Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель работы: роль корпоративной культуры в управлении персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
раскрыть теоретические и методологические аспекты роли корпоративной культуры в системе управления персоналом;
дать характеристику видам и методам формирования корпоративной культуры;
Введение
1. Основные понятия организационной культуры
1.1 Особенности формирования и поддержания организационной культуры
1.2 Структура организационной культуры
1.3 Функции организационной культуры
1.4 Уровни организационной культуры
1.5 Способы передачи организационной культуры
2. Роль корпоративной культуры в управлении персоналом
2.1 Факторы, влияющие на корпоративную культуру
2.2 Стратегия персонала и организационная культура
Заключение
Список использованной литературы
Организационные
традиции и порядки. Известно, что
организационная культура закрепляется
и транслируется в традициях
и порядках, действующих в организации.
При этом на организационную культуру
могут повлиять даже разовые отступления
от установленного (или декларируемого)
порядка. К примеру, если вдруг по
каким-то причинам руководство один,
другой раз не смогло провести ежемесячное
подведение итогов работы с поздравлением
и награждением лучших работников,
то это не только нарушает установленные
правила, но и показывает неготовность
руководства разделять
Широкое внедрение
корпоративной символики. Опыт лучших
организаций показывает, что широкое
внедрение корпоративной
Рассмотрение путей формирования желательной организационной культуры предполагает восприятие организации не только как технико-экономической, но и как социальной системы. Решающее влияние на процесс формирования организационной культуры представителей высшего руководства повышает их ответственность за те последствия, которые может иметь для организационной культуры их стиль управления и особенности их поведения.
Понимание роли и значения организационной культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей и умение "выстраивать", выращивать, формировать желательную организационную культуру является важнейшим условием успешных организационных изменений.
1.2 Структура
организационной культуры
Корпоративная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и в первые годы жизни организации формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателям. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее выше руководство. В процессе развития организации, создание отделов можно говорить об организационной культуре подразделения.
Структура организационной культуры состоит из нескольких элементов: миссия организации, ценности, цели, нормы, обычаи, ритуалы[4].
1. Миссия
организации представляет
2. Организационные
ценности определяют, что считается
важным в данной организации.
Они являются индикатором
3. Цель - это
желаемый результат, которого
стремится добиться
· Цели - задания - это программы, планы, поручения, которые ставятся извне организацией более высокого уровня и отражают основные предназначения данной организации. Эти цели должны быть приоритетными.
· Цели - ориентации - это особые цели отдельных подструктур и членов организации, связанные с удовлетворением их разнообразных потребностей и интересов и реализуемые через организацию как человеческую общность.
· Цели - системы
- это цели, вытекающие из необходимости
обеспечения целостности
4. Нормы -
это средства регуляции
5. Обычай - устойчивая
система норм поведения
6. Ритуал - это
система символических
Кроме того, ритуалы часто становятся праздником, перерывом в потоке будней; праздником, который знакомит и приобщает сотрудников к ценностям. Магическое воздействие ритуальной символике оказывается сильнее прагматизма и чисто рациональных установок. Вот почему к организации ритуалов нужно относиться серьезно, не жалея времени на их качественную подготовку.
7. Стиль одежды
является непременным
На рис 1. показаны
основные элементы организационной
культуры, составляющие ее структуру.
Рис.1. Основные
элементы культуры организации
Все перечисленные
элементы организационной культуры
стремятся к
1.3 Функции организационной культуры
Корпоративная культура - это неуловимый, неосязаемый, не выражаемый прямо феномен, не требующий доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своём рабочем месте. До тех пор пока новички не освоят эти правила поведения, они не смогут стать полноценными членами коллектива. Следование этим правилам поощряется со стороны администрации соответствующими вознаграждениями и продвижением по службе. Именно поэтому совершенно очевидно, что, получив работу в компании, вновь пришедшие сотрудники, будут стараться вести себя в соответствии с теми правилами, которые в ней приняты.
Большинство функций
корпоративной культуры ценны как
для организации, так и для
каждого её члена. Ценность организационной
культуры состоит в том, что она
усиливает организационную
Корпоративная культура выполняет целый ряд функций[5]:
· формирует определённый имидж организации, отличающий её от любой другой;
· выражается в чувстве общности всех членов организации;
· усиливает вовлечённость в дела организации и преданность ей;
· усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура - своего рода социальный клей, помогающий сплачивать организацию, обеспечивая присущие для неё стандарты поведения.
· является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.
По мнению Э.
Шейна организационная культура
выполняет как минимум две
функции: разрешения проблемных ситуаций,
связанных с адаптацией организации
к внешней среде, которые решаются
путем изменения представлений,
лежащих в основе "культурной
парадигмы", и, с другой стороны, внутренней
интеграции, функции, которые решаются
с помощью следующих
1. общность
языка членов организации (
2. представление о границах организации: кто - свой, кто - чужой;
3. показатели
распределения власти и
4. критерии "близости" (дружбы, любви и т.д.) между членами организации;
5. наличие
идеологических установок,
1.4 Уровни организационной культуры
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня организационной культуры, которые выделил в своих работах Э. Шейн [7]:
1) поверхностный
"символический" уровень - это
все, что человек может
2) подповерхностный
уровень - объединяет ценности
и нормы, сознательно
3) базовый или
глубинный уровень - базовые предположения,
принимаемые членами
Группирование коллективных предположений. В процессе совместной деятельности люди согласуют свои представления обо всем, что касается их совместной деятельности, Э. Шейн выделил в результате своих исследований четыре больших группы коллективных представлений:
1. Проблемы выживании и адаптации в окружающей среде:
2. Управление внутренней интеграцией:
3. Представление о реальности, истине, времени и пространстве.
4. Человеческой
природе, деятельности и
Большая часть из этих культурных представлений носит всеобщий характер, то есть выявляется в качестве реально определяющих поведение в конкретной ситуации. Таким образом, реальная ситуация содержит в себе весь комплекс организационной культуры, поддающийся анализу в большинстве случаев только на теоретическом уровне. Этим собственно и обусловлена одна из сложностей в изучении и изменении организационной культуры.
1.5 Способы
передачи организационной
В дополнение к очевидной ориентации и программам обучения культура передается работникам и другими способами. Самые эффективные - это информация, традиции, символы и язык[8].
· Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.
· Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.
· Язык. Многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о своем принятии этой культуры и таким путем помогают ее сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаменатель, который объединяет членов организации на основе признанной культуры или субкультуры.
Информация о работе Организационная культура и ее роль в управлении персоналом