Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:58, курсовая работа
ль данной работы изучить вопросы практической организации проведения сертификации макаронных изделий для развития производства качественных и безопасных продуктов питания.
Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.
ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:
1. Показатели назначения
характеризуют свойства
В эту группу входят:
а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);
б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);
в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);
г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.
2. Показатели надежности
характеризуют свойства
Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.
Долговечность – свойство
изделия сохранять
Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту.
Сохраняемость – свойство
изделий и продуктов сохранять
исправное и пригодное к
Например, показатели транспортабельности
характеризуют
3. Эргономические показатели
характеризуют систему «
Психофизиологические
характеризуют
Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.
Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.
4. Эстетические показатели
характеризуют информационную
5. Показатели технологичности
характеризуют свойства
Относительные показатели – это, например:
– коэффициент использования материалов
6. Показатели стандартизации
и унификации характеризуют
Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.
7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).
8. Экологические показатели
характеризуют уровень вредных
воздействий на окружающую
9. Показатели безопасности
характеризуют особенности
10. Экономические показатели
характеризуют затраты на
1.4 Классификация
и характеристика методов
Дифференциальный метод состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемого образца с одноименным базовым показателями. Если единичные относительные показатели больше или равны 1, то уровень качества изделия превышает базовый или соответствует ему. В противном случае качество изделия ниже базового. Относительные показатели качества (q).
Комплексный метод основан на сравнении комплексных показателей оцениваемого товара с комплексными базовыми показателями. Он включает следующие этапы:
1. Определение номенклатуры
показателей качества и
0-й уровень (качество предмета потребления);
1-й уровень (функциональные, эстетические, эргономические, социальные свойства);
2-й уровень (раскрытие
потребительских свойств
3-й уровень (группировка
потребительских свойств 2-го
уровня в группы по какому-
При построении иерархической схемы руководствуются следующими принципами:
- построение структурной схемы необходимо начинать с такого уровня, где находятся показатели, величина которых определяется объективными (физико-химическими) методами;
- число показателей, входящих в однородную группу, не должно превышать 5-7;
- число показателей, входящих в однородную группу на одном уровне, не должно резко отличаться.
2. Определение коэффициента весомости (m) методом последовательных сравнений по этапам:
- ранжирование показателей по их значимости;
- определение коэффициента весомости (m) показателя каждого ранга с помощью ряда чисел от 0 до 10, с интервалом 0,5;
- обсуждение полученных
коэффициентов весомости (т)
- нормирование полученных коэффициентов весомости (m).
Нормированный m определяется по формуле:
m* = (коэффициент весомости
каждого показателя)/(сумма
3. Усреднение нормированного коэффициента весомости М*
М* = (сумма всех коэффициентов весомости каждого показателя, входящего в показатель более высокого уровня)/(число экспертов в экспертной организации)
4. Оценка согласованности
мнений экспертов о
Vi = Si/mi ;
где Si — среднеквадратичное отклонение коэффициента весомости показателя качества;
mi - коэффициент весомости каждого показателя.
При Vi <0,1 — согласованность считается высокой;
При Vi = 0,11—0,15 - согласованность выше средней;
При Vi = 0,16-0,25 - согласованность средняя;
При Vi = 0,26—0,35 — согласованность
ниже средней и тогда проводят
повторное определение
Группа показателей назначения характеризует степень соответствия изделия его целевому назначению, а также свойства, определяющие основные функции, для выполнения которых изделие предназначено. Показатели назначения предопределяют и область применения данного изделия. Показатели назначения изделий, например, машиностроения и некоторых других отраслей характеризуют полезную работу, совершаемую изделием. При определении показателей назначения выбирают для анализа, сопоставления и других операций, обусловленных методом оценки уровня качества продукции, только наиболее (существенные, характеризующие важнейшие свойства продукции. Группа показателей назначения состоит из следующих подгрупп: классификационные, функциональные и технической эффективности, конструктивные, состава и структуры продукции.
Классификационные показатели - это показатели характеризуют принадлежность данной продукции к определенной классификационной группе, т.к. любая совокупность однородной продукции имеет свою классификацию.
Классификация (от лат. classic — разряд, группа) — это разделение множества объектов на подмножества по их сходству и (или) различию в соответствии с принятыми методами классификации.
В области классификации используют следующие основные термины и понятия:
система классификации — совокупность методов и правил классификации и их результат;
объект классификации — элемент классифицируемого множества;
признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которой проводится классификация;
классификационная группа — подмножество объектов, сформированное в результате классификации;
глубина классификации —- число ступеней (уровней) классификации;
ступень классификации
— этап классификации при
Классификация однородной продукции в процессе оценки качества ее представителей позволяет, во-первых, установить классификационную группу, в пределах которой возможно сопоставление оцениваемой продукции с другими аналогами. Во-вторых, классификация дает возможность сформулировать общие требования к качеству продукции отдельной группы. В-третьих, она служит основанием для определения групповой номенклатуры показателей качества. И, наконец, классификационные признаки группы продукции и оцениваемых ее представителей позволяют сформулировать, а затем обосновать и принять к осуществлению единые для данной группы продукции методы экспертизы качества.
На практике используют два основных вида классификации: фасетный (от фр. facette — грань отшлифованного камня) и иерархический (от греч. hierarchia — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему).
Фасетный метод представляет собой параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группы — фасеты. Фасеты как классификационные группы указывают на то, что подмножество объектов принадлежит к одной и той же группе, и объекты объединены по одному из присущих рм признаков (свойств). Так как каждая из фасет классификационной системы характеризует только одну из сторон классифицируемых объектов, то этот метод является наиболее простым, гибким и широко применяемым [2].
Иерархический метод
— это последовательное по своей
структуре разделение множества
объектов на соподчиненные
Примером иерархической классификации является классификация машин, а фасетной — классификация сталей.