Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение важнейших аспектов проблемы организации кадровой политики в школе и повышения её эффективности.
Задачами, стоящими перед работой, являются:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме кадровой политики.
2. Рассмотреть структуру кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга».
3. Проанализировать состояние кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга».
4. Определить мероприятия по повышению эффективности кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга».
Введение 3
Глава I. Теоретические основы кадровой политики 5
1.1. Понятие кадровой политики 5
1.2. Система разработки кадровой политики 9
Глава II. Признаки эффективности кадровой политики 14
2.1. Критерии эффективности кадровой политики 14
2.2. Особенности построения кадровой политики в образовательном учреждении 21
Глава III. Анализ эффективности кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 23
3.1. Краткая характеристика МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 23
3.2. Оценка существующей кадровой политики в МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 26
3.3. Мероприятия по совершенствованию кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Педагоги школы – постоянные участники и победители различных конкурсов профессионального мастерства: Областного конкурса «Сердце отдаю детям», Межрегионального конкурса «Волжский проспект», Областного и Всероссийского конкурса авторских образовательных программ, Городской и Областной методических выставок, конкурса «Лидер Самарского образования», Международного конкурса «Музыкальное исполнительство и педагогика» и др.
ДШИ №8 «Радуга» реализует широкий спектр дополнительных образовательных услуг художественного образования, развивающих мотивацию личности к творчеству (29 программ по 6 направлениям художественного творчества). За последние три года открыты новые специализации: основы компьютерной графики и дизайна, декоративно-прикладное искусство, батик, керамика.
Таким образом, ДШИ №8 «Радуга» в результате определенного развития пришла к модели отделений с определенным контингентом учащихся на каждом из них. Сложившаяся система позволяет индивидуально и комплексно работать над всесторонним развитием каждого нашего воспитанника, так как учащиеся имеют возможность обучения одновременно на 2-х или 3-х отделениях. Школа предлагает несколько моделей разноуровневой подготовки, способствующих наиболее полному удовлетворению интересов детей и подростков.
ДШИ №8 работает в тесном сотрудничестве с преподавателями вузов, таких как СГПУ, СГАКИ и других учебных заведений: СМУ, СХУ. Творческое сотрудничество с этими учебными учреждениями значительно способствует достижению общих целей в художественно-эстетическом воспитании детей. Результатом работы является воспитание многогранной творческой личности, способной выйти за рамки узкоисполнительской деятельности, имеющей возможность применить на практике самые разнообразные знания, умения и навыки, необходимые для жизненного самоопределения и выбора профессии.
Школа является организатором многих мероприятий для жителей микрорайона, района, города; проводит семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, открытые уроки для педагогов города и родителей воспитанников. Несколько лет на базе отделения народной культуры работает городской методический центр.
В рамках воспитания патриотизма и уважения к старшему поколению, учащиеся Школы регулярно выступают в концертах, посвященных ветеранам и участниками войны и труда, на вечерах, посвященных Дню пожилого человека, Дню победы и т.п. За активную просветительскую деятельность школа отмечена многочисленными Дипломами, грамотами, благодарственными письмами администраций района, города, Департамента образования.
Сфера
образования, как и любая другая
отрасль народного хозяйства, в
состоянии нормально
Решающая роль в развитии образования принадлежит педагогическим работникам. Именно на долю их квалифицированного интеллектуального труда приходится преобладающая масса работы с обучающимися.
Отрасль
образования – единственная сфера,
которая готовит
Для полного анализа кадровой политики любого предприятия необходимо выделить критерии оценки. Для оценки кадровой политики МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга» были использованы следующие критерии:
1. Количественные и качественные характеристики состава персонала:
- соотношение ученик / педагог;
- соотношение
приезжих и местных
- соотношение работников, имеющих высшее, средне-специальное и среднее образование;
- коэффициент выбытия кадров (Кв.к.);
- коэффициент приема кадров (Кп.к.);
- коэффициент стабильности кадров (Кс.к.);
2. Уровень текучести кадров;
3. Гибкость проводимой политики;
4.
Степень учета интересов
1. Количественные и качественные характеристики состава персонала:
В
составе работников учреждений и
органов образования можно
Рассмотрев штатное расписание, можно сделать вывод, что штат укомплектован полностью. Соотношение ученик / педагог составляет 8:1. Это отношение выигрышно для учащихся, но влечет большие расходы на оплату столь обширного штата педагогов. Хотя, у большого числа педагогов педагогическая нагрузка выше нормы.
Соотношение местных и приезжих сотрудников составляет 1:0, то есть все сотрудники проживают в городе Самара.
Качественный состав сотрудников представлен в таблице.
Таблица 1
Качественный состав сотрудников МОУ ДОД ДШИ №8 «Радуга»
Уровень образования | Административный персонал | Педагогический персонал | Учебно-вспомогательный персонал | Обслуживающий персонал | Всего |
Высшее образование | 5 | 115 | 3 | 1 | 124 |
Средне-специальное образование | 5 | 1 | 6 | ||
Среднее образование | 1 | 7 | 8 | ||
Всего | 6 | 120 | 4 | 8 | 138 |
Высшее образование имеет в основном административный, педагогический и учебно-вспомогательный персонал, среднее – обслуживающий персонал. Что весьма закономерно, т.к. уровень выполняемой работы предъявляет свои требования к качеству образования сотрудников. Работа управляющего персонала отличается, главный образом, по сложности, по наличию ответственности в принятии решений, по масштабам, и по многим другим характеристикам.
Кадровую политику любого предприятия можно оценить, используя показатели эффективности работы с кадрами. Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью следующих коэффициентов.
Коэффициент выбытия кадров Кв.к. определяется отношением количества работников, уволенных по всем причинам за данный период Ру.в. к средней численности работников за тот же период Р.
Коэффициент приема кадров Кп.к. определяется отношением количества работников, принятых на работу за данный период Рп.к. и среднесписочной численностью работников за тот же период Р.
Коэффициент стабильности кадров Кс.к. рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях.
где Ру.в. – численность работников уволившихся с предприятия по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины за отчетный период;
Р – среднесписочная численность работающих на данном предприятии в период, предшествующий отчетному;
Рп. – численность вновь принятых за отчетный период работников.
Коэффициент стабильности составил 97,9%, в расчет брались следующие данные:
Ру.в. – 3 человека;
Р – 138 человек;
Рп. – 5 человек.
Данный
коэффициент говорит о
2. Уровень текучести кадров
Уровень текучести кадров – один из самых показательных критериев кадровой политики предприятия. Конечно, текучесть кадров можно рассматривать и как положительное явление, и как отрицательное. Во-первых, расширяются возможности работника, и увеличивается его способность к адаптации. Во-вторых, коллектив предприятия «освежается», происходит приток новых людей, а, следовательно, новых идей.
Уровень текучести кадров рассчитывается из данных на 1.01.2010 года, для расчета взяты данные по сотрудникам, работающих на предприятии согласно штатному расписанию.
Уровень текучести кадров (ТК) оценивается соотношением числа работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию или по инициативе администрации (Рт.к), и среднесписочного числа работников (Рс.с). На крупных фирмах такое соотношение может быть определено для предприятия в целом и для отдельных категорий работников в частности:
Для того чтобы выявить, в какой части возможно сокращение текучести кадров, следует располагать полной и своевременной информацией о мотивах увольнений работников. Для выявления структуры мотивов увольнений используется анкетный опрос.
Предупреждение реальных увольнений работников должно основываться не только на анализе мотивов уже состоявшихся увольнений, но и на данных о мотивации потенциальной текучести – готовность работников к смене места работы. Такой подход соответствует принципам опережающего управления. Только зная факторы готовности работника к уходу с предприятия, можно определить, чем вызвано его неудовлетворение местом работы и как снизить степень этой неудовлетворенности, предотвратив тем самым увольнение.
Таким образом, основой управления персоналом является установление закономерностей процесса текучести кадров. Знание этих закономерностей дает возможность определить наиболее эффективные управленческие воздействия.
Применив описанную выше формулу, показатель текучести кадров ДШИ №8 «Радуга» за 2010 год составил – 2%. Это довольно оптимальный показатель.
Предположив, что внутренняя и внешняя среда предприятия, не претерпит больших изменений в 2011 году, можно спрогнозировать, что уровень текучести не превысит отметку в 5%.
Проанализировав
приказы об увольнении за 2010 г., можно
сделать вывод о том, что основной
причиной увольнения является – собственное
желание (п. 3 ст. 77 ТК РФ) – 3 человека.
3. Гибкость проводимой политики
Гибкость кадровой политики оценивалась, исходя из ее характеристик – стабильности или динамичности. Способна ли кадровая политика динамично перестраиваться под воздействием меняющихся условий и обстоятельств.
Проанализировав методы и принципы ведения кадровой политики ДШИ №8 «Радуга» можно предположить, что как кадровая политика в школе ведется по плану. Хотя, кадровая работа строится преимущественно без учета длительной перспективы и соответствующих прогнозов.
Состав кадров ДШИ №8 «Радуга» довольно стабилен. Что наглядно видно из расчета показателя (коэффициента) стабильности кадров. Он составил 97,9%.
Одним
из достоинств кадровой политики школы
– является ее относительно верный
подход к набору, подготовке и вербовке
кадров. Подбором кадров занимается директор
школы. В идеале, работу по подбору персонала
должен осуществлять отдел кадров (но
данные штатные единицы в школе не предусмотрены).
Организовывать анкетирования,
собеседования, и представлять наиболее
достойных кандидатов на вакансию непосредственно
комиссии состоящей из директора, его
заместителей, заведующих отделениями,
на вакансию которого претендует кандидат.
Информация о работе Оценка эффективности кадровой политики организации