Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель работы: роль корпоративной культуры в управлении персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
раскрыть теоретические и методологические аспекты роли корпоративной культуры в системе управления персоналом;
дать характеристику видам и методам формирования корпоративной культуры;
Введение
1. Основные понятия организационной культуры
1.1 Особенности формирования и поддержания организационной культуры
1.2 Структура организационной культуры
1.3 Функции организационной культуры
1.4 Уровни организационной культуры
1.5 Способы передачи организационной культуры
2. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом
2.1 Факторы, влияющие на корпоративную культуру
2.2 Стратегия персонала и организационная культура
Заключение
Список использованной литературы
Организационная культура и ее роль в управлении персоналом
Содержание
Введение
1. Основные понятия организационной культуры
1.1 Особенности
формирования и поддержания
1.2 Структура организационной культуры
1.3 Функции организационной культуры
1.4 Уровни организационной культуры
1.5 Способы передачи организационной культуры
2. Роль корпоративной
культуры в управлении
2.1 Факторы, влияющие на корпоративную культуру
2.2 Стратегия персонала и организационная культура
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема работы - "Организационная культура и ее роль в управлении персоналом"
Актуальность темы. Еще несколько лет назад словосочетание корпоративная культура было малоизвестно, хотя на самом деле она, естественно, существовала всегда. Элементы корпоративной культуры многих западных компаний с богатыми традициями имели свои аналоги в СССР: доски передовиков труда, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим выражением корпоративной культуры. Формирование корпоративной культуры, как правило, идет от формальных лидеров (руководства компании) или, что бывает реже, неформальных. Поэтому важно, чтобы менеджер, желающий сформировать корпоративную культуру, сформулировал для себя (в первую очередь) основные ценности своей организации или своего подразделения.
Этот потенциал деятельности организации во многом обеспечивается благодаря корпоративной культуре: того, ради чего люди стали членами организации; того, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.
Менеджмент и корпоративная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом управление не только соответствует культуре организации, сильно зависит от нее, но и оказывает
влияние на формирование
и адаптацию культуры к новой
стратегии. Поэтому менеджеры должны
уметь управлять культурой
Корпоративная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний - корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.
Основная цель
корпоративной культуры, как явления,
- помочь людям более продуктивно
исполнять свои обязанности в
организациях и получать от этого
большее удовлетворение. А это
в свою очередь приведет к улучшению
показателей экономической
Цель работы: роль корпоративной культуры в управлении персоналом.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие исследовательские
раскрыть теоретические и методологические аспекты роли корпоративной культуры в системе управления персоналом;
дать характеристику видам и методам формирования корпоративной культуры;
проанализировать опыт компаний в области формирования корпоративной культуры;
выявить социальные аспекты работы специалиста по управлению персоналом по формированию корпоративной культуры.
В заключении содержатся основные выводы, подведены итоги.
1. Основные понятия организационной культуры
В современной
литературе существует много определений
понятий корпоративной и
Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.
Различие в понимании истоков формирования и сущности организационной культуры нашло отражение в значительном количестве разнородных определений. В качестве примеров П.В. Емельянов в своей работе "Организационная культура" выделяет следующие определения[1]:
Д. Элдридж и
А. Кромби (1974 г.): "Под культурой
организации следует понимать уникальную
совокупность норм, ценностей, убеждений,
образцов поведения и т.п., которые
определяют способ объединения групп
и отдельных личностей в
Э. Джакус (1952 г.):
"Культура предприятия - это вошедший
в привычку, ставший традицией
образ мышления и способ действия,
который в большей или меньшей
степени разделяют все
Х. Шварц и
С. Дэвис (1981 г.): "Культура представляет
собой комплекс убеждений и ожиданий,
разделяемый членами
М. Пакановский и Н. О’Доннел - Тружиллио (1982 г.): "Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура - это не то, что организация имеет, а то, чем она является".
В. Сате (1982 г.): "Культура представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества".
Э. Шейн (1985 г.): "Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем".
Г. Морган (1986 г.): "Культура” в метафорическом смысле - это один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло".
С. Мишон и П. Штерн: "Организационная культура есть совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта".
П.Б. Вейлл: "Культура - это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию".
Н. Лемэтр: "Культура
предприятия - это система представлений,
символов, ценностей и образцов поведения,
разделяемая всеми его членами"
Проблемы корпоративной
культуры остаются еще мало изученными.
В литературе, посвященной проблемам
организационных культур, можно
найти попытки построения схем ее
анализа. В современной литературе
можно найти довольно много определений
организационной культуры и корпоративной
культуры. Как и многие другие понятия,
концепция организационной или
корпоративной культуры не имеет
единственного определения. Каждый
из авторов стремится дать свое собственное
определение, поэтому среди них имеются
как очень узкие, так и очень широкие толкования
того, что же представляет собой культура
организации.
Одна из главных причин существующего многообразия взглядов на корпоративную культуру состоит в том, что разные учёные, говоря о культуре, имеют в виду её различные аспекты. Сложно спорить о том, какой из подходов единственно правильный, так как у культуры нет какой-то универсальной формулы. Каждый взгляд имеет право на существование и зависит от того, что конкретно интересует того или иного исследователя.
Развитие корпоративной культуры предполагает увеличение заботы организации об удовлетворении материальных и духовных потребностей ее членов, обеспечение им поддержки, защиты и безопасности. Одновременно данное развитие предполагает изменение отношения членов организации к ее потребностям и целям, рост преданности и разделение предпочтений, ценностей, норм поведения.
Корпоративная культура не только помогает организации выжить, расти и развиваться, но и определяет возможности оптимальной интеграции, адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной среды. Корпоративная культура интегрируется из недр общественной культуры и активно влияет на ее формирование[2].
1.1 Особенности
формирования и поддержания
Формирование
организационной культуры - это попытка
конструктивного влияния на социально-психологическую
атмосферу, поведение сотрудников.
Формируя в рамках организационной
культуры определенные установки, систему
ценностей или "модель мира" у
персонала организации, можно прогнозировать,
планировать и стимулировать
желаемое поведение. Однако при этом
всегда необходимо учитывать стихийно
сложившуюся в данной организации
корпоративную культуру. Часто в
бизнес - среде руководители пытаются
сформировать философию своего предприятия,
где декларируют прогрессивные
ценности, нормы, и получают не соответствующие
своим желаниям и вложениям средств
результаты. Происходит это отчасти
и потому, что искусственно внедряемые
организационные нормы и
Организационная
культура может быть сформирована,
и существуют методы ее поддержания
и укрепления. По сути дела, следует
говорить о том, какой должна быть
философия и практика управления
и на что следует руководству
обратить внимание для поддержания
желательной организационной
Поведение руководителя.
Безусловно, руководителю следует начать
с себя. Давно доказано, что люди
лучше всего усваивают новые
для себя образцы поведения через
подражание. Руководитель должен стать
примером, ролевой моделью, показывая
пример такого отношения к делу,
такого поведения, которые предполагается
закрепить и развить у
Заявления, призывы,
декларации руководства. Нельзя забывать,
что для закрепления
Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки. Обучение - важнейший инструмент пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
Система стимулирования.
Принципы построения системы стимулирования
и ее основная направленность должны
поддерживать именно то поведение, именно
то отношение к делу, те нормы
поведения и рабочие
Критерии отбора в организацию. Каких работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в организации и составляющие ядро ее организационной культуры?
Информация о работе Организационная культура и ее роль в управлении персоналом