Оценка качества макаронных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

ль данной работы изучить вопросы практической организации проведения сертификации макаронных изделий для развития производства качественных и безопасных продуктов питания.

Работа содержит 1 файл

оценка качества.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения  характеризуют свойства продукции,  определяющие основные функции,  для выполнения которых она  предназначена, и обуславливают область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные  показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной  группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских  решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава  и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности  характеризуют свойства безотказности,  долговечности, ремонтопригодности  и сохраняемости.

Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность  до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту.

Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять  исправное и пригодное к потреблению  состояние в течение установленного в технической документации срока  хранения и транспортирования, а  также после него [1].

Например, показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность  продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.).

3. Эргономические показатели  характеризуют систему «человек  – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

Психофизиологические  характеризуют приспособленность  изделия к органам чувств человека.

Психологические характеризуют  возможность восприятия и обработки  различной информации.

Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.

4. Эстетические показатели  характеризуют информационную выразительность,  рациональность формы, целостность  композиции, совершеннство производственного  исполнения, стабильность товарного  вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5. Показатели технологичности  характеризуют свойства продукции,  обусловливающие оптимальное распределение  затрат материалов, времени и  средств труда при технической  подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

Относительные показатели – это, например:

– коэффициент использования  материалов

6. Показатели стандартизации  и унификации характеризуют насыщенность  продукции стандартными, унифицированными  и оригинальными частями, а  также уровень унификации с  другими изделиями.

Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели  характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду,  возникающих при эксплуатации  или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых  в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели безопасности  характеризуют особенности продукции,  обусловливающие при ее эксплуатации  или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10. Экономические показатели  характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или  потребление продукции, учитываемые  в интегральном показателе качества  продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при  сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

 

 

 

1.4 Классификация  и характеристика методов оценки  уровня качества

Дифференциальный метод  состоит в сравнении единичных  показателей качества оцениваемого образца с одноименным базовым  показателями. Если единичные относительные показатели больше или равны 1, то уровень качества изделия превышает базовый или соответствует ему. В противном случае качество изделия ниже базового. Относительные показатели качества (q).

Комплексный метод основан  на сравнении комплексных показателей оцениваемого товара с комплексными базовыми показателями. Он включает следующие этапы:

1. Определение номенклатуры  показателей качества и построение  их иерархической схемы:

0-й уровень (качество  предмета потребления);

1-й уровень (функциональные, эстетические, эргономические, социальные свойства);

2-й уровень (раскрытие  потребительских свойств применительно  к данному товару);

3-й уровень (группировка  потребительских свойств 2-го  уровня в группы по какому-либо  признаку).

При построении иерархической схемы руководствуются следующими принципами:

- построение структурной  схемы необходимо начинать с  такого уровня, где находятся  показатели, величина которых определяется  объективными (физико-химическими)  методами;

- число показателей,  входящих в однородную группу, не должно превышать 5-7;

- число показателей,  входящих в однородную группу  на одном уровне, не должно  резко отличаться.

2. Определение коэффициента  весомости (m) методом последовательных  сравнений по этапам:

- ранжирование показателей по их значимости;

- определение коэффициента  весомости (m) показателя каждого  ранга с помощью ряда чисел  от 0 до 10, с интервалом 0,5;

- обсуждение полученных  коэффициентов весомости (т) экспертами  и принятие их во втором  туре экспертизы;

- нормирование полученных коэффициентов весомости (m).

Нормированный m определяется по формуле:

m* = (коэффициент весомости  каждого показателя)/(сумма всех  коэффициентов весомости каждого  показателя, входящего в показатель  более высокого уровня)

3. Усреднение нормированного коэффициента весомости М*

М* = (сумма всех коэффициентов  весомости каждого показателя, входящего  в показатель более высокого уровня)/(число  экспертов в экспертной организации)

4. Оценка согласованности  мнений экспертов о коэффициенте  весомости отдельных показателей с помощью коэффициента вариации (V)

Vi = Si/mi ;

где Si — среднеквадратичное отклонение коэффициента весомости  показателя качества;

mi - коэффициент весомости  каждого показателя.

При Vi <0,1 — согласованность  считается высокой;

При Vi = 0,11—0,15 - согласованность выше средней;

При Vi = 0,16-0,25 - согласованность  средняя;

При Vi = 0,26—0,35 — согласованность  ниже средней и тогда проводят повторное определение коэффициента весомости.

Группа показателей  назначения характеризует степень  соответствия изделия его целевому назначению, а также свойства, определяющие основные функции, для выполнения которых изделие предназначено. Показатели назначения предопределяют и область применения данного изделия. Показатели назначения изделий, например, машиностроения и некоторых других отраслей характеризуют полезную работу, совершаемую изделием. При определении показателей назначения выбирают для анализа, сопоставления и других операций, обусловленных методом оценки уровня качества продукции, только наиболее (существенные, характеризующие важнейшие свойства продукции. Группа показателей назначения состоит из следующих подгрупп: классификационные, функциональные и технической эффективности, конструктивные, состава и структуры  продукции.

Классификационные показатели - это показатели характеризуют принадлежность данной продукции к определенной классификационной группе, т.к. любая совокупность однородной продукции имеет свою классификацию.

Классификация (от лат. classic — разряд, группа) — это разделение множества объектов на подмножества по их сходству и (или) различию в соответствии с принятыми методами классификации.

В области классификации  используют следующие основные термины  и понятия:

система классификации  — совокупность методов и правил классификации и их результат;

объект классификации  — элемент классифицируемого  множества;

признак классификации  — свойство или характеристика объекта, по которой проводится классификация;

классификационная группа — подмножество объектов, сформированное в результате классификации;

глубина классификации  —- число ступеней (уровней) классификации;

ступень классификации  — этап классификации при иерархическом  методе, в результате которого получается совокупность классификационных групп.

Классификация однородной продукции в процессе оценки качества ее представителей позволяет, во-первых, установить классификационную группу, в пределах которой возможно сопоставление оцениваемой продукции с другими аналогами. Во-вторых, классификация дает возможность сформулировать общие требования к качеству продукции отдельной группы. В-третьих, она служит основанием для определения групповой номенклатуры показателей качества. И, наконец, классификационные признаки группы продукции и оцениваемых ее представителей позволяют сформулировать, а затем обосновать и принять к осуществлению единые для данной группы продукции методы экспертизы качества.

На практике используют два основных вида классификации: фасетный (от фр. facette — грань отшлифованного камня) и иерархический (от греч. hierarchia — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему).

Фасетный метод представляет собой параллельное разделение множества  объектов на независимые классификационные  группы — фасеты. Фасеты как классификационные  группы указывают на то, что подмножество объектов принадлежит к одной и той же группе, и объекты объединены по одному из присущих рм признаков (свойств). Так как каждая из фасет классификационной системы характеризует только одну из сторон классифицируемых объектов, то этот метод является наиболее простым, гибким и широко применяемым [2].

Иерархический метод  — это последовательное по своей  структуре разделение множества  объектов на соподчиненные классификационные  группы. При иерархическом методе каждая последующая ступень классификации  конкретизирует признак вышестоящей ступени. Достоинства этого метода состоят в стройности получаемой системы классификации, в комплексности и всесторонности учета характеристик объектов классификации. Иерархическая система классификации обычно многоступенчата и сложна.

Примером иерархической  классификации является классификация  машин, а фасетной — классификация  сталей.

Информация о работе Оценка качества макаронных изделий