Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:03, курсовая работа
Под культурой принято понимать общепризнанные ценности и нормы
поведения. Разумеется, это понятие шире и глубже приведенного здесь его
краткого толкования. Социология представляет богатый материал исследований
различных форм проявления культуры в разных сферах жизнедеятельности
человека, в том числе и многообразную типологию организационных культур. В
то же время в обиходе часто смешивают два весьма общих, но, на наш взгляд,
все же разных понятия: «культура организации» (имеется в виду культура
предприятия) и «организационная культура». Опираясь на базисное определение
культуры, под культурой организации (предприятия) вообще следовало б
1. Культура организации и организационная культура……………… 3
2. Требования к менеджерам производства…………………………….. 7
3. Требования к функциональным менеджерам (руководителям и
специалистам функциональных служб)………………………………… 21
4. Заключение……………………………………………………………… 24
соответственно должен быть более высоким, нежели у подчиненного. Вместе с
тем человек не может с одинаковой степенью детализации знать предмет и
успевать решать задачи установления, реализации и совершенствования связей
во всех звеньях системы. Успех дела зависит от того, как будут
задействованы в процессе управления подчиненные менеджеры (мастера) и
специалисты. Перед начальником цеха, таким образом, стоят задачи подбора,
расстановки, подготовки руководителей и специалистов, организации их труда,
установления рациональных координационных связей как между ними, так и с
внешними по отношению к цеху службами управления.
Решая задачи совершенствования организации производства, труда и
управления в цехе, менеджер прибегает к помощи соответствующих
функциональных подразделений предприятия: отдела главного технолога (ОГТ),
отдела главного механика (ОГМ), отдела труда и заработной платы (ОТиЗ),
планового отдела и др. Однако нередко бывает, что специалисты каждого из
функциональных подразделений решают «свою» задачу без должной увязки с
другими. Проектируются, например, новые технологические потоки,
рациональные с точки зрения технологов, без учета требований бригадной
организации труда. Или создаются новые бригады без одновременного изменения
в организации технологических потоков, перестановки оборудования, выделения
бригадокомплектов и т. п. В результате бригада не может быть ориентирована
на конечный результат; не перестраиваются одновременно и показатели
планирования, учета, порядок обслуживания, технического и материального
обеспечения. В итоге ни технико-технологические, ни организационные
нововведения не дают должного эффекта.
Обеспечить взаимоувязку
пространстве, так и во времени — одна из важных организационных функций
менеджера, определяющая комплексность организационного совершенствования
системы. Для этого необходимы и широта специальных знаний (технологии,
экономики, управления), и системное мышление, и хорошее знание объекта
управления, и организаторские способности. Менеджер сам непосредственно не
занимается организационным проектированием. Чаще всего он принимает в нем
участие в качестве своеобразного заказчика и лица, ответственного за
реализацию проекта. Эффективность работы тех, кто разрабатывает, и тех, кто
непосредственно осуществляет организационный проект, во многом зависит от
того, насколько глубоко менеджер умеет анализировать состояние системы,
определять проблему, ставить цель и формулировать задачи, т. е. насколько
хорошо он владеет основными моментами технологии принятия решения.
Сказанное может быть отнесено и к работникам более высокого уровня
управления — директорам предприятий. Но на этом уровне появляются такие
важные и сложные задачи, как организация работы аппарата управления,
структуры связей управления, инфрасвязей и, наконец, внешних связей
предприятия. Все это требует от руководителя данного уровня более обширных
знаний и профессиональных навыков.
Стержневым процессом управленческого труда являются подготовка и
принятие решений. Для этого руководителю необходимо определить главную
проблему и ее составляющие, цели и подцели, сформулировать задачи и выбрать
критерии. А это зависит от его умения анализировать ситуацию, улавливать
симптомы проблемы, ее частные проявления, строить «дерево целей»,
устанавливать связи между отдельными его элементами и анализировать их
влияние на конечный результат. Координацию между подразделениями
(отдельными специалистами, службами), участвующими в процессе подготовки
решения, берет на себя тот руководитель, на которого возложено принятие
интегрированного решения.
Не менее важна роль менеджера в организации процесса реализации
решения. Сюда относятся подбор и инструктирование исполнителей, оформление
принятого решения в приказ, распоряжение, утвержденный проект, программу
или план мероприятий и т. п., организация разъяснительной работы, контроля
и стимулирования. Менеджеру необходимо также хорошо знать жизненный цикл
организационного совершенствования, уметь вовремя выявлять и формулировать
возникающие задачи, знать методологию программно-целевого планирования и
управления развитием системы. Важным профессиональным качеством менеджера
является умение управлять процессом внедрения организационных нововведений.
Для этого надо распознавать характерные проблемы инновационного процесса (в
том числе активное и пассивное сопротивление, неприятие Нового на всех
стадиях его внедрения и адаптации в коллективе), обладать способностью
убеждать, разъяснять, вести терпеливую и настойчивую работу в коллективе,
осваивать новые идеи и доводить их до других работников. Таким образом,
требования к организационным качествам менеджера хотя и специфичны, но
неотделимы от общих требований к нему как руководителю трудового
коллектива.
Требования к профессиональным знаниям и навыкам менеджеров на каждом
уровне управления адекватны тем задачам, которые им приходится решать, а
также тем задачам, решение которых находится у них под контролем. На любом
уровне эти задачи могут быть сгруппированы по функциям управления
процессами (установление связей, их реализация, организационное
совершенствование). По мере возрастания уровня управления объем и сложность
этих задач, а соответственно и требований, увеличиваются. Удельный вес тех
или иных организационных задач, стоящих перед менеджерами, может быть
неодинаковым. Например, у мастера может оказаться большой удельный вес
задач в сфере организации труда по функциям установления и реализации
связей; у начальника цеха — по реализации связей в сфере организации
материально-вещественной части производства и управления; у руководителя
высшего уровня — в области совершенствования организации управления и
организационного развития системы в целом.
Вместе с тем в силу органической взаимосвязи всех сфер и функций
организационного управления трудно теоретически обосновать какую-либо
закономерность в неравномерном распределении организационных задач на
каждом уровне. Всякого же рода эмпирические выводы едва ли можно считать
достаточно обоснованными. Чаще всего они отражают практику, сложившуюся под
влиянием специфических особенностей обследуемых производственных систем,
традиций и главным образом индивидуальных качеств, профессиональных
возможностей и наклонностей конкретных руководителей.
Иногда возникает необходимость сосредоточить внимание на «узком
месте», направлении, допустим, на преодолении отставания уровня организации
труда от уровня технического развития на участке или в целом на
производстве. А руководитель предпочитает заниматься совершенствованием
технологии, так как он в этом больше разбирается. Но если руководитель
занимается только тем, в чем лучше разбирается или к чему чувствует
профессиональную наклонность, то он упускает из виду другие направления,
при этом неизбежно нарушается необходимая комплексность организационной
перестройки и развития системы. Вот почему так важна широкая подготовка
менеджеров в области организации производства, труда и управления,
системной методологии организационного проектирования.
Один из выводов, который
в том, что менеджер производства любого уровня должен иметь подготовку в
области организации производственных систем. Базовая подготовка менеджера
наряду с другими общественными, техническими и экономическими дисциплинами
должна включать изучение таких вопросов, как: организация технико-
технологической части производства; научная организация труда; организация
управления; организационное проектирование и моделирование производственных
систем; технология принятия решений; применение программно-целевых методов
в управлении развитием производственной системы; управление инновационными
процессами; социальная психология и производственная педагогика в
организации труда и управления производственным коллективом; работа с
кадрами и ее особенности в условиях нововведений. Такая подготовка может
являться основанием для занятия должности руководителя любого уровня при
наличии соответствующих моральных качеств, организаторских способностей и
психофизиологических данных, позволяющих возглавлять трудовой коллектив и
выполнять в нем роль социального лидера. В дальнейшем профессиональный рост
менеджера происходит по мере накопления производственного и управленческого
опыта, а также непрерывного повышения квалификации.
Для менеджеров высшего звена,
обеспечивающих внешние связи,
руководителей малых предприятий, самостоятельных арендных коллективов и т.
п. очень важно владеть также знанием маркетинга. Чувство рынка и умение
прогнозировать его тенденции в связи с научно-техническим прогрессом
помогут руководителю успешно решать задачи своевременной организационной
перестройки производства
и определять перспективы развития предприятия.
3. Требования к функциональным менеджерам (руководителям и
специалистам функциональных
Выше уже отмечалось, что руководитель предприятия осуществляет свои
организационные функции по отношению к объекту управления с помощью штаба