Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа
Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Сущность конкурентных возможностей фирмы … … … … … … … 4
1.1 Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия … … … 7
2. Конкурентоспособность белорусских предприятий в современных условиях … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
Основные направления повышения конкурентных возможностей белорусских предприятий … … … … … … … … … … … … … … … …17
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 22
Список литературы … … … … … …
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ»
(г. Солигорск)
МИДО
БНТУ
Контрольная
работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Оценка
конкурентных возможностей предприятий»
Выполнила:
Проверил:
г. Солигорск
2009г.
Содержание:
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
1.1 Комплексная оценка
2. Конкурентоспособность белорусских предприятий в современных условиях … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 22
Список
литературы … … … … … … … … … … …
… … … … … … … 23
Введение
Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.
Проблема
конкуренции и
Более распространенный и показательный критерий цена \ качество. Это очень похоже на наше бытовое представление, что за определенную цену мы можем рассчитывать на высокое качество товара. Например, если в деньгах ограничен, то естественно “высший класс” не получишь. Эта ситуация очень понятна и наглядна, и казалось бы объясняет ситуацию с “Газелью”. Но с другой стороны, разве других дешевых продуктов мало? Разве “Волга” намного дешевле и технически боле совершенна чем “Москвич”? Однако, у “Москвича” на рынке мы наблюдаем полный провал.
Пропорция между ценой и качеством очень сложна, особенно в отношении качества товара.
Качество
– это не просто многомерный показатель.
К потребителю он разными своими
сторонами поворачивается. Смешная
ситуация: коэффициенты, которые расставляли
эксперты, объективно не могли быть
объективными. Для одной группы потребителей
наиболее важными являются одни характеристики,
у другой группы – иная система
приоритетов. Степень многомерности
этой характеристики, как правило
недооценивалась.
Оценка отраслевой привлекательности и конкурентных возможностей фирмы на основе анализа цепочки ценностей, дает возможность определить позицию бизнеса в отрасли, а также определить ее реальное конкурентное преимущество, выражающееся в превышении среднеотраслевого уровня доходности.
Аналитическую концепцию воздействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы.
Модель
пяти сил (направлений) конкуренции
– это эффективный метод
Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности этого процесса в современных условиях?
Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм-потребителей ресурсов способствует расширению круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.
В условиях современной Белоруссии вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов или финансово-промышленных групп.
Конкурентная
сила покупателей возникает вследствие
того, что покупатели (торгово-посреднические
фирмы, предприятия-потребители инвестиционных
товаров, а также физические лица – конечные
покупатели потребительских товаров)
оказывают воздействия на фирмы-производители
во многих случаях стремятся углубить
дифференциацию производимой продукции
с тем, чтобы занять новые ниши на рынке
и снизить свою зависимость в первую очередь
от покупателей крупных партий товаров.
Модель
пяти сил (направлений) конкуренции:
Фирмы из других областей, предлагающие товары-заменители |
|
Поставщики экономических ресурсов | силы конкуренции возникают в результате контроля за условиями сделок со стороны поставщика |
Покупатели | силы конкуренции возникают в результате контроля за условиями сделок со стороны покупателя |
Соперничество между конкурирующими продавцами | силы конкуренции возникают в результате стремления соперников занять лучшую позицию на рынке и получить преимущества над конкурентами |
Потенциально новые на рынке фирмы | силы конкуренции возникают в результате попыток угрозы входа на рынок новых соперников |
Одним
из наиболее эффективных средств
усиления позиций фирм-производителей
в отношении покупателей
Конкурентная
сила фирм, производящих товары-заменители,
зависит прежде всего от соотношения
цен на изделия-оригиналы и товары-
Сила
соперничества между
Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с появлением новых видов товаров формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. В Белоруссии подобный характер конкуренции приобретает в тех пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированные на реальный платежеспособный спрос и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивный характер.
Все
основные направления укрепления конкурентных
позиций фирм находят отражение
при разработке ими долгосрочной
стратегии, которая в современных
российских условиях имеет ряд особенностей
по сравнению со стратегиями фирм,
функционирующих в условиях развитой
рыночной экономики. Во-первых, целевой
установкой фирм часто является не
только обеспечение устойчивой прибыли,
но и сохранение занятости, чтобы
избежать обострение социальной напряженности.
Во-вторых, резко повышенная степень
и специфический характер рисков
принимаемых решений, к которым
в первую очередь относятся частные
изменения в государственной
финансово-кредитной, налоговой, таможенной
политике, а также низкая платежеспособность
покупателей продукции фирмы, включая
государственные ведомства и
учреждения.
1.1
Комплексная оценка
конкурентоспособности
предприятия
Заинтересованность
предприятий в результатах
Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.
Информация о работе Оценка конкурентных возможностей предприятий