Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель работы: роль корпоративной культуры в управлении персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
раскрыть теоретические и методологические аспекты роли корпоративной культуры в системе управления персоналом;
дать характеристику видам и методам формирования корпоративной культуры;
Введение
1. Основные понятия организационной культуры
1.1 Особенности формирования и поддержания организационной культуры
1.2 Структура организационной культуры
1.3 Функции организационной культуры
1.4 Уровни организационной культуры
1.5 Способы передачи организационной культуры
2. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом
2.1 Факторы, влияющие на корпоративную культуру
2.2 Стратегия персонала и организационная культура
Заключение
Список использованной литературы
· Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т.е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.
2. Роль корпоративной
культуры в управлении
На формирование и развитие организационной культуры влияет множество разнообразных факторов. Все их можно с достаточной степенью условности разделить на три группы: лично - поведенческие факторы, структурно - нормативные факторы, внешние факторы[9]:
1. Личностно-поведенческие
факторы - это аспекты и характеристики
поведения руководителя и
· Личность лидера.
Лидер организации, в силу статуса
и выполняемой роли - эталон поведения.
Остальные осознанно или
· Управленческие
акценты - это аспекты деятельности,
на которых концентрируется
· Индивидуально-поведенческие и профессиональные характеристики работников. Из всей совокупности таких характеристик наибольшее влияние на организационную культуру оказывает общий уровень развития работников, их профессиональная компетентность и образование.
2. Структурно-нормативные
факторы - это факторы, обусловленные
структурой, целями и сложившейся
нормативной практикой. Они,
· Миссия, цели
и стратегия организации. Проблемы
взаимовлияния стратегии и
· Структура
организации. В формализованных
и иерархичных структурах формируется
так называемая бюрократическая
культура, в гибких структурах - более
демократичная культура. Закрепляясь,
структура становится элементом
и хорошим показателем
· Коммуникационные
каналы и организационные процедуры
- это степень официальной
· История фирмы. Так же, как и история страны или цивилизации оказывает воздействие на культуру общества или нации, так же корпоративная история оказывает воздействие на организационную культуру.
· Принципы стимулирования. Осознав, по каким принципам происходят поощрения и наказания, сотрудники быстро формируют у себя представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. При этом они становятся носителями культуры и закрепляют ее.
· Принципы отбора, продвижения и увольнения. В силу различного восприятия тех или иных действий руководство может по-разному оценивать их и, соответственно, принимать решения. Скажем, критериальной базой продвижения по службе может быть льстивость и желание угодить начальству (вне зависимости от компетентности), а может, наоборот, способность обосновано и аргументировано возразить шефу, отстояв свою точку зрения на путь развития организации или ситуации.
3. Внешние
факторы - это, прежде всего,
экономико-политические
· Коррупция, а точнее - отношение к ней людей, также важный внешний фактор формирования организационной культуры. Если, как, например, в России и ряде стран бывшего СССР, люди считают взятки чиновникам, милиции, врачам, учителям неизбежными и приемлемыми, то это, естественно, накладывает сильный отпечаток на идеолого-ценностную подсистему организационной культуры.
· Конкуренция.
Например, агрессивная политика конкурентов
будет провоцировать компанию на
поиск путей противодействия, которые
будут не менее агрессивными и
жесткими, формируя, таким образом,
полувоенную культуру. Степень платежеспособности
клиентов данной организации, их собственный
образовательный и культурный уровень
также неизбежно будут
2.2 Стратегия персонала и организационная культура
Мы живем в
век все возрастающего давления
извне - давление глобального социально-
Корпоративная
культура позволяет отличать одну организацию
от другой, создает атмосферу
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая - это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая - это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.
Члены организации
должны знать реальную миссию своей
организации, а не то, что нередко
декларируется с высоких трибун
для акционеров и общественности.
Это поможет им сформировать понимание
собственного вклада в выполнение организацией
своей миссии.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах:
1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
2) разрабатывать
пути и способы измерения
3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
Процесс внешней адаптации неразрывно связан с внутренней интеграцией, т.е. установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс поиска наиболее эффективных способов совместной работы в организации.
Среди проблем внутренней интеграции отметим следующие:
- Общий язык
и концептуальные категории (
определение значения
используемого языка и
- Границы
организации и критерии
- Власть и
статус (установление правил
- Личностные
отношения (установление
- Награждения
и наказания (определение
- Идеология
и религия (определение
На формирование
корпоративной культуры, ее содержания
и отдельных параметров влияет ряд
факторов внешнего и внутреннего
окружения, но на всех стадиях развития
организации личная культура ее руководителя
(его личная вера, ценности и стиль
поведения) во многом определяют культуру
организации. Особенно сильным такое
влияние бывает в том случае, если
организация находится в стадии
становления, а ее руководитель обладает
выдающимися личностными и
Формирование
в организации определенной культуры
связано со спецификой отрасли, в
которой она действует, со скоростью
технологических и других изменений,
с особенностями рынка, потребителей
ит.п. Известно, что компаниям отраслей
"высокой технологии" присуще
наличие культуры, содержащей "инновационные"
ценности и веру "в изменения".
Однако эта черта может по-разному
проявляться в компаниях одной
и той же отрасли в зависимости
от национальной культуры, в рамках
которой организация
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры.
Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами:
- "глубиной";
- той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
- ясностью приоритетов.
"Глубина"
корпоративной культуры
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
Сильная культура не только создает преимущества для организации, но может также выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений. "Новое" в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной для реорганизации, по-видимому, является умеренно сильная корпоративная культура.
В целом можно выделить два пути влияния корпоративной культуры на жизнь организации.
Первый, как это было показано выше, - культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй - культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Модель В. Сате.В. Сате выделил семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность:
1. кооперация между индивидами и частями организации;
Информация о работе Организационная культура и ее роль в управлении персоналом