Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа
Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Сущность конкурентных возможностей фирмы … … … … … … … 4
1.1 Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия … … … 7
2. Конкурентоспособность белорусских предприятий в современных условиях … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
Основные направления повышения конкурентных возможностей белорусских предприятий … … … … … … … … … … … … … … … …17
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 22
Список литературы … … … … … …
В настоящее время в республике осуществляется интенсивное строительство новых и модернизация действующих производств. Только в реализации Государственной инновационной программы на 2007–2010 гг. задействовано 1 095 важнейших предприятий реального сектора экономики. Кроме того, на уровне отраслей и регионов разработаны свои программы инновационного и инвестиционного развития, задача которых – поэтапная комплексная модернизация практически всех субъектов хозяйствования.
В
зависимости от задач, решаемых организацией,
выбирается либо менее капиталоемкий
путь модернизации производственных звеньев
и отдельных технологий, увеличения
загрузки существующих производств
при одновременном повышении
их технологического уровня; либо –
создание принципиально новых
Первое направление ориентировано на использование уже имеющихся разработок с высоким потенциалом реализации.
В рамках второго направления внедряются новые, перспективные, научно-технологические разработки, на основе которых осуществляется выпуск новой, ранее не производимой, продукции.
В ближайшие четыре года в промышленности будут реализованы также такие важнейшие высокотехнологичные проекты как выпуск садово-виноградного трактора «МТЗ-921» на Сморгонском агрегатном заводе, организация производства легковых автомобилей в СП «ЗАО «Юнисон», создание производства бытовой техники в ОАО «Горизонт».
В целом до 2011 года в республике появится 100 новых предприятий и важнейших производств. Все они должны отвечать высоким мировым требованиям и быть конкурентоспособными. Около 400 новых производств будут созданы на уже действующих предприятиях. Более 600 промышленных предприятий предполагается модернизировать на основе внедрения передовых технологий.
2. С модернизацией производств связано второе стратегическое направление повышения конкурентоспособности – снижение издержек производства, обеспечение энерго- и ресурсосбережения.
В современных условиях выигрывает прежде всего та экономика, которая имеет наиболее низкую энергоемкость и материалоемкость.
Бережливость – составная часть экономической политики нашей страны, обеспечивающая долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений. С принятием в июне 2007 г. Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» повысились требования к работе по бережному хранению и рациональному использованию материальных и топливно-энергетических ресурсов, выявлению резервов снижения энерго- и материалоемкости производств, вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топлива. В республике стали повсеместно проводиться мероприятия по энерго- и ресурсосбережению, снижению удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции.
Как показывает опыт реализации ресурсо- и энергосберегающих проектов, если предприятие предметно занимается энергосбережением и внедрением энергоэффективных технологий, то оно может более чем в 2 раза снизить потребление топливно-энергетических ресурсов при одновременном росте производства товарной продукции.
Ярким примером тому служит ОАО «Гродно Химволокно», где за счет энергосбережения в течение нескольких лет доля энергоресурсов в себестоимости продукции была снижена с 30% до 5%. В результате замены пневмотранспорта на механическую транспортировку доломитовой муки на технологических линиях ОАО «Доломит» расход электроэнергии снизился с 12,8 до 1,3 кВт∙ч на тонну. На Мозырском хлебозаводе за счет внедрения энергосберегающих мероприятий доля энергоресурсов в себестоимости продукции снижена с 14,2 до 3,6%. На РУП «Гомсельмаш» в результате внедрения мероприятий по энергосбережению (замена поршневых компрессоров на винтовые, совершенствование технологических процессов, оптимизация схемы электроснабжения завода) обеспечено 5 550 тыс. кВт∙ч экономии электроэнергии, 331 тыс. м³ природного газа, 9 512 гигакалорий тепловой энергии.
В 2010 году энергоемкость валового внутреннего продукта Республики Беларусь должна быть снижена не менее чем на 31% к уровню 2005-го, а к 2015 году энергоемкость ВВП должна быть сокращена в 2 раза.
Для
достижения этой цели принципы экономии
и бережливости должны соблюдаться
на каждом рабочем месте. При этом
тщательный анализ по шкале «затраты
– результат» должен проводиться
не только в отношении газа, тепла
и электричества. С этих позиций
необходимо оценивать эффективность
использования финансовых и трудовых
ресурсов, чтобы ликвидировать все
виды потерь (включая устранение возможности
появления некачественных изделий,
чрезмерно высоких складских
запасов, неэффективных методов
производства, транспортировки товаров,
потерь рабочего времени). Именно такой
подход позволит белорусской экономике
преодолеть диктат сырьевых монополий,
обеспечить независимость и
3. Повышение эффективности инновационной деятельности предприятий, стимулирование производства новой, высокотехнологичной продукции. В XXI веке на смену индустриальной приходит экономика, основанная на знаниях.
Для предприятий ключевым моментом в завоевании позиций на внутреннем и внешнем рынках является своевременное обновление производимых товаров и услуг, организация производства новых видов продукции. В настоящее время в мире не просто конкурируют товары и услуги (это только видимая потребителями внешняя сторона рынка), а идет борьба за создание и скорейшее внедрение инноваций. Побеждают, как правило, производители, способные мобильно переналаживать производство, постоянно осуществляющие модернизацию и использующие новейшие образцы техники и технологий.
Для
Беларуси характерна высокая доля участия
в проведении научных исследований
ведущих предприятий
При
тесном взаимодействии академической
и «фирменной» науки
В
фармацевтике за прошедшую пятилетку
создан ряд новых лекарственных
средств, среди которых
Сегодня в Беларуси научными исследованиями занимаются более 300 организаций, в которых работает свыше 18 тыс. человек. За последние 6 лет внутренние затраты на исследования и разработки в стране выросли в 8 раз и сегодня превышают 500 млрд. руб.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении на Первом съезде ученых акцентировал внимание на основных задачах, стоящих перед белорусской наукой. Среди важнейших Глава государства назвал:
4. Не отставать от мировых экономических процессов и наравне конкурировать с ведущими зарубежными экспортерами и импортерами белорусским товаропроизводителям позволяет целенаправленная работа по повышению качества выпускаемой продукции, обеспечению ее соответствия международным стандартам.
Сегодня покупатель смотрит не только на цену товара, но и тщательно изучает его состав и марку производителя. Именно качество товаров и услуг, как правило, определяет заинтересованность и предпочтения покупателей.
Чтобы
удовлетворять требованиям
В республике более 1 000 видов товаров соответствуют международным и европейским стандартам. Системы управления качеством будут повсеместно внедряться на промышленных, сельскохозяйственных и пищевых предприятиях, что потребует серьезной модернизации отдельных производств, внедрения наукоемких технологий.
В
Беларуси ежегодно принимается более
500 государственных стандартов, большинство
из которых соответствует
5. Создание условий для развития экспорта. Снижение затрат на производство экспортной продукции, создание экспортоориентированных производств на основе внедрения наукоемких технологий, увеличение в структуре экспорта удельного веса высокотехнологичных товаров и услуг, обеспечение их соответствия требованиям международных стандартов и запросам потребителей формируют основу повышения конкурентоспособности белорусских экспортеров на мировых рынках.
Вместе
с тем расширение присутствия
продукции белорусских
Белорусское
руководство проводит активную политику
по сокращению посреднических структур
на пути товара от производителя к
потребителю. В этих целях открываются
представительства белорусских
предприятий за рубежом, торговые дома,
создаются торгово-
Одной из перспективных форм сотрудничества при освоении географически удаленных новых рынков сбыта является создание сборочных производств и совместных предприятий. Эта форма сотрудничества позволяет преодолевать высокие тарифные барьеры на ввоз готовой продукции, а значит, повышать конкурентоспособность белорусских сложнотехнических изделий на внешних рынках. Уже сегодня промышленными предприятиями создано более 20 сборочных производств за рубежом. В ближайшее время предусматривается создание сборочных производств тракторов РУП «МТЗ» в Бразилии, Китае и Венесуэле, сельскохозяйственной техники ПО «Гомсельмаш» – в Китае.
В целях дальнейшего расширения объемов белорусского экспорта широко используются применяемые за рубежом механизмы продвижения экспортной продукции:
Информация о работе Оценка конкурентных возможностей предприятий