Оценка конкурентных возможностей предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Специфика проблемы конкуренции заключается в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.

Содержание

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …3
Сущность конкурентных возможностей фирмы … … … … … … … 4
1.1 Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия … … … 7
2. Конкурентоспособность белорусских предприятий в современных условиях … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
Основные направления повышения конкурентных возможностей белорусских предприятий … … … … … … … … … … … … … … … …17
Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 22
Список литературы … … … … … …

Работа содержит 1 файл

Контрольная менеджмент.docx

— 71.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ» 

(г. Солигорск) 

МИДО  БНТУ 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Оценка конкурентных возможностей предприятий» 
 

       
 

Выполнила:                                                                студентка 2 курса

                                                                                     специальность 1-25 01 07

                                                                                     шифр 417528/13

                                                                                     Маторина О.В.

                                                                                          
 

Проверил:                                                                   Мисников В.А. 
 
 
 
 

г. Солигорск

2009г.

Содержание:

Введение  … … … … … … … …  … … … … … … … …  … … … … … … …3

  1. Сущность конкурентных возможностей фирмы … … … … … … … 4

   1.1 Комплексная оценка конкурентоспособности  предприятия … … …  7

    2.   Конкурентоспособность белорусских предприятий в современных условиях   … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13

  1. Основные направления повышения конкурентных возможностей белорусских предприятий … … … … … … … … … … … … … … … …17

Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 22

Список  литературы  … … … … … … … … … … … … … … … … … … 23  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Специфика проблемы конкуренции заключается  в том, что на одном поле встречаются  фирмы самого разного типа. Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической западной экономической наукой, где  совершенная конкуренция, монополистическая  конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет  место олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально существует сообщество компаний.

    Проблема  конкуренции и конкурентоспособности  одна из стариннейших тем в экономической  теории. Еще Адам Смит говорил, что  невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет  на свои места, и люди стремящиеся  лишь удовлетворить свои собственные  интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. Радикальный  прорыв в этой области связан с  именем одного человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. Это профессор Гарварда и известнейший бизнес-консультант.

    Более распространенный и показательный  критерий цена \ качество. Это очень  похоже на наше бытовое представление, что за определенную цену мы можем  рассчитывать на высокое качество товара. Например, если в деньгах ограничен, то естественно “высший класс” не получишь. Эта ситуация очень  понятна и наглядна, и казалось бы объясняет ситуацию с “Газелью”. Но с другой стороны, разве других дешевых продуктов мало? Разве  “Волга” намного дешевле и  технически боле совершенна чем “Москвич”? Однако, у “Москвича” на рынке мы наблюдаем полный провал.

    Пропорция между ценой и качеством очень сложна, особенно в отношении качества товара.

    Качество  – это не просто многомерный показатель. К потребителю он разными своими сторонами поворачивается. Смешная  ситуация: коэффициенты, которые расставляли  эксперты, объективно не могли быть объективными. Для одной группы потребителей наиболее важными являются одни характеристики, у другой группы – иная система  приоритетов. Степень многомерности  этой характеристики, как правило  недооценивалась.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  конкурентных возможностей фирмы
 

    Оценка  отраслевой привлекательности и  конкурентных возможностей фирмы на основе анализа цепочки ценностей, дает возможность определить позицию  бизнеса в отрасли, а также  определить ее реальное конкурентное преимущество, выражающееся в превышении среднеотраслевого уровня доходности.

    Аналитическую концепцию воздействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы.

    Модель  пяти сил (направлений) конкуренции  – это эффективный метод анализа  основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта  модель дает возможность более целенаправленно  оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать  такой вариант долгосрочной стратегии  фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия  конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

    Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности этого  процесса в современных условиях?

    Конкурентная  сила поставщиков экономических  ресурсов  определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм-потребителей ресурсов способствует расширению круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.

    В условиях современной Белоруссии вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов или финансово-промышленных групп.

    Конкурентная  сила покупателей  возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия-потребители инвестиционных товаров, а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействия на фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров. 

    Модель  пяти сил (направлений) конкуренции: 

Фирмы из других областей, предлагающие товары-заменители
    силы конкуренции  возникают в результате попыток  аутсайдеров завоевать покупателей  своей продукции
   
Поставщики  экономических ресурсов силы конкуренции  возникают в результате контроля за условиями сделок со стороны поставщика
   
Покупатели силы конкуренции  возникают в результате контроля за условиями сделок со стороны покупателя
   
Соперничество между конкурирующими продавцами силы конкуренции  возникают в результате стремления соперников занять лучшую позицию на рынке и получить преимущества над  конкурентами
   
Потенциально  новые на рынке фирмы силы конкуренции  возникают в результате попыток  угрозы входа на рынок новых соперников
 

    Одним из наиболее эффективных средств  усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы  деятельности фирм за счет приобретения торгово-посреднических компаний или  установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и  конечными потребителями их продукции, то есть сбытовой сетью (каналами сбыта).

    Конкурентная  сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения  цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие  конкуренции со стороны товаров-заменителей  – это прежде всего улучшение  качества производимых изделий, поддержание  на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход  к использованию товаров-заменителей.

    Сила  соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в  наиболее концентрированном виде выявляет успехи и неудачи фирмы в обеспечении  дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами  приобретает специфические черты  в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный  и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новых технологий. Однако в Белоруссии конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно командной системы.

    Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с  появлением новых видов товаров формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. В Белоруссии подобный характер конкуренции приобретает в тех пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированные на реальный платежеспособный спрос и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивный характер.

    Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение  при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных  российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой  установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы  избежать обострение социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень  и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым  в первую очередь относятся частные  изменения в государственной  финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая  государственные ведомства и  учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1 Комплексная оценка  конкурентоспособности  предприятия 

    Заинтересованность  предприятий в результатах своей  деятельности усиливает необходимость  повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции, что требует  совершенствования работы всех служб  и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает  важнейшим фактором обеспечения  безопасности объекта, т.е. его выживания  в «суровых условиях действительности»  и его последующего эффективного развития.

    Целью разработки и построения модели конкурентоспособности  предприятия является правильное определение  конкурентной стратегии, согласованной  с условиями конкретной отрасли  промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Информация о работе Оценка конкурентных возможностей предприятий