Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:54, контрольная работа
Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов .
В менеджменте предприятий названные отношения проявляются в неформальном разделении труда, наличии неформальных лидеров, устоявшихся привычек и традиций, а также особого микроклимата в коллективе. Вся указанная сфера объединяется понятием «корпоративная (или организационная) культура».
Генераторы
идей
В
итоге "мозговой штурм" показывает,
что в группе выделяются яркие
участники, которые формулируют
много новых и интересных идей.
Эти сотрудники – интеллектуальные
лидеры-креативы. Их возраст, пол и
профессиональная принадлежность в
данном случае значения не имеют.
Лидеров
с высоким креативным потенциалом
и дальше необходимо вовлекать в
решение вопросов, важных для компании.
Однако повышение их должностного статуса
должно еще специально обсуждаться,
потому что не все лидеры-креативы
способны быть хорошими руководителями.
Напротив, в большинстве случаев
креативщики избегают управленческих
позиций, выбирая творческую работу
вместо организационной нагрузки.
Дискуссионное
совещание
В
ходе дискуссионного совещания рабочая
проблема компании обсуждается с
разных сторон, своевременно выявляются
возможные погрешности и
В
дискуссионном совещании
Технология
проведения дискуссионного совещания
такова. Во время подготовки к этому
мероприятию каждому участнику приписывается
специальная интеллектуальная функция
(роль), в рамках которой он должен действовать
во время обсуждения рабочей проблемы.
Есть определенный набор таких ролей:
докладчик, критик, соглашатель, аналитик,
историк, задающий вопросы, наблюдатель
и слушатель. На совещании также должны
присутствовать участники, которые будут
фиксировать содержательные замечания
и предложения, и сотрудник, исполняющий
функцию таймера.
Руководитель
или организатор (HR-менеджер) дискуссионного
совещания на основе наблюдений и
оценки способностей участников присваивает
каждому свою роль. Так, сотруднику
с конструктивным мышлением, поручают
роль докладчика, сотруднику с критическим
мышлением – роль критика и
т.п.
Каждому
участнику дискуссионного совещания
приписывается специальная
Докладчик
готовит сообщение по выбранной
проблеме на 15 минут. Например, обоснование
перспективного проекта или предложение
открыть новое направление в
деятельности компании. Критик формулирует
замечания, выявляет ошибки и противоречия
в содержании доклада. Соглашатель
находит конструктивные моменты, как
в предложениях докладчика, так и
в возражениях критика. Аналитик
выявляет причины и основания
принятия решений. Историк отслеживает
динамику обсуждения. Например, он может
констатировать: "Сначала мы говорили
о… Потом мы перешли к…". Задающий
вопросы помогает более подробно
развернуть ход дискуссии. Наблюдатель
и слушатель – тоже необходимые
роли. Они стимулируют обсуждение своим
присутствием и активным вниманием. Таймер
следит за тем, чтобы участники не говорили
одновременно и каждому было отведено
свое время для выступления. Как и в случае
"мозгового штурма", на дискуссионном
совещании присутствует сотрудник, который
фиксирует важные замечания на доске или
листах флип-чарта.
Пример
В
банковской организации метод
Юлия
Яновская, Консультант-эксперт кадрового
агентства "Визави-консалт": Методы
"мозгового штурма" и ролевых
игр проверены временем и эффективны
во многих случаях. Но хотелось бы предостеречь
организации вот от какой опасности.
Когда "мозговой штурм" проводит
руководитель, не заслуживший доверия
сотрудников, которому они не хотят
или по каким-либо причинам опасаются
передать свои идеи и предложения, раскованной
и позитивной атмосферы, необходимой
для "мозгового штурма", создать
не получится. В этом случае даже приглашения
опытного психолога или независимого
тренера может оказаться
В этом случае сразу возникает мотивация: раньше нас не хотели или не умели слушать, а теперь появился новый человек, который оценит наши идеи. Таких ситуаций в действительности очень много. Например, на одном из заводов Великобритании добился успеха молодой директор, который пришел на эту должность в кризисной ситуации и вывел свое предприятие в лидеры. Он достиг этого результата, поскольку учитывал мнение каждого сотрудника, включая простых рабочих.
Вывод:
Метод мозгового штурма является
эффективным способом решения множества
задач, однако в условиях ограниченности
времени и пространства, проводить
мозговой штурм бывает нецелесообразно.
Как вариант – индивидуальное
применение метода мозгового штурма
при помощи ментальных карт, данная
технология позволяет экономить
время, как своё, так и других людей,
она более доступна и практична.
Метод Делфи.
Метод Дельфи (иногда дельфийский метод) появился в 1950-1960 годы для анализа планов атомной войны США (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher ). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.
Является
методом экспертного
Основная идея
Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
Базовым
принципом метода является то, что
некоторое количество независимых
экспертов (часто несвязанных и
не знающих друг о друге) лучше
оценивает и предсказывает
Субъекты:
группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.
[править]
Этапы
Предварительный:
подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.
Основной:
постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется общий опросник.
этот опросник рассылается экспертам. Их спрашивают — можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу? В итоге — 20 вариантов ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос информации, предоставленная информация. На этой основе составляется следующий опросник.
улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.
итерации
повторяются, пока не будет достигнута
согласованность между
Аналитический:
проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций
[править]
Критика — с 60-х
беззащитность эксперта перед организационной группой — слишком большие полномочия.
мнение большинства — не обязательно правильное; креативное решение — меньшинства, наиболее эффективные решения — отбрасываются.
анализ — много времени. Минимум на каждый этап — сутки. Не подходит для оперативного анализа.
возрастает конформизм экспертов, стремление попасть в большинство.
возможность манипуляции экспертами организационной группой.
Противодействия:
подбор организационной группы из различных структур, научных и социальных школ.
ту же проблему прогнать через другую группу
самые оригинальные решения можно включать в качестве дополнений
Это метод не оперативного, а стратегического планирования.
Применяется в стратегическом планировании в
технике
футурологии
бизнесе
[править]
Технические недостатки
время проведения зависит от средств коммуникации экспертов.
опрашиваемые должны уметь хорошо излагать свои мысли, так как данный метод основан на получении информации в письменной форме, в противном случае обработка затрудняется
анкетируемые должны обладать высоким уровнем мотивации, так как отсутствует поощрение за заполнение анкет.
[править]
В России
В России (по состоянию на конец 2010 года) применяется мало, так как:
долгое время аналитика была централизована — высок конформизм экспертов;
нужны
независимые аналитические
стратегический анализ мало востребован — все авторы знают свои цели;
нет
традиции проведения таких исследований
— нет профессионалов, все эксперты
знают друг друга и их очень
мало.
Информация о работе Организационная культура и факторы, влияющие на нее.