Организационная культура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организационной культуры рекламного агентства «Gallery» ее особенностей и недостатков.
Задачами, стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры организационной культуры «Gallery» и определение мероприятий по ее совершенствованию.
Объектом исследования является организационная культура предприятия.
Предмет исследования - закономерности развития организационной культуры предприятия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы организационной культуры…………..
1.1 Понятие, сущность, виды организационной культуры…………….
1.2 Структура организационной культуры……………………………
1.3 Формирование и развитие организационной культуры……………
Глава 2. Анализ организационной культуры предприятия……………..
2.1 Общая характеристика Рекламного агентства «Gallery»………….
2.2 Анализ управления организационной культуры «Gallery»………….
2.3 Рекомендации по повышению роли корпоративной культуры……….
в рекламном агентства «Gallery»
Заключение…………………………………………………………………
Список используемых источников и литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект Галереи.docx

— 140.76 Кб (Скачать)

3. Познавательная. Эта функция позволяет работнику реализовать в рамках организационной культуры такие личностные мотивы, как склонность к познанию, желание лучше осознать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в коллективе людей, познать свое «я», свои сильные и слабые стороны и т.п. В рамках данной функции происходит усвоение организационной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, что способствует его включению в жизнь коллектива, в организационную деятельность. Организационная культура непосредственно связана с воспитательным и образовательным эффектами, она помогает адаптироваться новичкам в организации.  

4. Коммуникационная. Через познанные ценности, нормы делового поведения и этики общения осуществляется установление и использование эффективных коммуникационных потоков, обеспечивающих взаимопонимание, взаимодействие и единообразность в анализе и оценке любого вида информации, любого вида деятельности. Путем разработки эффективных коммуникаций усиливается вовлеченность каждого работника в дела организации, в решаемые ею проблемы. Данная функция позволяет удовлетворить естественную и в последнее время весьма актуальную потребность в информации. Через ценности, принятые в фирме, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивают взаимопонимание сотрудников и их взаимодействие. В рамках данной функции происходит воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, создание новых ценностей и их накопление - формирование организационной памяти.  

5. Мотивирующая. Принадлежность к сильной организационной культуре уже сама по себе является мощным стимулом к росту производительности, желанию действовать в интересах и на благо своей организации. Высокая миссия, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, комфортный стиль и процедуры управления, будучи частями организационной культуры, имеют огромное мотивирующее воздействие на работу персонала предприятия. Организационная культура способствует процессу объединения усилий всех подразделений (подсистем) предприятия для достижения ее целей и задач. Она мобилизует персонал, «сонаправляет» интересы функциональных служб, отдельных сотрудников, ориентирует все подразделения и отдельных лиц на общие цели.

6. Стабилизационная. Эта функция заключается в развитии системы социальной стабильности в организации, достижении общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры, роста сплоченности коллектива. Организационная культура является барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, либо хаоса ценностей, характерного для внешней среды.

7. Функция  идентификации. Она позволяет провести границу между «мы» (организация) и «они» (внешняя среда). Она обеспечивает лояльность сотрудников компании их преданность и приверженность фирме. Организационная культура придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о предприятии, являясь важным   источником стабильности и преемственности в организации.            
 

1.2 Структура организационной культуры  

Анализируя  структуру организационной культуры, выделим три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с  организационной культурой  начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную  культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

Третий, глубинный уровень включает базовые  предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без  специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, выделяется отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.     

Так же следует рассмотреть более дробную структуру организационной культуры, выделяя ее следующие компоненты:     

1. Мировоззрение 4- представления об  окружающем мире, природе человека  и общества, направляющие поведение  членов организации и определяющие  характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

При этом очень важно понимать, что  кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются  значительные усилия, чтобы достичь  некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.     

2. Организационные ценности, т.е. предметы  и явления организационной жизни, существенно-важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения.      

Ценности  могут сохраняться, даже если в организации  произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые  скажутся и на поведении членов организации. Организационные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других.     

3. Стили поведения, характеризующие  работников  конкретной  организации.  Сюда также относятся специфические  ритуалы и  церемонии, язык, используемый  при общении, а также символы,  которые  обладают  особым смыслом  именно для членов данной организации.  Важным    элементом может стать какой-либо персонаж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры и служащий ролевой моделью поведения для сотрудников.     

Поведение сотрудников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с вышеописанными компонентами организационной культуры.     

4. Нормы - совокупность формальных  и неформальных требований, предъявляемых  организацией по отношению к  своим сотрудникам. Они могут быть универсальными и частными, императивными и ориентировочными, и направлены на сохранение и развитие структуры и функций организации. К нормам относятся так называемые правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации.     

5. Психологический климат в организации,  с  которым  сталкивается  человек  при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический  климат  представляет  собой преобладающую и относительно  устойчивую д уховную  атмосферу,  определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.     

Ни  один из этих компонентов в отдельности  не может быть отождествлен с культурой  организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление  об организационной культуре. Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей.     

Каждый  сотрудник, приходя в организацию, проходит через  определенную процедуру  организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют организационную культуру.      

Организационная культура любой организации базируется на тех  ценностях, которые присущи  ей. Таким образом, это:     

Во-первых - это организационные ценности5. Они являются ядром  организационной  культуры, поскольку на их основе вырабатываются нормы  и  формы поведения в  организации. Именно ценности, провозглашаемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, становятся фактором, от которого зависит сплоченность сотрудников, единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.     

Под ценностями обычно понимают свойства объектов, процессов или явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для членов организации. Распределение ценностей в социальной группе, например среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.     

Организационные ценности и нормы, это:      

* предназначение организации и ее «лицо» (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство);     

* старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинство как критерий власти и т.д.);     

* значение различных руководящих  должностей и функций (важность  руководящих постов, роли и полномочия  отделов и служба);      

* обращение с людьми6 (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);     

* критерии  выбора на  руководящие и   контролирующие  должности (старшинство  или эффективность работы; приоритеты  при  внутреннем  выборе; влияние неформальных отношений и групп и т.д.);     

* организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная  дисциплина; гибкость в изменении  ролей; использование новых форм  организации работы и другое);     

* стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);      

* процессы принятия решений (кто  принимает решение, с кем проводятся  консультации; индивидуальное или  коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов; и т.д.);     

* распространение и обмен информацией  (информированность  сотрудников;  легкость обмена информацией);      

* характер контактов (предпочтение  личным или письменным контактам;  жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; использование собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);     

* характер социализации (кто с  кем общается во время и  после работы; существующие барьеры; особые условия общения);     

* пути разрешения конфликтов (желание  избежать конфликта и идти  на компромисс; предпочтение использования  официальных  или  неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций; и т.д.); 

Специфика организационной культуры состоит  в том, что в её основе лежат  определенные нормы, которые должны строго соблюдаться  сотрудниками:     

а) юридические нормы управленческого  труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;     

б) моральные нормы - нормы, которые  регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль;     

в) организационные нормы - устанавливают  структуру организации, состав и  порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в  любой организации;     

г) экономические нормы - регулируют экономическую  деятельность организации.      

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом  формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда.                      
 

1.3.Формирование и развитие организационной культуры.    
   

На  формирование организационной культуры, ее содержания и  отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.     

Информация о работе Организационная культура предприятия