Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа
Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Сущность конкурентных возможностей фирмы … … … … … … … 4
1.1 Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия … … … 7
2. Конкурентоспособность белорусских предприятий в современных условиях … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
Основные направления повышения конкурентных возможностей белорусских предприятий … … … … … … … … … … … … … … … …17
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 22
Список литературы … … … … … …
4. Рентабельность продаж. Рентабельность – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени, который отождествляется с коммерческой эффективностью товарного производства.
С нашей точки зрения, рентабельность продаж представляет собой комплексную характеристику удельной прибыльности на один рубль затрат по производству конкретного вида продукции.
В общем виде этот показатель (Rk) можно рассчитать по следующей формуле:
, (14)
где, Р – отпускная цена предприятия; S – себестоимость единицы продукции.
5. Имидж (марочный капитал) предприятия. По мнению С.Н. Черногорцева, ориентация на завоевание все новых рынков, удовлетворение запросов покупателей посредством дифференциации продукта побуждает фирмы к стремлению в максимально возможной мере отвечать потребительским предпочтениям, а также к работе над упрощением процесса информирования потребителей об усложняющихся свойствах и параметрах изготавливаемой продукции. Посредством рекламной активности фирм торговая марка (название, под которым фирма рекламирует и продает свою продукцию), как один из инструментов маркетинга, способствует распространению сведений о качестве продукта, сокращая дистанцию между производителем и потребителем. В условиях растущей конкуренции покупатель заинтересован в расширении своей информированности о качестве продукта.
В практике стран с развитой рыночной экономикой объединение различных форм проявления маркировки (торговой марки) получило название брэнда, который включает также и дизайн, и качество, и свойства товара, и упаковку. Будучи средствами дифференциации товаров, брэнды дают своим владельцам возможность занять монопольное положение на товарном рынке, что обусловливает получение относительного большего дохода на единицу продукции.
Исследования, выполненные Г. Фоксолом (Великобритания), Р. Голдсмитом (США) и С. Брауном (Ирландия), подтвердили существование на устойчивом рынке (показатели сбыта стабильны и имеют тенденцию к небольшому ежегодному росту) закономерностей, основанных на утверждении, что намерения потребителей совершить покупку любой из ранее приобретавшихся ими марок тесно связаны с будущим покупательским поведением. То есть потребитель, удовлетворенный использованием конкретной марки, вероятно, востребует ее вновь, и, весьма вероятно, последуют «текущие» покупки этой марки. Намерения покупателей являются функцией прошлого опыта и его последствий, что можно оценить следующим образом:
Брэнд «Сделано в Беларуси» широко известен в мире еще с 1960-х годов. Уже в то время наши тракторы и грузовые автомобили поставлялись не только в республики Советского Союза, социалистические и народные республики, но и экспортировались в капиталистические страны.
К настоящему времени экспортный потенциал Беларуси существенно укрепился. Только с 1995 года объем национального экспорта увеличился более чем в 4 раза и на протяжении последних лет составляет более половины валового внутреннего продукта республики.
Сегодня Беларусь торгует со 171 страной мира, поставляя свои товары на рынки 152 государств. При этом по отношению к 1995 году объем экспорта Беларуси в «третьи» страны (вне СНГ) увеличился более чем в 6 раз. Сейчас на их долю приходится 53,7%, в том числе доля стран Евросоюза составляет 43,2%. Среди стран СНГ основными потребителями белорусской продукции являются Россия, Украина и Казахстан.
Эти
данные являются подтверждением открытости
нашей экономики, а также демонстрируют
высокий уровень
В
последнее десятилетие
Важнейшим потребителем продукции белорусских предприятий была и остается Россия. Промышленные комплексы наших стран по-прежнему взаимосвязаны и дополняют друг друга. С 1995 года экспорт Беларуси в Россию увеличился более чем в 3 раза и занимает доминирующее положение в его общем объеме – почти 40%.
Реализация
стратегии продвижения
В этом направлении мы активно продвигаемся дальше. Недавний пример – договоренности об увеличении в 2 раза поставок белорусской продукции в Иркутскую область, достигнутые в ходе поездки Премьер-министра Республики Беларусь С.С. Сидорского. Это – дорожно-строительная и лесозаготовительная техника, большегрузные автомобили, тракторы, племенная продукция и семена белорусской селекции, мясомолочная продукция, отдельные блоки и узлы специальной техники.
Наиболее
конкурентоспособными отраслями нашей
экономики являются химическая и
нефтехимическая
Многие
белорусские предприятия в
Белорусский металлургический завод, продукция которого (литые заготовки, арматура и проволока) уже поставляется более чем в 50 стран мира, а экспорт превышает 85% объема производства, в 2007 году освоил новое уникальное производство инновационной продукции – бесшовных горячекатаных труб. В июле текущего года был введен в эксплуатацию трубопрокатный комплекс мощностью 250 тыс. т труб в год, а в августе трубы уже были отгружены в Польшу. К середине ноября завод выпустил порядка 2,5 тыс. т труб. В настоящее время продолжается сертификация продукции завода, с тем чтобы в следующем году поставки бесшовных горячекатаных труб начались в страны Евросоюза, Азии и США. Параллельно с освоением трубопрокатных мощностей ведется наладка оборудования по изготовлению соединительных муфт и нанесению специальной резьбы на трубы, предназначенные для нефтяной промышленности. Это увеличит добавленную стоимость конечной продукции завода и позволит на 15–20% повысить цену экспортируемой уникальной продукции.
Сегодня производственному объединению «Белорусский автомобильный завод» принадлежит 30% мирового рынка большегрузных автомобилей, которые поставляются более чем в 50 стран мира. Новой продукцией объединения являются карьерные самосвалы грузоподъемностью 220 т, предназначенные для перевозки горной массы и сыпучих грузов на открытых разработках полезных ископаемых в различных климатических условиях. В настоящее время уже проходит испытания карьерный самосвал грузоподъемностью 320 т. Соотношение «цена – качество» позволяет объединению успешно продвигать свою продукцию на мировом рынке, так как белорусские автомобили на треть дешевле, чем других производителей.
Минский автомобильный завод продолжает активно осваивать производство новых образцов грузовой и пассажирской автомобильной техники, не имеющей аналогов в СНГ. Примером выхода на новый рынок в сегменте тяжелых самосвалов является МАЗ–6516А8 грузоподъемностью до 32 т, на котором установлен двигатель экологического стандарта «Евро-3» мощностью 400 л.с. Новый магистральный автопоезд с комфортабельной кабиной для водителя в составе седельного тягача МАЗ-5440А9 и полуприцепа МАЗ-975830 предназначен для международных грузовых перевозок. В этом году освоено производство новых моделей туристических и экскурсионных автобусов.
В настоящее время в мире насчитывается более 100 производителей тракторов. Десять стран обеспечивают 96% от общего объема мирового рынка сбыта этой техники. Беларусь входит в их число, сохраняя на протяжении ряда лет долю в 8–10% от мирового рынка колесных тракторов, а на венгерском рынке, в частности, белорусские тракторы составляют 50%.
При этом сегодня Беларусь производит почти 80% от общего выпуска тракторов среди государств СНГ и является основным их экспортером в эти страны. В 2006 году в республике было произведено 49,2 тыс. тракторов – производство увеличилось на 18,4%, а экспорт возрос на 22,5% и достиг 43,5 тыс. За девять месяцев 2007 года уже выпущено 43,6 тыс. тракторов.
Выпуская широчайший технологический ряд тракторов, в том числе энергонасыщенных, мощностью 210 и 265 л.с., Минский тракторный завод уже осуществляет опытное производство сверхмощного трактора «Беларус» мощностью 450 л.с., аналогов которому нет в странах СНГ. При этом завод умело рекламирует белорусские тракторы – только в этом году он представил свою продукцию на 27 международных выставках. В текущем году на МТЗ собран опытный образец трактора мощностью 280 л.с. с двигателем, отвечающим требованиям экологических параметров «Tier 2». Активно ведутся работы по оснащению белорусских тракторов двигателями Минского моторного завода, соответствующими требованиям «Tier 3», серийный выпуск которых начат в ноябре нынешнего года.
В середине 2007 года Минский моторный завод изготовил первый образец автомобильного двигателя, в том числе для белорусских грузовиков и автобусов, стандарта «Евро-4» с минимальными выбросами загрязнений в атмосферу, который должен поступить в серийное производство в 2009 году. Наши российские конкуренты из г. Ярославля пока только разрабатывают подобную модель.
Производственное объединение «Гомсельмаш» является крупнейшим производителем зерновой и кормоуборочной техники марки «Полесье». Значительным спросом у россиян пользуется универсальный кормоуборочный комплекс, который позволяет убирать как травы, так зерно и кукурузу. Не имеют аналогов в СНГ зерноуборочный комбайн «Полесье-1218» для уборки полей с урожайностью зерна свыше 60 ц с га, а также сверхмощный кормоуборочный комплекс «Полесье-800» с двигателем в 350 л. с. для уборки высокоурожайных кукурузных полей. Основной объем продаж своей продукции (около 80%) «Гомсельмаш» осуществляет через дилерскую сеть из 70 центров. Объединение создало в г. Брянске совместное предприятие с участием российских партнеров, куда по взаимной договоренности сторон было перебазировано производство хорошо зарекомендовавшего себя самоходного кормоуборочного комбайна КСК-100А. Этот опыт объединение использует, создавая аналогичное предприятие в Аргентине. В настоящее время «Гомсельмаш» выходит на более высокий уровень продвижения своей продукции в регионы России. По всей территории Российской Федерации объединение создает торговые дома (в Ставропольском крае, Новосибирской области, Приволжском и Центральном федеральных округах), которые будут координировать работу сразу нескольких дилерских центров, предоставляя покупателям весь комплекс сервисных и маркетинговых услуг.
Продукция «Беларуськалия», являющегося крупнейшим в мире производителем минеральных калийных удобрений, долгие годы поставлялась в 60 стран мира с привлечением множества посредников, «накручивающих» конечную экспортную цену. С апреля 2005 г. интересы Беларуси в этом сегменте мирового рынка представляет созданное по распоряжению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко (с участием России) совместное предприятие – ЗАО «Белорусская калийная компания». Реализация эффективной ценовой политики позволила компании добиться успеха на ключевых рынках сбыта этой продукции в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, а также за два года повысить цену продажи и существенно увеличить приток валюты. Например, для Бразилии с января по август 2007 года цена одной тонны калийных удобрений повысилась на 100 долларов США. С сентября т. г. компания поставляет удобрения в Китай, Индию и Бразилию уже по новым ценам – 330 и 305 долларов США за тонну. В настоящее время прорабатываются наиболее экономичные транспортно-логистические схемы внешних поставок калийных удобрений.
В
последние годы на мировом рынке
восстанавливается
конкурентоспособность
белорусских продуктов
питания. Сальдо внешней торговли продовольственными
товарами республики характеризуется
ростом его положительной величины (за
январь–август 2007 г. – в 3,4 раза). Существенно
увеличиваются экспортные поставки молочной
продукции – молока и сливок (сгущенных
и сухих), сыров и творога. Например, в текущем
году Волковысское ОАО «Беллакт» начнет
отгрузку в Венесуэлу первых 200 т сухого
молока. Пищевая продукция 102 белорусских
предприятий соответствует принципам
международной системы
стандартов для пищевых
продуктов «НАССР», позволяющей выявить
на всех технологических стадиях опасные
факторы (микробиологические, токсикологические,
механические, физические) и исключить
их влияние.
Создание конкурентоспособной экономики – приоритетная задача развития нашей страны. Ее решение достигается через повышение конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей. Это требует проведения системной, целенаправленной работы органов государственного управления, субъектов хозяйствования всех форм собственности по следующим основным направлениям.
1. Техническое перевооружение и модернизация производств, внедрение новых и высоких технологий.
Информация о работе Оценка конкурентных возможностей предприятий