Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:03, курсовая работа
Под культурой принято понимать общепризнанные ценности и нормы
поведения. Разумеется, это понятие шире и глубже приведенного здесь его
краткого толкования. Социология представляет богатый материал исследований
различных форм проявления культуры в разных сферах жизнедеятельности
человека, в том числе и многообразную типологию организационных культур. В
то же время в обиходе часто смешивают два весьма общих, но, на наш взгляд,
все же разных понятия: «культура организации» (имеется в виду культура
предприятия) и «организационная культура». Опираясь на базисное определение
культуры, под культурой организации (предприятия) вообще следовало б
1. Культура организации и организационная культура……………… 3
2. Требования к менеджерам производства…………………………….. 7
3. Требования к функциональным менеджерам (руководителям и
специалистам функциональных служб)………………………………… 21
4. Заключение……………………………………………………………… 24
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа по курсу «
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ПЕРСОНАЛ
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
1. Культура организации
и организационная культура…………
2. Требования к
менеджерам производства…………………
3. Требования к функциональным менеджерам (руководителям и
специалистам функциональных служб)………………………………… 21
4. Заключение……………………………………………………
1 . Культура организации и
Под культурой принято понимать общепризнанные ценности и нормы
поведения. Разумеется, это понятие шире и глубже приведенного здесь его
краткого толкования. Социология представляет богатый материал исследований
различных форм проявления культуры в разных сферах жизнедеятельности
человека, в том
числе и многообразную
то же время в обиходе часто смешивают два весьма общих, но, на наш взгляд,
все же разных понятия: «культура организации» (имеется в виду культура
предприятия) и «организационная культура». Опираясь на базисное определение
культуры, под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы
понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных
работниками данного предприятия. Соответственно под организационной
культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм
организационного поведения, принятых на данном предприятии.
Здесь же заметим, что
на внешнюю среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания
внешних связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов
(потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и
устойчивость отношений. Культура предприятия проявляется главным образом в
качестве и внешнем виде выпускаемой продукции, характере и содержании
рекламы, а также в таких символах, как внешний вид и интерьер офиса,
фирменные значки и форма сотрудников, стандарты документов и т. п., что
создает так называемый имидж предприятия.
Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и
проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении
сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность
внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их
исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации;
общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на
сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое
другое, что проявляется в организационном поведении работников в
соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими
интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Нетрудно заметить тесную связь между культурой организации и
организационной культурой. Первое невозможно без второго. Организационная
культура предприятия призвана как бы обеспечить адаптивное поведение
организации во внешней среде. Она помогает предприятию выжить, победить в
конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Но при
этом ее основой является внутренняя консолидация, взаимодействие и
взаимокоординация, основанные на четком разделении труда, ответственности и
согласовании интересов. Организационную культуру предприятия определяет
формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество —
добросовестное организационное поведение. Как культура вообще базируется на
общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и
организационная культура на предприятии формируется на основе признанных
ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной
организации.
Организационная культура, по определению, не может быть
сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована.
Заимствованы, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей,
отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую
образа организационного поведения, как правило, бывает безуспешной. Каждый
коллектив уникален:
половозрастной состав, профессионально-
структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. — все это
накладывает свой отпечаток. Важное значение имеет история становления
предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На
некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры
организационного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается
так называемое кредо фирмы.
Вот некоторые выдержки из кредо компании «Джонсон и Джонсон»:
Мы несем ответственность перед врачами и пациентами (потребители
продукции). Все, что мы делаем, — отличного качества. Наши поставщики и
агенты сбыта должны иметь возможность для получения прибыли.
Мы стремимся снижать
уровне.
Это, как говорится, для внешнего потребления, т. е. то, что
ориентировано на интересы потребителей. А вот внутрифирменная часть кредо:
Мы несем ответственность
сотрудника как личность, отмечаем его достоинства и заслуги. Каждый
сотрудник должен чувствовать себя уверенно. Вознаграждение должно быть
справедливым и соразмерным. Условия труда должны обеспечивать чистоту,
порядок, безопасность. Каждый может выступать с предложениями и жалобами.
Все имеют равные права на получение работы, повышение квалификации,
продвижение по службе. Руководители должны быть компетентными, а их решения
— справедливыми и этичными. Мы обязаны поддерживать в образцовом порядке
нашу собственность, заботиться об охране окружающей среды.
И для акционеров и владельцев компании:
Мы несем ответственность перед нашими акционерами. Бизнес должен
приносить прибыль. Мы обязаны стремиться к внедрению новых идей,
использовать передовую технику и технологию и т. д.
Кредо, как мы видим, провозглашает основные ценности компании и
отражает интересы всех сторон, задействованных в организации. Таким образом
создается база для формирования организационной культуры. Однако еще никому
не удавалось внедрить ту или иную организационную культуру
административными методами. При сильной воле управляющего с помощью
автократических методов самое большое, что удавалось, — это создать жесткий
авторитарный режим организации. Другие же смогли всего-навсего ввести некие
внешние символы организованности: единая форма сотрудников, значки,
дежурные знаки внимания к клиентам, фирменный стандарт и т. п.
Провозглашенное кредо, по сути, является фирменной идеологией
менеджмента. Сама же организационная культура не внедряется, а прививается
и формируется посредством множества организационно-управленческих мер и
приемов, которые в основном укладываются в следующие направления:
• постоянное
устойчивой структуры связей;
• управление интересами или, точнее, управление организационным
поведением через интересы;
• применение на всех уровнях управления единого стиля руководства,
способствующего развитию позитивных процессов самоорганизации;
• формирование идеологии мышления, способствующей более быстрой и
легкой адаптации к нововведениям;
• целенаправленная работа с персоналом, включающая:
подбор и расстановку кадров с учетом требований организационной
культуры данного предприятия;
профессиональную и психологическую адаптацию молодых и вновь
принимаемых работников к действующей структуре связей и традициям
организационной культуры;
непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала
применительно к
задачам организации и
воспитание персонала в духе определенных традиций организации и
активного отношения к ее развитию.
Последнее направление имеет особенно важное значение. Именно
постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех
формирования организационной культуры. Даже самые современные структуры,
великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные
инструкции и положения — все это останется на бумаге, если не станет
образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности
работников предприятия. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и
качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны