Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:54, контрольная работа
Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов .
В менеджменте предприятий названные отношения проявляются в неформальном разделении труда, наличии неформальных лидеров, устоявшихся привычек и традиций, а также особого микроклимата в коллективе. Вся указанная сфера объединяется понятием «корпоративная (или организационная) культура».
Модель Т. Парсонса. В общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.
Данная
модель исходит из того, что ценности
корпоративной культуры являются наиболее
важными средствами или инструментами
выполнения функций этой модели. Если
разделяемые в организации
Российская практика консультационной работы с предприятиями организованными на постсоветском пространстве, позволяет выделить следующие важные области, в которых использование методов исследования и коррекции корпоративной культуры сказалось наиболее плодотворным образом на результатах деятельности предприятия:
Упрочение авторитета и власти первых лиц (например, если первые лица были моложе своих подчиненных на 5–15 лет);
Преодоление подозрений в отношении первых лиц и создание атмосферы взаимного доверия;
Комплексная организационная диагностика с целью выявления слабых мест в организации деятельности (менеджменту необходима объективная независимая комплексная оценка качества своей организационной работы);
Преодоление внутренних конфликтов между профессиональными и иерархическими группами в организации, в особенности при внедрении новых технологий и методов работы, или реорганизации существующих (трения между IT и производственниками, между «людьми процента» и «людьми оклада», между менеджментом и рядовыми сотрудниками и др.);
Диагностика
различного отношения к бизнесу
и способу его ведения
Диагностика различий в ведении бизнеса крупными организациями и небольшими организациями (более 2000 человек и 30 человек соответственно) при их взаимодействии друг с другом и выстраивании партнерских отношений;
Выявление внутренних конкурентов и раскола в организации (попытки одних учредителей получить большую власть и участие в бизнесе в ущерб другим, отколоть большую часть организации на себя, попытки наемного лица увести бизнес организации на себя или на третьих лиц и т.п.);
Реструктуризация
организации в
Осознание факторов, мешающих росту и развитию менеджеров в организации на всех уровнях – как отдельным лицам, так и управленческим командам. Часто, осознание необходимости работы по корпоративной культуре приходит к руководству после длительных и регулярных попыток увеличить масштабы деятельности организации и количество работающих в ней людей. В процессе работы с корпоративной культурой происходит нейтрализация мешающих факторов и актуализация факторов, способствующих росту и развитию;
Преодоление кризисов в отношениях между менеджерами и кризисов личного развития (например, желание собственников изменить распределение доли участия каждого в бизнесе, необходимость личного самоопределения).
Необходимость изменений – неизбежное явление в жизни любой компании в условиях современного рынка. И от того, насколько они будут оперативными и успешными, полностью зависит конкурентное преимущество организации.
Широкий
же спектр инструментов, позволяющих
изменить корпоративную культуру, будет
эффективно работать лишь в том случае,
если заказчик и исполнитель этого
процесса правильно ими воспользуются.
2. Коллективные методы принятия решений: методы мозгового штурма, метод Делфи, метод ELEСTRE.
Как
отпраздновать 8 марта на работе? Что
нужно для увеличения объема продаж?
Насколько успешным будет финансирование
нового проекта? Все эти вопросы,
как и любую другую рабочую
проблему, можно решить с помощью
сотрудников вашей организации,
среди которых наверняка
Сейчас
в практике отечественного бизнеса
становятся особенно популярными специальные
методы стимулирования интеллектуального
потенциала персонала компании. К
самым актуальным из этих методов
относятся "мозговой штурм" и дискуссионное
совещание, которые позволяют
Какой
метод выбрать?
"Мозговой
штурм" и дискуссионное
Что
касается дискуссионного совещания, то
его рекомендуется проводить, например,
с целью обсуждения нового дорогостоящего
проекта, затраты на реализацию которого
могут быть достаточно велики, и
возможные риски необходимо просчитать
заранее. На дискуссионном совещании
может также обсуждаться
Метод "мозгового штурма
"Во
многих случаях требуется
Руководителями
этого процесса являются двое: эксперт
и организатор. Экспертом выступает
специалист, обладающий профессиональной
компетентностью в той области, к которой
относится обсуждаемая проблема. В качестве
организатора, отвечающего за эффективные
коммуникации и позитивную атмосферу
обсуждения, может выступать специалист
в области человеческих ресурсов (например,
управленческий психолог или HR-менеджер).
Желательно,
чтобы "мозговой штурм" проводили
внешние специалисты, не работающие
в компании (эксперт по проблеме
и коммуникатор), поскольку они
не обременены опытом деловых и дружеских
отношений с участниками
Этапы проведения "мозгового штурма"
подготовка
формирование креативной группы
процесс "мозгового штурма"
подведение итогов
Во
время подготовки выбирают проблему
обсуждения и основные подходы к
ее решению. Следующий шаг – формирование
креативной группы (4-10 человек), которая
будет работать в условиях "мозгового
штурма". Двое или трое из участников
должны обладать специальными знаниями
по проблеме обсуждения, а остальным
желательно иметь профессиональный
опыт в других областях. Так, необходимо
задействовать в процессе "мозгового
штурма" не только руководителя и HR-менеджера,
но и маркетологов, юристов, инженеров
и других сотрудников компании.
Если
среди участников есть руководители
и подчиненные, вводится обязательный
принцип "срывания погон", то есть
профессионального и личного
равенства. Кроме того, эксперту и
организатору "мозгового штурма"
запрещается "давить" на участников
и контролировать их высказывания.
Для эффективного проведения "мозгового
штурма" необходимо создать в
креативной группе раскованную и
позитивную атмосферу свободного поиска
новых идей.
Для
эффективного проведения "мозгового
штурма" необходимо создать в
креативной группе раскованную и
позитивную атмосферу свободного поиска
новых идей.
Процесс
"мозгового штурма" осуществляется
по определенной технологии. Сначала
руководитель формулирует проблему
обсуждения и предлагает участникам
поразмышлять над ее решением. Обсуждение
проходит, как правило, в форме "вспышек"
и пауз. Обычно "вспышки" длятся
10-15 минут. Во время "вспышки" мозговой
активности новые идеи записывают на
досках или листах флип-чарта, иногда
используют диктофон. В ходе генерации
идей поддерживаются и рассматриваются
самые разные, неожиданные и парадоксальные
варианты. При возникновении пауз
в обсуждении необходимо, чтобы руководитель
или психолог задавали вопросы для
активизации группы.
На
этапе подведения итогов руководитель
перечисляет новые идеи, которые
появились в результате активного
обсуждения.
В
ходе генерации идей поддерживаются
и рассматриваются самые
Пример
Одной
небольшой российской компании потребовалось
изыскать финансовые средства для своего
дальнейшего развития (покупки нового
офиса, расширения ассортимента товаров,
увеличения персонала и т.п.). В
начальный период существования
этой организации сотрудники отдела
продаж получали предельный процент
от сделок и, следовательно, довольно высокие
заработки. Однако в развитие компании
деньги не вкладывались. Тогда руководство
поставило задачу снизить процент
от сделок и направить деньги на
развитие, что вызвало сопротивление
сотрудников отдела продаж и формирование
потенциальной текучести в их
подразделении. Люди говорили, что если
руководство будет снижать
В
коллективном поиске было предложено
несколько десятков новых идей. Наиболее
важные из них касались перестройки
системы управления отделом продаж
(неформальный лидер получил предложение
стать руководителем отдела), а
также обучения менеджеров технологии
продаж в условиях специализированного
тренинга. Кроме того, в ходе "мозгового
штурма" возникли идеи, которые впоследствии
были положены в основу системы мотивации
персонала компании.
Информация о работе Организационная культура и факторы, влияющие на нее.