждая часть бизнес-процесса поручается отдельному подразделению.
Таким образом, появляются различного рода отделы, департаменты, службы, состоящие из закрепленных в них системой субординации специалистов. Они не просто объединены таким образом в формальные группы, но и подчинены в своей деятельности цели реализации определенной функции, связаны непосредственными и регулярными межличностными отношениями. Формируются внутригрупповые реалии, связи и нормы, и происходит в некотором роде размывание первоначальной культуры, существовавшей в среде основателей организации.
Сотрудники одного подразделения, которое, безусловно, остается частью «тела» организации, тем не менее, уже представляют собой своего рода автономию, выражающуюся в том, что они обладают собственным опытом взаимодействия, решения текущих проблем, выполнения задач и достижения целей. Понятно, что в таких условиях у данных групп сотрудников произойдет формирование неких своих принципов и ценностей своей культуры.
Такие культуры, которые можно наблюдать на микроуровне организации, называются субкультурами и представляют собой свод ценностей, которые разделяет меньшинство членов организации, находящееся на одном из уровней организационной структуры. То есть в организации может существовать множество субкультур, количество которых находится в прямой зависимости от степени диверсификации и децентрализации деятельности организации.
Однако общая культура, характерная для организации в целом, будет сохраняться. Ее источником по-прежнему будут оставаться основатели, которые посредством верхушки менеджмента будут задавать стандарты деятельности, этику, определять артефакты. Результатом такой деятельности будет сумма некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации – организационная культура, которая в данном контексте обладает характеристикой доминантности (доминантная культура).
Таким образом, полагать, что организационная культура однородна на всех этажах организации – неверно. В типичной организации наряду с доминирующей культурой, которая является лицом компании (именно она транслируется во внешнюю среду), существуют несколько субкультур, которые характеризуют то или иное меньшинство сотрудников, как правило, представляющее формальную группу.
Например,
для организационной культуры некой
компании характерны следующие ценности,
разделяемые всеми
Сильная доминирующая культура очень важна, потому как именно она помогает сформировать повседневное поведение служащих и направить его в нужное для организации русло. Задача менеджмента - добиваться с помощью всех возможных инструментов (грамотно выстроенная и отлаженная система устных и письменных коммуникаций, единые на всех уровнях артефакты и пр.) проникновения и утверждения доминирующей культуры в качестве основной на всех уровнях, во всех структурных единицах организации. Это важно, потому как усиление и развитие субкультур может ослабить организацию или нанести ей серьезный ущерб. Ведь не всегда ценности, господствующие в субкультурах, являются производными от ценностей, характерных для культуры доминирующей. Вполне вероятна ситуация конфликта ценностей доминирующей и субкультуры.
Таким образом, из однородной организационной культуры на первых этапах ее развития она проходит этапы «размывания», которые затем могут принять вновь характер относительной однородности и в конечном итоге сильная организационная культура зрелой крупной компании характеризуется ее относительной однородностью.
Наряду со стадиями развития и элементами выделены типы организационной культуры. Одна из самых популярных типологий предложена К. Камероном и Р. Куинном. В ее основу положены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура: Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
§ 2.2 Развитие концепций организационной культуры
2.2
Несмотря на свою столь обширную и продолжительную
историю развития, применительно к организации
понятие культуры стало примеряться сравнительно
недавно, не более 60-70 лет тому назад. И
поводом для его использования в этой
сфере послужили результаты, полученные
специалистами по управлению, учеными-психологами,
социологами, и представителями других
научных дисциплин в ходе различных экспериментов
и фундаментальных теоретических исследований,
выполненных в области социальных отношений
в XX столетии.
Во второй половине прошлого века понятие
организационной культуры прочно вошло
в лексикон руководителей организаций.
Одни видели в ней причину своих неудач
при внедрении нововведений, другие объясняли
принципиальную невозможность управления
любой организацией в полном объеме, третьи
пытались использовать культуру как неисчерпаемый
источник ресурсов. Уже с середины 30-х
годов ХХ века начали распространяться
различные теории о сущности культуры
организации, а в настоящее время интерес
к концепции культуры организации еще
более вырос, причем во многих областях
науки.
По одной из версий понятие «организационная
культура» было введено в 20-е гг. прошлого
века выдающимся советским ученым, руководителем
Центрального института труда при ВЦСПС
СССР, А. Гастевым, который высказывался,
что «культура производительности человека
является предпосылкой его трудовой культуры».
Через несколько лет, Э. Мэйо, осмысливая
итоги экспериментов, проведенных под
его руководством в Western Electric, убедился
в том, что, наряду с организационно-экономическими,
на служебное поведение работников оказывают
иные, не физические факторы. Этот эксперимент
проводился в четыре этапа с 1927 по 1932 гг.
и имел целью выяснение влияния на производительность
труда самых разных факторов. Уже после
первых двух этапов встал вопрос о несостоятельности
некоторых посылок «классической» теории
менеджмента. Как выяснилось, «культура
фабрики», а в те времена в ходу было такое
ее наименование, обладает безусловным
влиянием на производительность труда.
Выводы Э. Мэйо о необходимости развития
«чувства групповой сопричастности» на
основе разделяемых ценностей явились
первым импульсом для дальнейшего изучения
потребностей и поведения работников
с точки зрения культуры их организации.
Теоретическое и концептуальное осмысление
понятия культуры организации продолжилось
с конца 30-х гг. в трудах Ч. Барнарда и Г.
Саймона, которые во многом предвосхитили
в понятии «организационная мораль» основные
черты понятия «организационная культура».
Затем группа американских специалистов,
работавшая в 1949-1950 гг. в Японии на примере
целого ряда предприятий доказала высочайшую
эффективность философии «менеджмента
сотрудничества», концептуальные основы
которой были разработаны У. Демингом.
Эмпирическое изучение организационной
культуры впервые было проведено на некоторых
средних и крупных предприятиях США и
Канады в 50-х гг. прошедшего столетия американским
ученым М. Далтоном. Он провёл исследования
на предмет изучения естественного возникновения
культур и субкультур, исходя из разных
потребностей работников, и обобщил результаты
своих исследований в книге «Человек,
который управляет». Практически одновременно
с Далтоном, но независимо от него, группа
английских социологов из Тавистокского
института провела достаточно детальное
исследование организаций как культурных
систем. Результаты обоих исследований
подтвердили существование внутри организаций
особой субстанциональной сущности, влияющей
на мотивацию работников. Далее на первое
место вышла проблема идентификации этой
сущности и изучения ее составляющих.
В конце 1960 годов в США публикуется ряд
трудов, например Д. Хэмптона, Х. Трайса,
в которых уже не рассматривается признанный
факт существования культуры в организациях,
а уделяется внимание разнообразным принятым
традициям, обрядам и ритуалам. То есть
ученые начинают выявлять и оценивать
значение пока внешних признаков культуры.
Однако, самого факта существования культуры
организации и определения ее признаков
культуры явно недостаточно для того,
чтобы привлечь внимание широких управленческих
кругов. Им необходимо было показать зависимость
между успехом компании и ее организационной
культурой.
В начале 80-х годов в ряде исследований
У. Оучи, Т. Питерса и Р. Уотермена-мл., Т.
Дила и А. Кеннеди на примере крупнейших
корпораций США были убедительно продемонстрированы
преимущества компаний с сильной идеологией.
Все это резко повысило интерес к проблеме
организационной культуры.
В это время в мире, согласно исследованию,
проведённому институтом Бателле в 1984
году, всё более исключаются такие прежде
общепризнанные ценности, как «дисциплина,
послушание, иерархия, достижения, карьера,
достаточность, власть, централизация».
Им на смену приходят другие – «самоопределение,
участие, коллектив, ориентирование на
потребности, раскрытие личности, творчество,
способность идти на компромиссы, децентрализация».
Под новые ценности надо подводить и новую
теоретическую базу. Поэтому в середине
80-х годов появляются первые серьезные
научные труды, посвященные организационной
культуре. Так как культура организации
является «сложносоставной» дисциплиной,
действующей на стыке теории управления,
социологии и психологии организаций
и ряда других дисциплин, то основоположника
нового подхода назвать сложно, но чаще
всего им считается выдающийся ученый
Т. Парсонс. В описании организации как
социальной системы Т. Парсонс указывает,
что существует «культурная система, представляющая
собой символически организованные образцы,
основанные на способности человека говорить
и передавать опыт негенетическим путем».
Особенностью культурных систем, по Т.
Парсонсу, выступает также и то, что они
не создаются одним человеком и поэтому
не могут быть поняты на индивидуальном
уровне.
Однако Т. Парсонс предложил хоть и точную,
но достаточную сложную для большинства
менеджеров-практиков теорию, поэтому
большее распространение получил вышедший
в начале 90-х годов труд Э. Шейна «Организационная
культура и лидерство». Э. Шейн, являясь,
в том числе практикующим консультантом
по управлению, смог совместить в своей
работе теорию и практику и предложил
собственную методику исследования. Именно
труд Шейна, ставший на сегодняшний день
классическим в области организационной
культуры обратил внимание широких слоев
управленцев на культуру своих организаций.
По мнению О. Родина, кроме этого, существовало
еще несколько причин популярности темы
организационной культуры на Западе. У
Америки появился конкурент в лице страны
с культурой противоположной западному
типу – Японии. После бурного роста экономики
в 80-е годы в Америке наступил кризис и
теоретики менеджмента обратили внимание
на культуру японских фирм. Они увидели
в ней то объединяющее начало, которое
способно интегрировать интересы самых
разных работников, идейно сплачивать
менеджеров и рабочих, а в конечном итоге
способствовать росту производительности
труда и экономической эффективности
компании.
Несостоятельность традиционного рационально-бюрократического
подхода к организации, как полагает О.
Родин, стала очевидной примерно в то же
время. Бизнес оказался перед выбором
достойного ответа на вызов внешней и
внутренней среды, проявившийся в растущем
стремлении людей получать от работы,
где они проводят значительную часть своего
времени, нечто большее, чем просто зарплату.
Время, когда труд был лишь средством выживания,
в развитых странах уже прошло. В результате
оказались востребованными остальные
жизненно важные функции работы, связанные
с реализацией множества человеческих
потребностей высшего порядка. Концепция
культуры организации оказалась здесь
как нельзя кстати.
Может сложиться мнение, что проблемы
культуры организации стояли только на
Западе, в то время как в СССР никто об
этом даже не задумывался. В нашей стране
проблемам организационной культуры уделялось
не меньше внимания, хотя в силу понятных
причин советские методики не могли открыто
использоваться за рубежом и обрести там
популярность.
В период с 20-х годов до начала перестройки
нашей стране было выпущено множество
книг в рамках научной организации труда,
посвященных советской формулировке организационной
культуры – «культуре производства и
труда» и «качеству трудовой жизни». В
данных работах подробно изучалось влияние
на производительную работу таких факторов,
как идеология, психологический климат,
воздействие коллектива на личность, роль
лидерства и прочее, что мы сегодня уверенно
относим к области организационной культуры.
Недостатками того периода было то, что
работы во многом идеологизированы и опирались
на ненаучную аргументацию. Впрочем, специалисты
до сих пор пользуются выводами, которые
сделали в своих трудах В. Ольшанский,
А. Алексеев, С. Белановский и др. Многое
из работ того времени актуально и поныне,
более того, является уникальным пособием
при решении проблем культуры именно отечественных
предприятий. Успешные руководители современных
российских предприятий вместо слепого
копирования западных методик, все чаще
обращаются к гигантской базе знаний,
накопленных в советские годы. Ведь большинство
работников, особенно в промышленности,
выросли в условиях социалистической
экономики и обладают соответствующей
индивидуальной культурой. Таких размахов
халатности, воровства и алкоголизма,
какие, к сожалению, еще встречаются у
нас в стране, западные теоретики не предусматривали.
Различные справочники «советских руководителей»
и мастеров дают подчас удивительно меткие
советы в отношении культуры наших предприятий
и организаций.
Таким образом, в результате многочисленных
исследований, проведенных в течение полувека,
в области организационной культуры сложились
три базовых подхода: символический,
когнитивный и систематический.
В основание символического
подхода были положены представления
об организации, как о системе, чья внутренняя
среда характеризуется известным уровнем
социальной неопределенности. В таких
условиях символ, который одинаково понимается
всеми членами коллектива, становится
главным ориентиром и используется персоналом
для упорядочения служебных отношений.
При обнаружении несогласованности в
звеньях компании ее культурная система
подвергается акциям оптимизации. Руководство
компании при помощи надлежащим образом
организованного управления добивается
формирования в сознании исполнителей
совокупности «правильных» символов-маяков,
благодаря которым оказывает влияние
на все сферы управления организацией.
В формате когнитивного
подхода организационная культура рассматривается
как набор знаний, верований и правил,
усвоенных членами организации в ходе
репрезентации внешних социальных и служебных
взаимосвязей. Когнитивные шаблоны поведения
формируются в процессе осуществления
совместной трудовой деятельности работников
и регулируют систему производственных
отношений в организации. Сторонники данного
подхода полагают, что стратегия управления
организацией может и должна выстраиваться
прежде всего с учетом этого обстоятельства.
Управление культурой осуществляется
путем проведения различных форм обучения,
тренингов, информирования персонала
и т.д. Таким образом решаются проблемы
трудовой несогласованности между исполнителями,
недостаточного знания и понимания работниками
логики экономического поведения организации
и усвоения ими ценностных ориентаций,
которыми живет коллектив.
Систематический
подход заключается в выборе в качестве
основной культурной детерминанты организационного
климата, который, с одной стороны, формируется
под влиянием объективных свойств организации
(формальной структуры, стиля руководства,
миссии организации и т.п.), а с другой стороны,
характеризуется состоянием психологической
среды, т.е. закрепившихся в сознании работников
комплексов субъективных впечатлений
и суждений. В этом случае доминирующая
культура определяется либо через образцы
служебного поведения, коммуникации и
отношение к материальным средствам членов
организации, либо на основе существующих
верований, ценностей и объединяющих людей
в коллектив. Совершенно очевидно, что
и управление культурой должно развиваться
в двух направлениях: по линии формальных
связей и в сфере сложившихся ценностей,
моделей и принципов социального поведения.
Что дают практике перечисленные выше
подходы в смысле понимания сущности организационной
культуры и ее места в системе социальных
отношений? Как и всякое знание они содержат
внутри себя как положительные, так и отрицательные
моменты. К первой категории наверняка
нужно отнести:
Информация о работе Организационная культура в системе управления