Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:41, курсовая работа
Цель курсового проекта – провести анализ внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»
Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»
Введение
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)
1.2 Методы анализа внешней среды
1.3 Роль анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия (в разработке стратегии развития предприятия)
2. Анализ внешней среды предприятия ОАО «МТС»
2.1 Pest-анализ
2.2 Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли
2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера
2.4 Анализ движущих сил отрасли
2.5 Анализ стратегии конкурентов
2.6 Построение карты стратегических групп
2.7 Определение КФУ в отрасли
2.8 Комплексная оценка о привлекательности отрасли
3 .Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС»
3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ
3.2 Выбор стратегии развития на основе матрицы МакКинзи/GE
3.3 Выбор стратегии развития на основе ситуационного подхода
Заключение
Список использованной литературы
Международный
институт рынка
Факультет заочного и довузовского образования
Курсовой проект
по курсу «Стратегический менеджмент»
Оценка влияния внешней среды на деятельность предприятия
Выполнил
студент группы ЗМ-86
Шинкевич И.Г.
Проверил _____________
Оценка_________________
Дата__________________
САМАРА
2011г.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия 1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды) 1.2 Методы анализа внешней среды 1.3 Роль анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия (в разработке стратегии развития предприятия) 2. Анализ внешней среды предприятия ОАО «МТС» 2.1 Pest-анализ 2.2 Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли 2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера 2.4 Анализ движущих сил отрасли 2.5 Анализ стратегии конкурентов 2.6 Построение карты стратегических групп 2.7 Определение КФУ в отрасли 2.8 Комплексная оценка о привлекательности отрасли 3 .Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС» 3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ 3.2 Выбор стратегии развития на основе матрицы МакКинзи/GE 3.3 Выбор стратегии развития на основе ситуационного подхода Заключение Список использованной литературы |
1 6 6
20 29
32 33 41
43 48 51 51 57 60 63
63 64 65 66 70
|
Введение
Актуальность темы состоит в том, что внешняя среда является неотъемлемой частью функционирования предприятия. Без нее немыслимо само существование организации. Качественное ведение бизнеса в нашей стране подразумевает способность предприятия приспосабливаться к любым изменениям внешней среды и эффективно на них реагировать.
Любое предприятие, только открывающееся или давно функционирующее, не только являет собой среду, но и существует в среде. В ней оно находится и функционирует. При принятии управленческих решений и совершении практически любого действия, необходимо учитывать окружающую среду.
Необходимость анализа внешней среды для предприятий стала актуальна только после перехода России к рыночным отношениям, так как стало образовываться множество предприятий, для которых основной задачей стало выживание в неопределенной и подвижной среде.
Внешняя среда характерна своей
нестабильностью и
Предприятие должно отслеживать все
тенденции на рынке и развивать
те направления, которые будут необходимы
после ожидаемых изменений. Конечно,
существует риск неправильного прогноза
изменений, который значительно
уменьшается при более
Цель курсового проекта – провести анализ внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»
Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»
Предметом работы является процесс анализа внешней среды. Этот процесс является по сути бесконечным, т.к. внешняя среда изменчива и непостоянна, вследствие чего необходимо постоянно отслеживать и анализировать ее изменения.
Объект работы – ОАО «МТС».
Проблема взаимоотношения
В своем курсовом проекте я выделяю следующие методы проведения анализа внешней среды:
PEST-анализ или анализ глобального макроокружения;
Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли и оценка о неполной привлекательности отрасли;
Анализ движущих сил отрасли;
Конкурентный анализ по методике Майкла Портера;
Анализ стратегии конкурентов;
Построение карты
Определение КФУ (Ключевых Факторов Успеха);
Оценка о полной привлекательности отрасли.
Для анализа внешней среды была использована следующая информационная база: научная литература, периодические издания, сайты.
Курсовой проект состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.
Первая глава является теоретической, в ней даны основные понятия и значения факторов внешней среды, рассмотрены методы анализа внешней среды и его роль и актуальность в стратегическом планировании.
Вторая глава является практической, где мною проведён анализ внешней среды ОАО «МТС».
В третьей главе был составлен стратегический план ОАО «МТС», опираясь на данные стратегического анализа внешней среды. Выявлен комплекс мероприятий совершенствования управления и развития данной компании.
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
В условиях жесткой борьбы между конкурентами и быстро меняющейся ситуации предприятия должны вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в окружении. Исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [1, с.181]. Из этого понятно, что внешняя среда как бы указывает руководителям предприятий на стратегическое управление, а последнее соответственно на выбор стратегии развития для своих предприятий.
В данной теоретической главе я рассмотрю более подробно, что собой представляет внешняя среда с ее факторами, как и какими методами, они анализируются, какие стратегические выводы следуют из результатов анализа и какую роль они играют в выборе стратегии предприятия.
1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь, опутанных связями с внешним миром.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».1
Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы регулирования на внешние воздействия.[6, c.116].
Внешняя среда – это все те
факторы, которые находятся за пределами
предприятия и могут на него воздействовать.
Внешняя среда, в которой приходится
работать предприятию, пребывает в
непрерывном движении и подвержена
изменениям. Меняются вкусы потребителей,
вводятся новые законы и налоги,
новые технологии революционизируют
процессы производства, действуют еще
и многие другие факторы. Способность
предприятия реагировать и
Внешняя среда является источником,
питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в процессе постоянного
обмена с внешней средой, обеспечивая
тем самым себе возможность выживания.
Но ресурсы внешней среды
Среда существования предприятия делится на две части или подсистемы. В литературе разных авторов названия этих подсистем различаются, это: макроокружение и непосредственное окружение, ближнее окружение и дальнее окружение, макросреда и отраслевая конкурентная среда, среда прямого и косвенного воздействия. В некоторых периодических изданиях выделяют даже три методологических уровня исследования возможных изменений внешней среды, влияющих на деятельность предприятия: микро-, макро- и мегауровень [7, с.26].
Ближнее окружение (непосредственное окружение) – непосредственно влияет на предприятие, увеличивает или уменьшает эффективность его работы, приближает или отдаляет достижение его целей. Непосредственное окружение обеспечивает саму жизнедеятельность предприятий. Данное окружение включает клиентов, поставщиков, конкурентов, рынок рабочей силы, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Предприятие тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на ближнее окружение с целью изменения их в благоприятном для предприятия направлении [2, с.23].
Изучение непосредственного
Непосредственное окружение
Покупатели;
Поставщики;
Конкуренты;
Рынок рабочей силы.
Рис.1. Непосредственное окружение организации
Анализ покупателей в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
географическое местоположение покупателя;
демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности);
социально-психологические
отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.
Информация о работе Оценка влияния внешней среды на деятельность предприятия