Оценка влияния внешней среды на деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – провести анализ внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»
Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)
1.2 Методы анализа внешней среды
1.3 Роль анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия (в разработке стратегии развития предприятия)
2. Анализ внешней среды предприятия ОАО «МТС»
2.1 Pest-анализ
2.2 Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли
2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера
2.4 Анализ движущих сил отрасли
2.5 Анализ стратегии конкурентов
2.6 Построение карты стратегических групп
2.7 Определение КФУ в отрасли
2.8 Комплексная оценка о привлекательности отрасли
3 .Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС»
3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ
3.2 Выбор стратегии развития на основе матрицы МакКинзи/GE
3.3 Выбор стратегии развития на основе ситуационного подхода
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МенеджментМТС.docx

— 222.88 Кб (Скачать)

Сила реакции существующей компании на вхождение нового конкурента. При вхождении нового конкурента в отрасль компания отреагирует новыми услугами, более выгодными тарифами, рекламой. Поэтому угроза является средней.

Теперь силы, образующие косвенную  угрозу.

Угроза со стороны товарозаменителя (услугозаменителя). Ранее в качестве товара - заменителя услуг сотовой связи рассматривались услуги местной телефонной связи. Но на сегодняшний момент мобильные операторы России заявляют об экспансии на рынок фиксированной связи и планах по развитию конвергентных технологий. Операторы связи все чаще говорят не об отдельных технологиях или сегментах, а об оказании единых, мультисервисных телекоммуникационных услуг, способных обеспечить комфортную среду для работы и жизни человека. Примером такой стратегии стала покупка Вымпелкомом крупнейшего альтернативного фиксированного оператора России и СНГ – Голден Телекома и покупка МТС компании -лидера на российском рынке в области фиксированного Интернета и фиксированной телефонии «КОМСТАР- ОТС». Теперь оба этих оператора предлагают услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, телематических услуг связи, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения.

Операторы фиксированного доступа, ориентированные ранее исключительно на услуги телефонии, сегодня активно выходят на рынок triple play, используя свою проводную инфраструктуру также для передачи данных и видео-сигнала. Именно эти сегменты сегодня обеспечивают основную часть прироста выручки этим операторам. Оценка 2.

Угроза со стороны поставщиков:

Количество и размер поставщиков  в отрасли. В данном случае рассматриваются поставщики сотовых телефонов, т.к. именно через мобильные телефоны и осуществляется связь. Как ожидается, продажи мобильных телефонов сократятся в этом году, очень сильное влияние оказывают последствия кризиса 2008-2009 гг. Потребители стали осторожнее относится к расходам и рассматривать приобретение смартфона, как выгодное вложение в будущее. Во-вторых, изменились требования, предъявляемые к карманным девайсам, и люди все чаще выбирают смартфон, как более функциональное бизнес устройство.6 Apple, Philips, LG, Motorola, Nokia, Samsung, Sony Ericsson, ZTE – это самые популярные фирмы производители мобильных телефонов в мире. Эти фирмы являются крупнейшими. Кроме того есть менее крупные, такие как: Asus, Alcatel, Eten, Gigabyte, Hewlett-Packard, HTC, Huawei, Fly, Glofiish, RoverPC, Sagem. Оценка 4.

Дифференциация товара поставщика. Компании, поставляющие на рынок сотовых телефонов свои товары, поставляют их в ассортименте. Каждая фирма-производитель представляет множество своих моделей. Из этого следует, что возможен большой выбор и по цене и по функциональным возможностям телефонов. Оценка 2.

Наличие товарозаменителя. Таковыми являются проводные и беспроводные телефоны, включающие телефоны для дома и офиса. Это простые и многофункциональные модели в различном исполнении: стандартные телефоны, телефоны с дисплеем, телефоны-трубки. Оценка 1.

Возможность интеграции поставщика. Сам процесс интеграции невозможен. Каждая из компаний поставщиков сотовой телефонов заинтересована в продаже именно своих моделей телефонов. Телефоны каждой из компаний имеют свои отличительные узнаваемые потребителями черты. Компании являются крупными и развивающимися. Брэнд каждой из крупных компаний значим как для потребителя, так и для компании, предоставляющей услуги сотовой связи. Оценка 1.

Важность компании для поставщика. На данный момент времени компания МТС сообщила о подписании соглашения с американской Apple Inc. о продажах iPhone 3G в России.7 Он открывает удивительные возможности благодаря поддержке скоростной мобильной 3G-технологии, Карт с GPS, Microsoft Exchange для совместной работы и нового App Store. Как и iPhone предыдущего поколения, он объединяет три устройства в одном — инновационный мобильный телефон, iPod с широким экраном и уникальный интернет-навигатор для работы в Сети с поддержкой электронных писем в формате HTML и полноценным просмотром веб-страниц. iPhone 3G полностью изменил традиционные представления о возможностях мобильного телефона.8 Оценка 3.

Угроза со стороны потребителей:

Количество и размер потребителей в отрасли. Население Самарского региона составляет 3167,2 тысяч человек.9 Количество абонентов сотовой связи постоянно растет, родители покупают своим детям телефоны, дабы иметь возможность с ними связаться в любой момент – что очень удобно. Поэтому абоненты «молодеют», также и наоборот. Пожилое население страны теперь имеет возможность разговаривать с родственниками каждый день, затрачивая на разговор минимум денежных средств. Естественный уровень возобновления абонентской базы — вследствие того, что подрастают новые поколения, приезжают-уезжают мигранты, подключаются люди в возрасте, — стабилен, невысок и вполне прогнозируем. Рост происходит также, не только за счет «живых» абонентов, но и за счет развития новых моделей потребления сотовой связи как телекоммуникационного сервиса. Sim-карты все чаще устанавливают не только в телефонах, но и в различных устройствах – для передачи информации, мониторинга систем транспорта, ЖКХ. Также растет сфера мобильной коммерции, появляются  новые формы платежных систем на основе интерфейса NFC, что значительно расширит применение мобильных средств связи в повседневной жизни. Оценка 5.

Дифференциация  товара для потребителя. Абонентам компании предложен широкий выбор тарифных планов для голосовых и Интернет-услуг. МТС предлагает выгодные безлимитные опции для доступа в интернет с мобильных устройств. Пользователям мобильных 3G-модемов МТС предлагает специальный тарифный план «МТС Коннект» с безлимитными опциями по цене от 100 руб в месяц. Для тех абонентов, которые предпочитают выходить в сеть с телефонов и коммуникаторов, МТС предлагает выгодные опции для безлимитного доступа в Интернет с телефона в «домашнем» регионе («БИТ») или по всей России («СуперБИТ»).

Это очень важно для потребителей, т.к. сотовые компании представляют тарифы для разных социальных слоев населения. И этот выбор предоставляется одной сотовой компанией. Каждый абонент может подобрать для себя подходящий тариф. Оценка 4.

Наличие товарозаменителя для потребителя. В данном случае услугозаменителем являются фиксированные сети. На данный момент, однако, мобильная и фиксированная связь сегодня являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими услугами. Отраслевая специализация, когда услуги мобильной, фиксированной связи, ШПД, видеостриминга оказывались разными компаниями, себя изжила, и основной тенденцией развития отрасли стало создание интегрированных операторов. Оценка 2.

Возможность интеграции для потребителя. Потребитель заинтересован в наличие выбора на рынке сотовой связи. На данный момент имеется 3 крупных компании и 1 региональная. Данное количество компаний обеспечивает здоровую конкуренцию и тем самым являет собой снижение цен на предоставляемые услуги – что и является важным для потребителя сотовых услуг. Оценка 3.

Важность организации для потребителя. Компания «МТС» является лидером по предоставлению услуг сотовой связи по России. Доля рынка МТС на 30 сентября 2011г. по России составляет 31,1. Компания «МТС» является федеральным оператором и обслуживает своих абонентов в 82 субъектах РФ из 83. Лучшим доказательством успешности компании является постоянный рост числа абонентов.10 Оценка 2.

 

2.4 Анализ движущих сил отрасли

 

Таблица 3. Оценка движущих сил

Движущие силы

Влияние силы на отрасль

Влияние силы на организацию

Направленность влияния

Оценка

1. Изменения в долгосрочных темпах роста отрасли

 

2

 

3

 

+

 

+6

2. Маркетинговые инновации отрасли

1

3

+

+3

3. Продуктовые инновации

3

3

+

+9

4. Технологические инновации

1

3

+

+3

5. Вход/выход в отрасль крупного  конкурента

 

2

 

3

 

-

 

-6

6. Перенос потребности потребителя  с дифференцированного товара  на стандартизированный и наоборот

 

 

2

 

 

3

 

 

+

 

 

+6


 

Изменения в долгосрочных темпах роста  отрасли. Являются важным фактором при  принятии решений по инвестированию. Ситуация в данной отрасли относительно стабильна. Компании уже имеющиеся  на рынке сотовой связи Самарского региона плотно укрепились на своих местах и не покидают отрасль. Появление новых сотовых компаний на данный момент практически невозможно и нерентабельно.

Маркетинговые инновации отрасли. Время от времени компании предлагают новые тарифы и услуги, пользуясь  различными способами коммуникации. Это баннеры, реклама на телевидении, радио, в сети Internet, в газетах и журналах, на упаковках телефонов, открытки, календари, бесплатное тестирование новейших услуг, льготы и всевозможные скидки, программа пополнения баланса за счет бонусов, удобное распределение денежных средств на телефоны одного лицевого счета. Это возбуждает интерес у покупателей Самарского региона, что в свою очередь порождает спрос. Данный фактор постоянно в движении и нередко изменяет условия конкуренции и сами позиции конкурирующих сотовых компаний.

Продуктовые инновации. То есть новые  услуги сотовых компаний расширяют  рынок, стимулируют рост спроса на услуги. Рынок сотовой связи характеризуется  быстрым распространением новых  услуг и улучшенных тарифов. Поэтому  данный фактор является ключевой движущей силой.

Технологические инновации. В России практически решена проблема обеспечения базовыми телекоммуникационными услугами. Сегодня все чаще поднимается вопрос о дальнейшем пути развития отрасли. При этом высокий уровень образованности населения позволяет искать источники роста не только непосредственно в отрасли телекоммуникаций, но и на стыке с отраслью информационных технологий. Ведь телекоммуникации являются инфраструктурной отраслью для ИКТ и в условиях бурного развития телекоммуникаций очевиден вопрос интенсификации использования ИКТ. Чтобы выжить во враждебном мире конкуренции, сотовая компания должна выполнять два требования: приспосабливать и изменять в соответствии с потребительским спросом предлагаемые ею продукцию и услуги; приспосабливать и изменять способы производства этой продукции и услуг. Технологические инновации— это обновление способности организации что-то производить. В результате изменений в технологии и культуре бизнес, связанный с сотовой телефонной связью, переместился с дорогостоящего рынка, предназначенного для специалистов, на общий потребительский рынок. Широкое использование сотовой связи является мощным толчком для инноваций технологического процесса фирмы в направлении увеличения объема и гибкости производства.

Вход\выход из отрасли крупного конкурента. Рынок сотового ритейла отличается едва ли не самой высокой концентрацией. Крупные игроки контролируют от 70% до 85% рынка. Потеснить их вряд ли получится. Однако построить свой рентабельный бизнес в этом сегменте вполне возможно, тем более что вход на этот рынок совсем недорогой - от $1 тыс.11 Это лишь в случае если салон сотовой связи будет выступать посредником между уже имеющимися сотовыми компаниями, и продавать сопутствующие товары, т.е. мобильные телефоны.

Перенос потребности потребителя  с дифференцированного товара на стандартизированный и наоборот. Рынок сотовой связи специфичен. Дело в том, что все сотовые компании представляют стандартизированный набор сотовой связи – это ее формат, разрешенный и подтвержденный в РФ. Практически все остальные услуги дифференцированы – это различные тарифы, причем каждая линейка тарифов отличается от другой в одной компании, не говоря уже о различности тарифов между сотовыми компаниями. Здесь и дополнительные услуги: стандартизированные это служба коротких и мультимедийных сообщений, дифференцированные – услуги 3G, конференц-связь, которые имеются не у всех операторов сотовой сети.12

 

2.5 Анализ стратегии конкурентов

 

Таблица 4. Анализ конкурентов отрасли сотовой связи

 

СМАРТС

Мегафон

БиЛайн

Конкурентные масштабы

Региональные

Глобальные

Глобальные

Стратегические намерения

Быть среди лидеров

Быть лидером

Быть лидером

Цели относительно рыночной доли

Удержание существующей доли рынка

Агрессивное расширение через приобретение и внутренний рост

Агрессивное расширение через приобретение и внутренний рост

Конкурентная позиция (ситуация)

Способность сохранить настоящую  позицию

Усиление позиции

Усиление позиций

Стратегическое положение

Комбинация наступления и обороны

Главным образом наступательное

Комбинация наступления и обороны 

Конкурентная стратегия

Дифференциация, основанная на репутации  компании, сервисе, фокусирование на географическую нишу

Дифференциация, основанная на технологическом  преимуществе, сервисе

Дифференциация, основанная на технологическом  преимуществе, сервисе

Информация о работе Оценка влияния внешней среды на деятельность предприятия