Оценка влияния внешней среды на деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – провести анализ внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»
Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)
1.2 Методы анализа внешней среды
1.3 Роль анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия (в разработке стратегии развития предприятия)
2. Анализ внешней среды предприятия ОАО «МТС»
2.1 Pest-анализ
2.2 Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли
2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера
2.4 Анализ движущих сил отрасли
2.5 Анализ стратегии конкурентов
2.6 Построение карты стратегических групп
2.7 Определение КФУ в отрасли
2.8 Комплексная оценка о привлекательности отрасли
3 .Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС»
3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ
3.2 Выбор стратегии развития на основе матрицы МакКинзи/GE
3.3 Выбор стратегии развития на основе ситуационного подхода
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МенеджментМТС.docx

— 222.88 Кб (Скачать)

Социальные факторы:

Приток молодых специалистов с легкостью осваивающих новые технологии. Заработная плата средняя и высокая производительность труда на рынке сотовой связи. Необходимость в высококвалифицированных специалистах. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров. Необходимо улучшать условия труда и быта для работников компании, совершенствовать систему стимулирования.

Высокий уровень коррупции и  преступности в целом по стране. Организационная культура российских предприятий на сегодняшний день не развита и находится на стадии формирования. Необходимо способствовать образованию организационной культуры предприятий, так как она повышает имидж предприятия. Средний уровень трудовой дисциплины. Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить высшее образование.

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ прогнозирует, что благодаря мерам по решению  демографической проблемы к концу 2012 года рождаемость в России увеличится почти на 26%, сообщает РИА Новости.5

Отсутствие благоприятных экономических  условий, позволяющих гражданам  обеспечивать высокий уровень социального  потребления.

Технологические факторы:

Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. Конец ХХ – начало XXI века стал временем стремительных технологических изменений в телекоммуникационной отрасли. Производители и операторы предложили потребителям множество новых услуг и устройств. Большинство технологических инноваций оказались востребованными населением, корпорациями и государствами. Таким образом, невероятный технологический прорыв на стороне предложения соответствовал не менее стремительному росту спроса на традиционные и новые услуги, что позволило рынку телекоммуникационных услуг вырасти в несколько раз за последние15 лет, увеличив свою долю как в ВВП в целом, так и в услугах.

Телекоммуникации являются системообразующей  отраслью для инновационной экономики, призванной обеспечить потоки информации. Соответственно, опережающее развитие телекоммуникаций является фундаментом формирования новой инновационной экономики России.

В настоящее время среди глобальных тенденций на телекоммуникационном рынке, направление и силу которых определяют технологические факторы, можно выделить следующие:

  • дальнейшее развитие беспроводных сетей,
  • развитие широкополосного доступа в Интернет,
  • развитие IP приложений,
  • конвергенция сетей и услуг.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, телекоммуникационные компании должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, также осуществлять мероприятия по внедрению новых технологий и приобретению нового оборудования, подбирать новых и переобучать собственных работников.

Возможность использования конкурентами современных технологий, позволяющих  занять практически равное положение  по ассортименту услуг и уровню затрат. Сегодня крупнейшими телекоммуникационными операторами России являются 3 лидирующих национальных оператора мобильной связи – МТС, Вымпелком и МегаФон. Для них даже используется термин «большая тройка» Основные российские телекоммуникационные холдинги (Система, Телекоминвест и Altimo) сформировались вокруг операторов «большой тройки», что соответствует мировым тенденциям –увеличение стоимости операторов мобильной связи опережало рост стоимости операторов фиксированной связи. Так сегодня российские операторы присутствуют во всех странах СНГ и в целом ряде европейских стран. Мобильные операторы России начиная с 2007 года, года насыщения рынка мобильной связи России, также заявляют об экспансии на рынок фиксированной связи и планах по развитию конвергентных технологий. Хотя каждая  компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы их деятельности, характер и эволюция оказываются в своей основе у всех одинаковыми: только постоянными улучшениями и нововведениями можно добиться высокого уровня производительности и повышать его с течением времени. Компания, достигнув конкурентных преимуществ, может удерживать их после этого только с помощью постоянных улучшений, так как практически любое достижение можно повторить – конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций.

Основными барьерами для входа  на рынок новых игроков, а также  стимулами к консолидации активов  являются низкие цены для конечных пользователей, отсутствие свободного радиочастотного ресурса, непоследовательность регулирования, а также достаточно сложная бюрократическая процедура регистрации и легализации  бизнеса.

Анализ PEST-факторов позволяет сделать вывод о том, что на данном этапе в целом влияние факторов внешней среды носит благоприятный характер.

Основной из политических рисков касается невозможности самостоятельного развития сетей из-за отсутствия у компании необходимого для него частотного ресурса. В частности, желание правительства максимально ускорить внедрение в России связи четвертого поколения (4G) может сказаться на доходах МТС. Из-за отсутствия частотного ресурса, в марте 2011 года МТС, "МегаФон", "Вымпелком" и государственный "Ростелеком" подписали соглашение с компанией "Скартел" (бренд Yota, в числе владельцев — госкорпорация "Ростехнологии"), которая обладает частотами. Соглашение обеспечивает равный доступ всех участников к общей инфраструктуре и позволит каждому из операторов сократить затраты на строительство 4G/LTE. Но в то же время "ограниченное количество частот может помешать получить все ожидаемые выгоды от строительства сети 4G, поскольку как емкость сети, так и возможности по расширению будут ограничены". МТС опасается того, что компанию вынудят "по политическим или иным причинам" развивать 4G в рамках "Скартела" "на коммерчески невыгодных условиях"

Наибольшую угрозу для МТС представляют экономические факторы: тяжесть и продолжительность текущего состояния экономики после кризиса 2008г., включая высокую волатильность учетных ставок и курсов обмена валют, цен на товары и акции, стоимости финансовых активов, воздействие государственных программ России, США и других стран по восстановлению ликвидности и стимулированию национальной и мировой экономики, возможность поддерживать текущий кредитный рейтинг и воздействие на стоимость финансирования, колебания котировок акций. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов компании следует направить свои усилия.

Рассматривая экономическую и политическую ситуацию, как в России, так и в регионах присутствия как не очень стабильную, можно в связи с этим извлечь и некоторые положительные моменты. Например, можно рассчитать дальнейшие возможные экономические изменения, такие как инфляция, курсы ценных бумаг, процентные ставки банков и другие. Это позволяет более полно рассчитать тарифы, с большей выгодой использовать свои акции, прогнозируемо брать кредиты.

Чтобы у компании был дальнейший путь развития, необходимо постоянно быть в курсе всех нововведений в отрасли телекоммуникаций. И не только быть в курсе самим, но и, постоянно анализируя все эти новшества, выбирая наиболее перспективные направления – знакомить с ними своих потенциальных клиентов. Это необходимо для того, чтобы потенциальные клиенты были готовы к этим новым услугам, и не теряли время на знакомство с ними.

Технологические, политические и социальные факторы дают компании возможности, которые оно в силах реализовать, если использует свои возможности и сильные стороны для усиления своих слабых сторон.

 

 

2.2 Анализ доминирующих характеристик отрасли

 

Таблица 2. Оценка доминирующих характеристик отрасли

Факторы

Ранг

Балл

Оценка

1. Емкость рынка

0.3

5

1.5

2. Рентабельность отрасли

0.3

5

1.5

3. Потребность в первоначальном  капитале

0.1

3

0.3

4. Продуктовые и технологические  инновации

0.2

5

1

5. Цикличность отрасли

0.1

2

0.2

   

4

4.5


 

1. Емкость рынка сотовой связи: По данным независимого агентства Advanced Communications & Media (AC&M), в сентябре 2011 года количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 225,2 млн. . Уровень проникновения в целом по России составил 155,1%, а в Самарском регионе составил 166,0%. На данном этапе насыщения, рынок мобильной связи Самарской области можно считать перспективным только с точки зрения дальнейшего увеличения абонентской базы за счет роста отдельных сегментов. Данный фактор занимает высокий ранг и получает высокий балл, т.к. компанией МТС в Самарском регионе планируется увеличить свою долю рынка, за счет подключения новых корпоративных клиентов и расширения существующих контрактов, за счет продажи SIM-карт для пользования дополнительными услугами (SIM-карт для планшетов, USB-модемов, М2М-устройств и проч.), а также за счет перераспределения абонентских баз между операторами, что говорит о ее развитии. Также сегодня, когда проникновение мобильной связи превысило 150% , модель конвергентного и универсального оператора выглядит наиболее эффективным способом ведения бизнеса, обеспечивающим стабильный рост.

2. Рентабельность отрасли. Снижение тарифов на предоставление базовых услуг для расширения абонентской базы в условиях насыщенности рынка мобильной связи не является фактором позволяющим повысить рентабельность деятельности. Дальнейший рост телекоммуникационной отрасли связан, прежде всего, с внедрением и развитием новых услуг, основанных на использовании технологий сети Интернет, а также дополнительных – на базе существующей инфраструктуры. В ближайшее время основным источником прибыли для многих компаний будет являться предоставление дополнительных услуг. На сегодняшний день перед компаниями сотовой связи стоит вопрос анализа деятельности для выявления резервов, которые позволили бы сократить затраты и получить дополнительные доходы. Способность к быстрым и смелым трансформациям в деятельности позволит телекоммуникационным компаниям получить доступ к новым источникам прибыли и занять свою позицию на телекоммуникационном рынке. Фактор рентабельности является очень важным для компании и получает высшую оценку. Чем выше рентабельность отрасли, тем выше привлекательность отрасли.

3. Потребность в первоначальном  капитале. Важным становится момент  инвестирования, т.к. данная отрасль  имеет большие требования к  капиталу. Чем выше потребность в первоначальном капитале, тем ниже привлекательность.

4. Технологические инновации. Данная  отрасль постоянно обновляется  технологически, что влечет за  собой и продуктовые инновации,  т.е. широкое использование сотовой связи является мощным толчком для инноваций технологического процесса компании в направлении увеличения объема и гибкости производства. Чем больше инноваций, тем меньше привлекательность.

5. Цикличность отрасли. Этот фактор не является основным, т.к. на рынке сотовой связи цикличность отсутствует. Заключение договоров на предоставление услуг связи не зависит от сезонности. Чем ниже цикличность, тем выше привлекательность данной отрасли.

Проанализировав эти факторы и  подсчитав средний балл по ним  можно сказать о том, что данная отрасль сотовой связи получила оценку 4.5 из 5-ти возможных. Данная оценка высока и является неполной оценкой о привлекательности отрасли. Другими словами, проанализировав вышеуказанные факторы – отрасль сотовой связи является высоко-привлекательной. Чтобы получить оценку о полной привлекательности необходимо провести дальнейший анализ внешней среды.

 

2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера

 

Итак, вначале я проанализирую силы, образующие прямую угрозу.

Центральный ринг: Размер и количество компаний в отрасли. На данный момент в Самарском регионе существует четыре компаний сотовой связи, три из которых являются крупнейшими по России, а одна является региональной. Поэтому конкуренция на Самарском рынке является высокой. Получает 5 баллов.

Дифференциация товара в отрасли: ОАО «МТС» предлагает услуги, идентичные услугам других компаний сотовой связи, но также и новейшие услуги, подобия которых еще нет на рынке услуг сотовой связи Самарской обл. Преимущество МТС на рынке Самарской области заключается в оптимальном соотношении качественной сети, широкого покрытия 3G и одних из самых низких тарифов на связь на рынке. Кроме того, МТС обладает самой широкой операторской розничной сетью в регионе, насчитывающей уже 102 магазина. Также МТС завершает интеграцию активов фиксированной связи в Самарской области и планирует развивать фиксированный бизнес не только на бизнес - рынке, но и в массовом сегменте.

Поэтому дифференциация данных услуг является средней, что тем самым уменьшает конкуренцию среди компаний. Получает 3 балла.

Темпы роста отрасли. На рынке сотовой связи заметно явное снижение темпов роста отрасли, рынок пресытился компаниями по предоставлению услуг сотовой связи, новые компании не появляются на рынке и видно развитие уже имеющихся компаний и расширение их зоны деятельности – покрытия. Получает 2 балла.

Возможность интеграции. На данном этапе возможность интеграции сотовых компаний очень мала. Оценка 2.

Угроза со стороны потенциальных  конкурентов:

Барьеры входа в отрасль. Они очень высоки – необходим первоначальный капитал, а значит, имеет место инвестирование. Инвесторы на это вряд ли пойдут, т.к. рынок сотовой связи уже пресыщен и смысла в возникновении новых компаний нет – а значит и прибыль возможна от вложений в уже функционирующие сотовые компании, т.к. риск меньше. Поэтому угроза мала.

Информация о работе Оценка влияния внешней среды на деятельность предприятия