Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью работы является изучение понятия лидерство и определение лидерских качеств руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть проблемы власти на предприятии;
- изучить методы подхода к этим проблемам;
- выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты улучшения лидерских качеств руководителя предприятия.
Введение …………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы трудовой деятельности руководителей предприятия…
6
1.1 Трудовая деятельность руководителя, ее особенности……………………….
6
1.2 Содержание труда руководителя……………………………………................
6
1.3 Зарубежный опыт лидерства на примере Японии……………………………
8
2 Анализ лидерских качеств руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»………………………………………………………………
11
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»…………………………………………………
11
2.2 Анализ лидерских качеств руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и его влияние на эффективность работы предприятия……………………………………………………………………….
13
3 Пути совершенствования лидерских качеств руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»…………………………………………….
18
3.1 Проблемы власти в современных организациях………………………………..
18
3.2 Проблемы РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и рекомендации по их решению………………………………………………………
19
3.3 Основные направления повышения квалификации и качества руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»………………………
221
Заключение …………………………………………………………………………
23
Список использованных источников ………………
4) повышать квалификацию рабочим; самому руководителю повышать квалификацию в области лидерства;
5) применять систему стимулирования подчиненных;
6) поощрять лидерство;
7) обмениваться информацией между руководителем и подчиненным;
8) руководителю необходимо формировать и развивать эффективность рабочей группы;
9) обучать и развивать подчиненных;
10) вести более тесный контакт с подчиненными;
11) руководитель должен знать потребности каждого работника своей организации.
3.3 Основные направления повышения квалификации и качества руководителей РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»
Обобщая опыт деятельности менеджеров как в Республике Беларусь, так и во многих странах Запада, целесообразно выделить следующие направления обновления и совершенствования деятельности управленческих работников предприятия на перспективу.
1 Самообразование и образование управленческого персонала.
Без роста профессиональных знаний невозможно повышение коэффициента деловой активности управленца. При этом специальные знания морально устаревают все быстрее. Задачей лидера начала ХХIв. становится использование
2 Управление знаниями.
Концепция интеллектуальной организации
базируется на организационных знаниях,
на которых основаны ее способности
к изменениям с целью выживания.
Организационные знания развиваются
благодаря знаниям каждого
3 Сотрудничество внутри персонала.
Речь идет о том, что в группе, подразделении и других структурных единицах организации не должно быть подчиненных и командиров, а должен главенствовать совместный труд добровольно объединившихся людей с одной общей целью. Поэтому и сотрудники выступают как партнеры, соратники, может быть даже как соучредители.
4 Развитие и целесообразное использование методов достижения целей.
Модель успешного лидерства обязательно включает технологию управленческих решений. Придание миссии организации четкого характера через конкретизацию ее стратегических целей также будет отличать менеджера будущего, который стремиться к повышению шансов организации на успех.
5 Готовность к риску при принятии нетрадиционных решений.
Непопулярные решения требуют
смелости, решительности, владения инструментами
выгодного применения силы своего ума,
а также осознания
Это такой выбор альтернативы, когда
традиции, устоявшиеся мнения и даже
опыт наряду с реализмом уступают
место технологии, в основе которой
интуиция менеджера, искусство менеджмента,
личное убеждение и уверенность
в себе. Риск в этом случае компенсируется
умением и готовностью
6 Готовность к неудачам и учет неблагоприятных факторов.
Наряду с ясными целями и решительными действиями по их достижению менеджеру ХХI в. придется быть готовым к неудачам и поражениям. На них он будет учиться, чтобы не управлять методами отставных руководителей и не подвергать себя испытанию стрессами.
7 Трансформация власти полномочий во власть авторитета.
В основе такой трансформации, а также формирования собственного авторитета всегда находятся процессы взаимоотношений и коммуникаций. Барьерами выступают действия самого менеджера, которые могут разрушить авторитет - сознательная ложь, неэтичное поведение, угрозы или неоправданное принуждение. Нередко один день действий может разрушить сформировавшуюся за многие годы власть авторитета. Без этой власти остается решать задачи опираясь только на силу и полномочия. Методы формального лидерства не содействуют карьере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность многих людей брать
на себя инициативу, выполнять функции
лидера, выявляя проблемы на своем
уровне и решая их, определяется
как важнейшее условие
Организации, добившиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенных наборов качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывается влияние или взаимодействует на других, с другой, лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Аристотель учил нас, что «лидерство состоит в определении и служении общественному благу». Ответственные лидеры должны быть в курсе мировых тенденций развития, стараться понять их. Быть проактивными и предприимчивыми. Не только для того, чтобы повысить эффективность бизнеса, увеличить товарооборот, усилить позиции бренда и либерализовать законодательство, но и выполнять свою роль и нести ответственность перед миром. Как отмечал П. Дукер, каждая группа должна иметь возможность заявить, что общественное благо является единственной основой для лидерства, и претворить это в жизнь - первейшая обязанность каждого из нас.
По теме данной курсовой работы можно сделать выводы о том, что определяя роль лидерства на современном этапе можно с уверенностью сказать, что, если не будет лидерства, мы никогда не достигнем максимум производительности, целостного результата и гармонии в отношениях сотрудников. Это основной инструмент управления предприятием, которым необходимо обладать, развивать и уметь использовать на практике. И, поэтому, в связи с изменениями в функционировании организации, неудивителен все возрастающий интерес к данной теме многих крупных сетевых, постиндустриальных, самообучающихся компаний. Лидерство – это новая модель управления, способная обеспечить выживание компании в условиях изменений.
Аристотель учил нас, что «лидерство состоит в определении и служении общественному благу». Ответственные лидеры должны быть в курсе мировых тенденций развития, стараться понять их. Быть проактивными и предприимчивыми. Не только для того, чтобы повысить эффективность бизнеса, увеличить товарооборот, усилить позиции бренда и либерализовать законодательство, но и выполнять свою роль и нести ответственность перед миром. Как отмечал П. Дукер, каждая группа должна иметь возможность заявить, что общественное благо является единственной основой для лидерства, и претворить это в жизнь - первейшая обязанность каждого из нас.
Также можно говорить о том, что для повышения эффективности власти в РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» следует решить ряд проблем следующими предложенными методами:
1 Делегирование полномочий руководителя другим подчиненным;
2 Установление двух стороннего общения;
3 Избегание чрезмерного контроля;
4 Вознаграждение за достижение;
5 Уделять больше внимания коммуникациям между руководителем и рабочим персоналом;
6 Цели, поставленные в начале курсовой работы, были выполнены.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы власти на предприятии;
- изучить методы подхода к этим проблемам;
- выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты улучшения лидерских качеств руководителя предприятия.
При написании курсовой работы использовался метод подбора и изучения информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства: учеб. пособие/ Н.П.Беляцкий. – Мн.: Новое знание, 2002. – 221с.
2 Беляцкий, Н.П. Менеджмент: Деловая карьера/ Н.П.Беляцкий. – Мн.: Высшая Школа, 2001. –302 с.
3 Дятлов, А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии: учебник / А.Н.Дятлов, М.В.Плотников, И.А. Мутович. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.– 400 с.
4 Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент: экспресс-курс / Ф.Котлер, К.А. Келлер; пер. с англ. под науч. ред. С.Г. Жильцова. – 3-е изд. СПб: Питер, 2008. – 480 с.
5 Ладанов И.Д. Практический менеджмент: учеб пособие / И.Д.Ладанов - М: Ника, 2003. – 195 с.
6 Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В.Панасименко. – 3-е изд., М.: КНОРУС, 2007. – 496 с.
7 Пласкова, Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации / Н. Пласкова // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 1. – С.86 — 97.
8 Терехин, К.И. Книга коммерческого директора / К.И. Терехин. – Спб: Питер, 2008. – 224с.
9 Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б.Е.Токарев. – М.: Экономисть, 2005. – 624 с.
10 Вейлл П. Искусство менеджмента: учебник / П.Вейл. – М.: Наука, 2004. – 347 с.
11 Веснин В.Р. Менеджмент для всех / В.Р.Веснин. - М.: Юрист, 2003. – 315 с.
12 Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – М.: МГУ, 2003. – 294 с.
13 Кабаченко Т.О. Психология управления: учебник / Т.О.Кабаченко. — М.: Юрайт, 2003. – 348 с.
15 Менеджмент организации: учеб.пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина; под общ. ред. З.П.Румянцевой – М.: ИНФРА-М, 2002. – 418 с.
16 Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров / В.К.Тарасов. – Л.: Пресса, 2005. – 318 с.
17 Таунсерд Р. Секреты управления: учебник / Р.Таунсерд. – М.: Высшая школа, 2004. – 143 с.
18Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента: учебник / В.В.Травин, В.П.Дятлов. – М.: Дело, 2005. – 294 с.
19 Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления: учеб.пособие / А.М.Омаров. – М., Политиздат, 1987. – 145 с.
21 Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б.Казначевская. – М.: Феникс, 2005. – 275 с.
22 Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции :учеб. Пособие / А.А.Брасс. – Мн.: ООО «Мисанта», 2002. – 112 с.
23 Авдулова,Т.П. Психологические основы менеджмента:учеб.пособие / Т.П.Авдулова - М.:ИНФРА-М,2003. – 124 с.
24 Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель…:Элемент психологии менеджмента. Психология малой группы: учеб. пособие / Р.Л.Кричевский. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 180 с.
25 Шекшня,С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практ. пособие / С.В.Шекшня. - М.: Бизнес-школа,2003. - 300с.
26 Отчет о прибылях и убытках с 1 января 2010 по 1 января 2011 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест на выявление лидерских
качеств руководителей
1) оказываетесь ли вы в центре внимания?
а) постоянно в центре внимания;
б) редко в центре внимания;
в) почти никогда не бываю в центре внимания.
2) нравится
ли вам руководить
а) очень нравится;
б) безразлично;
в) не нравится.
3) считаете ли вы, что вы своей внешностью производите на людей внушительное впечатление?
а) считаю, что да;
б) нет;
в) не знаю.
4) случалось ли вам организовывать работу других людей по вашей личной инициативе?
а) приходилось;
б) не приходилось;
в) случалось пару раз.
5) какое из следующих трех утверждений вы считаете более правильным?
а) настоящий руководитель должен сам уметь делать любое дело без помощников;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими людьми;
в) настоящий руководитель должен уметь делегировать полномочия и выслушивать своих подчиненных.
6) удается ли вам в дискуссии привлекать на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) удается;
б) удается, но очень редко;
в) не удается.
7) представьте
себе, что во время прогулки
вы с друзьями потерялись в
лесу. Приближается вечер, и
а) предоставите возможность решить проблему кому – либо другому, кто лучше разбирается в вопросе;
б) попытаетесь сами найти выход из создавшегося положения;
в) примете решение коллективно.
8) что вы сделаете, если вас постигла неудача?
а) стараетесь больше никогда не заниматься таким делом, в котором может постичь неудача;
б) не обращаете на неудачу внимания и стараетесь добиться намеченной цели;
в) выбираете другой путь решения, который приведет к удачному исходу.
9) истинный лидер – тот, кто:
а) имеет развитые способности и умеет делать больше других;
б) тот, у кого самый сильный характер;
в) способный вести за собой других.
10) какой
из следующих трех стилей
а) коллегиальный;
б) авторитарный;
в) демократический.
11) используют ли другие люди вас в своих целях?
а) часто;
б) нет;
в) у них это редко получается.
12) какое из следующих трех описаний больше соответствует вам?
а) за словом в карман не лезет, имеет громкий голос, привлекательные, впечатляющие жесты;
б) внушительная внешность, независимый, четко определяет свои цели;
в) негромкий голос, задумчивый взгляд, не всегда отвечает быстро и впопад, жесты невыразительны.
13) допустим,
что на собрании у вас есть
мнение, противоположное мнению
всех остальных, и вы уверены
в своей правоте. Как вы