Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:01, курсовая работа
Проблема оценки эффективности инновационных проектов постоянно находилась и будет находиться в центре внимания ученых – инноваторов и руководителей - практиков различных уровней и рангов. За последние десятилетия было издано большое число научных работ, посвященных данной теме, разработано множество разнообразных вариантов принципов и инвестирование методов управления инновационными проектами.
Введение...........................................................................................................
I. Основные принципы оценки инновационных проектов..........................
II. Научно-техническая эффективность........................................................
III. Социальная эффективность.............................................................................
IV. Экономическая эффективность
4.1 Простые методы оценки экономической эффективности.....................
4.2 Концепция дисконтирования...........................................................................
Заключение....................................................................................................
Список использованной литературы...........................
Г.А. Лахтин попытался
исследовать связь между
AQ <AI*T,
где AQ – прирост
производительности труда в
AI – прирост информации;
T – фактор интенсивности,
характеризующий движение
Однако измерять прирост информации количественно практически не представляется возможным, поскольку измерение научной продукции по количеству идей вряд ли возможно. Г.А. Лахтин, понимая трудности реализации на практике предложенной им формулы, пишет: «Когда нельзя измерить количество исследовательской продукции, полученной в результате работы, можно попытаться дать оценку хотя бы тому, выполнена она или нет». Но такой подход предполагает уже качественную оценку, т.е. выявление научного эффекта как результата научного труда посредством сочетания этих видов оценок. При этом научный эффект отражает возможность удовлетворения потребностей в новой информации и многократного ее применения, а также выявляет степень удовлетворения потребностей (свойство качества созданной информации). Происходящий в мировой практике процесс усложнения и удорожания технических проектов, вызывающий необходимость постоянного увеличения средств на развитие научных исследований и реализацию нововведений, все в большей мере повышает значимость проблемы определения степени риска при достижении новых результатов. Необходимость концентрации ресурсов для осуществления нововведений требует анализа большого объема информации при решении вопроса о вложении средств. Ибо неудача может привести к тяжелым последствиям для финансирующей организации. Этим вызвано стремление производственных систем к эволюционному процессу совершенствования технической базы путем реализации мелких изобретений, а не за счет крупных научных идей, открытий и принципиально новых изобретений. Естественно, что такой путь позволяет уменьшить риск, но не обеспечивает динамичное научно-техническое развитие. С точки зрения заказчика, определяющим фактором является совокупный риск, представленный суммой технического и коммерческого рисков. Исполнитель НИОКР должен оценивать обе составляющие риска отдельно для того, чтобы четко представлять, какую часть он принимает полностью на себя, а какую предполагает разделить с заказчиком. Величина технического риска определяется исходя из оценки имеющегося на начало выполнения НИОКР научно-технического задела. Наличие результатов ранее проведенных ФИ и ПИ, изобретений, лабораторных образцов в значительной мере повышает вероятность того, что будут успешно преодолены технические проблемы
Наибольшие научный
и научно-технический эффекты
дают те научные идеи, которые
воплощаются в других идеях,
и те научно-технические
Подходы, основанные
на количественных подсчетах
статей, патентов не имеют выхода
на качественные аспекты
1. Каждому научному результату
присваивается определенный
2. При наличии нескольких
критериев каждому критерию
3. При проведении оценки
научной результативности
В качестве примера подобного подхода к оценке значимости научных исследований можно привести методику оценки научного эффекта, разработанного В.С. Либенсоном. Им была предложена шкала с пятью характеристиками класса научной информации. Каждый класс оценивался баллом – от 1 за описание отдельных элементарных факторов до 5 за работу в области законов теорий – и пятью показателями степени новизны (разработка новой теории оценивается в 10000 баллов). Таким образом, осуществлена попытка выявить научный эффект путем перемножения баллов класса научной информации на баллы степени новизны. При работе в области элементарных наблюдений научный эффект оказывается равным 1(1*1), при высоком классе научной информации – осуществлении деятельности в области познания новых теорий – результат научного эффекта может достигнуть 50 000 (5*10 000).
Например, А.С. Запаснюк важнейшими признаками научно-технического эффекта считает уровень новизны, теоретический уровень и возможность реализации. Он принципиально новый уровень новизны разработки оценивает в 8-10 баллов, а традиционный - в 1 балл. Для оценки результатов ФИ и ПИ это правильно, но при оценке результата ОКР подобное утверждение может дезориентировать разработчика. Стремясь повысить коэффициент научно-технического эффекта, он будет пытаться увеличивать новизну деталей любой ценой.
Несколько более точные
признаки научно-технического
Практический интерес
представляют разработанные К.
Следует, однако, отметить недостатки, присущие балльно - экспертным методам:
1. Концентрация научных исследований в нескольких ведущих учреждениях делает затруднительным проведение квалифицированной экспертизы;
2. Система способствует консерватизму в сфере научных исследований, отдавая предпочтение ученым и организациям с уже сложившемся именем в ущерб молодым ученым, новым организациям;
3. Система требует больших финансовых и временных затрат квалифицированных специалистов.
Тем не менее балльно - экспертный метод оценки значимости научных исследований является на сегодня основным при решении вопросов финансирования и поддержки научно-технических разработок как на государственном уровне, так и на уровне конкретной фирмы. В научной литературе обсуждаются предложения по совершенствованию экспертных методов оценки, включая предложения по привлечению ученых из смежных областей и других стран, организация дискуссий между рецензентами и рецензируемыми, определению системы используемых критериев оценки научных исследований. Главным итогом обсуждений явился вывод о необходимости использования количественных показателей для оценки уровня эффективности проводимых научных исследований.
III. Социальная эффективность
Оценка социальных
последствий научно-
- Качественно новый уровень жизни населения в результате роста продуктивности и эффективности общественного производства, совершенствования бытовой предметной среды обитания городского и сельского населения;
- Качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, достижение высокой конкурентоспособности продукции, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в направлении разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;
- Преодоление технического отставания страны;
- Элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате коренной перестройки и переоснащения системы здравоохранения, сферы отдыха и досуга.
С другой стороны,
многие проявления социального
эффекта трудно или невозможно
измерить, ограничиваясь лишь
1. Изменение количества рабочих мест в регионе;
2. Улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
3. Изменение условий труда работников;
4. Изменение структуры производственного персонала;
5. Изменение надежности снабжения населения регионов отдельными товарами (топливом и энергией – для проектов в топливно-энергетическом секторе, продовольствием – для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.);
6. Изменение уровня здоровья работников и населения;
7. Экономия свободного времени населения.
Однако следует признать,
что основным методом оценки
социальной эффективности
1. Индивидуальная и (или) коллективная экспертиза с привлечением квалифицированных специалистов различных сфер деятельности;
2. Социологические опросы работников и населения;
3. Всенародные референдумы, проводимые по проектам, затрагивающим интересы различных слоев общества или региона.
IV. Экономическая эффективность
4.1 Простые методы оценки экономической эффективности
Экономический эффект
характеризуется прибыльностью,
Простые методы оценки
экономической эффективности
Метод определения
простого срока окупаемости (
Информация о работе Оценка экономической эффективности инновационных проектов