Оплата труда на рпедприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – выявление критериев, показателей, факторов эффективности правления и факторы повышения эффективности управления.
Задачи:
Раскрыть критерии и систему показателей эффективности управления.
Раскрыть методы оценки и анализа эффективности управления.
Выявить факторы повышения эффективности управления.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Сущность эффективности управления........................................................5
1.1 Эффективность управления................................................................5
1.2 Экономическая эффективность управления.......................................9
1.3 Социальная эффективность управления...........................................11
1.4 Методы оценки и анализа эффективности управления...................13
1.5 Факторы повышения эффективности управления...........................17
2. Организационно экономическая характеристика..................................19
2.1 Анализ внутренней среды организации
2.2 Анализ внешней среды организации
3. Эффективность управления сотовой компании и ОАО ГАК«Узкимесаноат»............................................................................................30
Заключение..............................................................................................................32
Библиографический список...............................................................................33

Работа содержит 1 файл

Менеджмент курсовая.doc

— 2.15 Мб (Скачать)

Значительный  рост эффективности управленческой деятельности достигается в том  случае, когда члены организации  отождествляют ее цели с собственными, активно участвуют в управлении, а это возможно лишь на высокой ступени зрелости как каждого в отдельности, так и коллектива в целом.

Эффективное управление требует также формирования надежных коммуникаций, позволяющих своевременно обеспечивать всех участников управленческого процесса необходимой информацией, поддерживать надлежащий уровень обмена ею, благоприятный морально-психологический климат.

Для оценки эффективности  управления важное значение имеет определение  соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

 

Критерии и  показатели эффективности управления

 

Анализ категории  эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого  труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

Показатели  прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов — показателем фондоотдачи. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

 

Количественные  показатели эффективности

 

Количественные  показатели деятельности системы управления включают:

  • комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;
  • финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
  • показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

 

Качественные  показатели эффективности

 

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности  управления (качественные):

  • повышение научно-технического уровня управления;
  • уровень интеграции процессов управления;
  • повышение квалификации менеджеров;
  • повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
  • формирование организационной культуры;
  • управляемость системы; удовлетворенность трудом;
  • завоевание общественного доверия;
  • усиление социальной ответственности организации;
  • экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается  достичь высокого уровня указанных  выше показателей, то происходит положительный  сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.[11.]

 

1.2 Экономическая эффективность

 

Показатели экономической эффективности:

 

Э упр.= результаты / затраты * 100%

Э упр.= затраты фактические / затраты плановые * 100%

 

Экономическая эффективность как показатель результативности предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсального показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку многочисленное количество факторов обусловливает ее. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конечный итог деятельности, а в качестве затрат — основные производственные фонды и оборотные средства или издержки производства.

Организация может выжить только благодаря результативности и экономической эффективности. Следовательно, эти два критерия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важной количественной характеристикой экономической эффективности является производительность. Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единицу на входе. Этот показатель экономической эффективности отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Среди экономических показателей эффективности организации обычно называются:

1. стабильность (производство, структура, положение на рынке)

2. рост (темпы роста производства, численности занятых, число нововведений)

3.способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показателей внешней среды и деятельности организации).

Все эти показатели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыдущими периодами.

Эффективность организации во многом зависит от ее способности планировать свою деятельность в долгосрочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это позволяет в определенной степени минимизировать риск в условиях нестабильной экономики.

Таким образом, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все другие стороны деятельности организации также требуют эффективного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент.

Рассматривая все эти показатели в динамике, то есть в сравнении с предыдущим периодом, можно судить о повышении или понижении эффективности управления.

Методика расчёта экономического эффекта зависит от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо. При этом методики расчёта отличаются во многом в зависимости от того, какой характер имеют мероприятия и к какой подсистеме системы менеджмента они относятся – «входу», «процессу преобразования» или «результату». Подробнее эти особенности учтены ниже при изложении четырёх конкретных методов расчета экономического эффекта совершенствования системы менеджмента фирмы. [2.]

1)Мероприятия по улучшению качества «входа» системы – качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект внедрения этих мероприятий проявляется:

А) у изготовителя товара за счёт повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, уменьшении производственного брака.

Б) у потребителя товара за счёт повышения качества его изготовления (качество разработки не изменяется), что позволяет изготовителю повысить цену товара. Так как сырьё, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты – себестоимость товара, то затраты на повышение качества «входа» системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счёт сокращения остановок производства и брака. В этом случае суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.

2) Мероприятия по повышении качества процесса в системе – по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эффект получается у потребителя за счёт «переноса» высокого качества «входа» системы через процесс системы к её «выходу». [4.]

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологий, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства.

3)Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара (повышение производительности, надежности, экологичности и др. показателей). [1.]

4) Ожидаемый экономический эффект приобретения потребителем нового товара – орудия труда, с помощью которого им выпускается продукция.

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

 

1.3 Социальная эффективность

 

Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников предприятия. Социальная эффективность проявляется:

во-первых, в развитии потенциала персонала;

во-вторых в возможности реализации этого потенциала.

Понятие социальной эффективности включает требования гармоничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение гибкости и мобильности, формирование благоприятного социального климата, усиление социальной активности и совершенствование всего образа жизни; все это является проявлениями качества трудовой жизни. [7.]

Если все эти составляющие социальной эффективности не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста производительности труда. Причем следует иметь в виду, что как нет единого синтетического показателя эффективности управления вообще, так нет и единого показателя социальной эффективности.

Р.Л. Кричевский считает, что ими могут быть:

  1. Удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом;
  2. Мотивация членов коллектива;
  3. Авторитет руководителя;
  4. Самооценка коллектива.

Таким образом, анализ социально-психологических аспектов проводится на основе критериев мотивации персонала, характеристики морального климата, количества и качества межличностных коммуникаций, гибкости системы продвижения по службе, полномочий работников и их ответственности, степени удовлетворения от выполняемой работы, авторитета руководителя и собственной оценки коллективом сложившихся отношений в организации.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

  1. степень выполнения заказов потребителей
  2. доля объёма продаж фирмы на рынке и др.

Обобщающее показатели социальной активности в узком смысле являются:

  1. доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива
  2. количество работников, привлечённых к разработке управленческого решения и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

  1. своевременность выполнения заказа
  2. полнота выполнения заказа
  3. оказание дополнительных услуг
  4. послепродажный сервис

Примечательно, что Правительство РФ, начиная с 1999 года, проводит конкурс по определению «Российской организации высокой социальной эффективности».

Конкурс проводится в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов и демонстрации на примере лучших организаций высокой эффективности решения социальных проблем, широкого распространения и поддержки положительного опыта в данной сфере. [8.] Эта акция может быть расценена как реальный курс на строительство социально ориентированной рыночной экономики.

Подводя итог рассмотрения критериев и показателей эффективности управления, можно сделать вывод:

Руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим критериям эффективности: управленческим, экономическим и социальным.

Информация о работе Оплата труда на рпедприятии