Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью работы является изучение понятия лидерство и определение лидерских качеств руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть проблемы власти на предприятии;
- изучить методы подхода к этим проблемам;
- выбрать из всего рассмотренного наиболее оптимальные варианты улучшения лидерских качеств руководителя предприятия.
Введение …………………………………………………………………………..
4
1 Теоретические основы трудовой деятельности руководителей предприятия…
6
1.1 Трудовая деятельность руководителя, ее особенности……………………….
6
1.2 Содержание труда руководителя……………………………………................
6
1.3 Зарубежный опыт лидерства на примере Японии……………………………
8
2 Анализ лидерских качеств руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»………………………………………………………………
11
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»…………………………………………………
11
2.2 Анализ лидерских качеств руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и его влияние на эффективность работы предприятия……………………………………………………………………….
13
3 Пути совершенствования лидерских качеств руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»…………………………………………….
18
3.1 Проблемы власти в современных организациях………………………………..
18
3.2 Проблемы РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и рекомендации по их решению………………………………………………………
19
3.3 Основные направления повышения квалификации и качества руководителя РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»………………………
221
Заключение …………………………………………………………………………
23
Список использованных источников ………………
6 Если вы в чем-то уверены, никто не разубедит вас?
а) меня никто не разубедит;
б) влиятельные люди смогут разубедить;
в) меня легко разубедить.
Он выбрал ответ б). Он считает, что его могут убедить только те которые выше его, в том случае он просто подчинится им, но скорей всего останется при своем мнении, а это очень плохо, ведь человек не хочет слушать и своих сотрудников в том числе, он хочет, что бы было все так как он скажет.
7 Считаете себя способным к компромиссам?
а) да, я способен к компромиссам;
б) всегда иду на компромисс;
в) никогда не иду на компромиссы.
Он выбрал ответ а). Это говорит о том, что человек хочет добиться хороших результатов на производстве и готов находить компромиссы в решении каких-либо задач коллектива. Это хорошее качество руководителя.
8 Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) сбалансированными;
б) легкомысленными;
в) крайне жесткими.
Он выбрал ответ а). Человек как мыслит, так и делает. Он не требует от сотрудников не возможного, все в пределах разумного. У такого руководителя сбалансированная власть. Баланс власти это когда подчиненный зависит от руководителя (выплата заработной платы, поощрения), так же как руководитель от подчиненного (своевременное выполнение работы, количество, качество).
9 Что вы предпринимаете, если не все удается?
а) пытаюсь свалить вину на другого;
б) смиряюсь;
в) становлюсь осторожным.
Он выбирает ответ в). Человек станет действовать осторожнее, проверяя каждую мелочь, дело сделает пусть медленнее, но качественно, он найдет людей-специалистов в данной области. Ведь настоящий лидер не может все сделать сам у него должны быть специалисты во всех областях (бухгалтерский учет, юриспруденция и т.д.) и он сам тоже должен знать о каждой области кратко.
10 Как вы отреагируете на мнение, суждения о современной молодежи?
а) "пора бы уже запретить молодежи такие развлечения";
б) "надо дать им возможность организованно и культурно отдыхать";
в) "не следует с ней возиться".
Он выбирает ответ б). Это означает, что человек заботится о современной молодежи.
11 Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
а) "и зачем я только на это нервы тратил (а);
б) "видно, этот человек начальнику приятнее";
в) "может быть, мне это удастся в другой раз".
Он выбирает ответ в). После такой ситуации человек просто задумается и будет искать в себе недостатки и будит их исправлять, и будет работать еще лучше. Ведь если он сейчас опустит руки, то уже дальше он, вероятно, ничего не добьется. Нужно становится более активным, более стремительным, но и начальнику навязываться не следует, хороший начальник видит стремление каждого своего сотрудника.
12 Прежде чем принять решение, выслушиваете различные мнения?
а) никогда не выслушиваю мнение других;
б) иногда могу выслушать мнение другого человека;
в) всегда слушаю мнение других.
Он выбрал ответ б). Значит человек не желает слушать других людей, но понимает, что другие могут дать дельный совет без которого не обойтись или примут какое-то решение, которого он сам не может или не должен принимать.
13 Как вы будете себя вести, если в результате дорожной пробки вы опоздали на важные деловые переговоры?
а) буду нервничать во время переговоров;
б) попытаюсь вызвать снисходительность партнеров;
в) просто огорчусь.
Он выбрал ответ б). Это говорит о тот, что человек не растеряется в любой ситуации, он останется спокойным, рассудительным,
14 Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) победа — моя цель;
б) чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю;
в) если проигрываю, очень сержусь.
Он выбрал ответ а). Человек любит побеждать, победа придает ему больше уверенности в себе. У человека есть определенная цель – побеждать, это очень хорошее качество для руководителя. Победа не только в спорте, но и делах это большой успех в жизни. Такой человек знает чего он хочет и добивается этого, для этого у него есть конкретная цель – идти в перед и побеждать всегда, а если где не получится, не сдаваться и продолжать свой путь к победе!
15 Предпочитаете все делать сами?
а) люблю ничего не делать;
б) стараюсь все делать сам;
в) прощу кого-то мне помочь.
Он выбрал ответ б). Это говорит о том, что человек не хочет делегировать свои полномочия, не доверяет своим сотрудникам, а доверяет только самому себе.
16 Предпочитаете уступить, чем спорить?
а) всегда все уступаю другим;
б) спорю пока не докажу, что я прав;
в) уступлю, если спор переходит в конфликтную ситуацию.
Он выбрал в). Значит человек не хочет тратить время на споры и создавать конфликт в коллективе, он идет на уступки, но в последствии может доказать, что он был прав.
17 Какой вы человек?
а) средний;
б) самоуверенный;
в) пробивной.
Он выбирает ответ в). Человек никогда не сдается всегда идет к своей конкретной цели. Если это не получится первый раз, он пойдет второй и третий раз. Он очень хорошо знает свои права, и обязанности тем самым будет добиваться достойного отношения к себе и к своим сотрудникам, близким людям. Он никогда не будит шуметь (шум только мешает в делах), кричать, стучать руками и ногами, он уверено будит добиваться своей цели.
18 Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в дверях?
а) "простите, это моя вина";
б) "ничего, пустяки";
в) "а повнимательнее Вы не могли быть?"
Он выбрал ответ б). Это говорит о том что человек не вспыльчивый, уравновешенный, не агрессивный, но и меланхолик, а скорей всего сангвиник. С подчиненными старается быть общительным, тактичным, культурным, деликатным, что бы его ни боялись, а уважали, восхищались, ценили. У такого руководителя захочет работать каждый человек.
19 В стрессовом состоянии неожиданно переходите на крик?
а) в некоторых случаях могу применить крик;
б) стараюсь никогда не кричать;
в) в стрессовом состоянии всегда перехожу на крик.
Он выбрал ответ б). Значит человек считает, что криком он ничего не решит. И старается без крика все решать, но если этого не удается, то он может и крикнуть в редком случае. Ведь есть руководитель, которых внутренне боятся, а внешне очень уважают, хотя они никогда не кричат на подчиненных.
20 Способны точно выражать свои мысли?
а) как думаю, так и говорю;
б) да, я всегда стараюсь выражать свои мысли точно;
в) мне очень тяжело выражать свои мысли.
Он выбрал ответ б). Значит, что этот руководитель понятно, ясно изложит требуемые задачи своим подчиненным, а они соответственно смогут их четко и правильно выполнить. И это приведет к эффективной работе коллектива в целом. Ведь от того, как руководитель объяснит задачи подчиненным, так они их и выполнят.
Также руководителем предприятия РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» был пройден тест, представленный в приложении А.
На основании проведенных тестов можно сделать вывод, что данный руководитель оценивает себя, как прирожденный руководитель и человека, обладающим ценными лидерскими качествами. Он стремится достигнуть всех жизненных успехов, и обладает всеми данными для этого. Умеет чувствовать людей и способен идти на компромисс. В нем достаточно «здорового честолюбия», он умеренно агрессивен. Не боится ответственности. Способен думать на перспективу и верно оценивать ситуацию, что дает ему преимущество при принятии решений. Но он хочет делать все так, как он считает нужным.
3 Пути совершенствования лидерских качеств руководителя предприятия РУП «ТДиА»
3.1 Проблемы власти в современных организациях
Основная
причина трудностей руководящего персонала
заключается в наличии факторов
и людей, которыми нельзя управлять,
применяя к ним свою власть. Такая
ситуация появляется по причине того,
что руководитель часто зависит
от людей, которые ему формально
не подчинены. Если руководитель не может
эффективно взаимодействовать с
этими многочисленными «
Также если
руководитель не обладает достаточной
властью, чтобы влиять на тех, от кого
зависит эффективность его
В современном менеджменте существует не один подход к проблеме лидерства (власти):
- подход с позиций личных качеств лидера, согласно которому, эффективные руководители обладают определённым набором личных качеств. Сформировав в себе эти качества, можно стать эффективным руководителем;
- поведенческий подход, который основной акцент делает на определение наиболее эффективного поведения лидера;
- ситуационный подход, в рамках которого учёные пытаются определить, какое поведение и личные качества лучше всего соответствуют определённым ситуациям.
Для применения подхода с позиции личных качеств У. Беннисомом была разработана теория личных качеств, представленная в таблице 3.1
Таблица 3.1 – Теория личных качеств У.Беннисома
Управление вниманием |
Управление значением |
Управление доверием |
Управление собой |
Способность лидера представлять результат деятельности так, чтобы это было привлекательно для других |
Способность так передать значение созданного образа, идеи и видения, чтобы они были поняты и приняты |
Способность построить свою деятельность так, чтобы получить доверие своих сотрудников |
Способность знать и вовремя признавать сильные и слабые стороны своей деятельности, умение привлекать для исправления слабых сторон ресурсы других людей |
Примечание. – Источник: собственная разработка на основе [6, с.496].
Прочность власти и преобладание той или иной её формы зависит не только от конкретной специфики организации, но и от развития общества в целом, культурного и образовательного уровня работников и руководителей. Так, в настоящее время имеет место объективная тенденция к ослаблению любой власти, в том числе и власти менеджеров. Конкретные причины этого заключаются в следующем: значительно сократился разрыв в уровне знаний между руководителями и подчинёнными, их квалификацией; если прежде преобладание руководителей во всех областях, связанных с профессиональной деятельностью было неоспоримым, то сейчас зачастую подчинённые превосходят их во всех отношениях, оставляя руководителю лишь личностный авторитет [7, с.97].
3.2 Проблемы РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и рекомендации по их решению
Изучив теорию и проведя практику я пришла к выводу, что в РУП «ТДиА» существует целый ряд проблем по управлению, которые необходимо исправлять:
В нашем конкретном случае руководитель не хочет осуществлять процесс делегирования своих полномочий подчиненным. Он привык все делать сам, не любит принимать решение, пока все сам не увидит, доверяет только самому себе. Считает, что он знает это лучше других.
Для улучшения работы и повышения эффективности лидерства этому руководителю предложены следующие меры, представленные на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Составляющие эффективного лидерства
Примечание. – Источник: собственная разработка на основе [3, с.112].
Если все эти требования будут выполняться, тогда в организации вырастит производительность, качество труда. А самому руководителю будит легче работать, потому что появятся люди которые будут делать какую-то часть работы за него, а он будит вести контроль за ее выполнением и у него появится время для самообразования, повышения квалификации, командировки и т.д.
2) устанавливается двух стороннее общение. Руководитель и подчиненный должны высказывать проблемы и обсуждать их.
3) избегать чрезмерного контроля – это будет поглощать внимание сотрудников на чем-то одном во вред общей цели. Необходимость контроля в данной ситуации, в данное время должна быть определенна.
4) вознаграждать за достижения результата. Если работник не ощущает такой связи, или вознаграждение не справедливо их производительность будет ослабевать.
5) коммуникации между руководителем и рабочей группой проводятся очень редко. Из-за этого рабочие даже не могут принять участия в решении каких-то проблем на предприятии.
С начала года руководитель РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» проводит регулярные совещания по каждому отделу в целях улучшения эффективности и производительности труда, качества, количества производимой продукции. Обсуждают с начальниками отделов новые изменения, стандарты, требования и т.д., выслушивает их мнения, предложения, после чего принимает решения.
Эти решения повышают качество, количество оказываемых услуг и повышает стимул, мотивацию работников, улучшает атмосферу на предприятии.
Рекомендации по улучшению работы руководителя:
1) не критиковать подчиненных во весь голос;
2) ориентироваться на интересы дела и успехи коллектива;
3) руководителю необходимо понятно излагать обязанности, задачи, пределы полномочий своим подчиненным;