Оценка инновационной деятельности машиностроительных предприятий Воронежской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:03, дипломная работа

Описание работы

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Центральный округ, и в частности Воронежская область, имеющие достаточно высокий инновационный потенциал и наметившиеся тенденции в повышении уровня инновационной деятельности, продолжают сохранять довольно низкий уровень активности в данном направлении. Одной из главных причин является недостаток собственных средств и недостатки в системе финансирования и стимулирования;
- наибольшее развитие инновационная деятельность получила в ОАО «Рудгормаш», ЗАО «ВЭКС», ФГУП «ВМЗ», ОАО «Воронежсельмаш», осуществляющих финансирование за счет собственных средств или с привлечением кредитов банков. Однако это наиболее крупные машиностроительные предприятия, имеющие стабильное финансовое положение. Для развития инновационной активности другим предприятиям, как правило, одним из главных ограничительных факторов выступает недостаток собственного капитала и невозможность получить банковские кредиты. Однако для развития машиностроения, повышения его конкурентоспособности требуется развитие инновационной активности и на предприятиях, имеющих перспективы развития. Этому должно способствовать развитие различных форм финансовой поддержки данного направления деятельности.

Работа содержит 1 файл

инновац.ВОдиплом.doc

— 756.00 Кб (Скачать)

Таким образом, Центральный округ, и в частности Воронежская область, имеющие достаточно высокий инновационный потенциал и наметившиеся до кризиса тенденции в повышении уровня инновационной деятельности, в настоящее время в результате кризиса оказались на довольно низком уровне активности в данном направлении, даже не достигают уровня 1997г. Способствовать улучшению данного направления развития должно выполнение Стратегия развития науки и инновации на период до 2015 г.

2 Анализ инвестирования  инновационной деятельности предприятий машиностроения

Машиностроение Воронежской  области включает 70 крупных и  средних предприятий, представляющий авиастроительную, металлообрабатывающую, автомобилестроительную промышленность, а также транспортное, нефтяное и газовое, сельскохозяйственное машиностроение, производство дизелей и дизель-генераторов. Экономические и структурные изменения последних пяти лет привели к возникновению принципиально новых для российских предприятий условий хозяйствования, требующих проведения серьезных внутренних реформ, в том числе структурных.

В структуре промышленного  производства Воронежской области  наибольший удельный вес принадлежит  топливно-энергетическому комплексу - свыше 55 %, машиностроению - свыше 16%, химической и нефтехимической промышленности - свыше 10%.

Таблица 4

Динамика производства на предприятиях машиностроения Воронежской  области

Наименование 

показателя

2007 г.

2008 г. 

2009 г. 

Объем

производства

Темпы роста по сравнению  с 2005г, %

Объем

производства

Темпы роста по сравнению с 2006г, %

Объем

производства

Темпы роста по сравнению  с 2007г, %

1

2

3

4

5

6

7

Объем товарного производства на предприятиях машиностроения и металлообработки, млн. руб.

29070

114, 9

33837

107, 1

39128

109

Экскаваторы, шт.

184

106, 9

197

107, 1

207

105, 1

Электродвигатели малой  мощности, шт.

33000

110, 0

36000

109, 1

37500

104, 2

Буровой станок, шт.

300

120, 0

305

101, 7

320

104, 9

Прицепы и полуприцепы  тракторные, шт.

435

101, 2

440

101, 1

450

102, 3

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи щелочные, тыс. амперчасов

60000

101, 1

60000

100, 0

60000

100, 0

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи свинцовые автомобильные, шт.

535000

100, 9

540000

100, 9

540000

100, 0

Фотосепаратор и сепаратор, шт.

3000

120, 0

3500

116, 7

4000

114, 3


 

Рост промышленного производства обусловлен рядом причин. В результате августовского кризиса 1998 года создались благоприятные условия для промышленных предприятий, производящих продукцию на экспорт, что привело к увеличению объемов экспорта. Сработал эффект импортозамещения в результате сокращения импорта и освобождения внутреннего рынка для отечественных товаропроизводителей, что привело к значительному росту выпуска продукции производственного назначения и товаров народного потребления. Наметился рост объемов инвестиций в промышленность, что способствовало началу процесса технического перевооружения и росту промышленного производства.

Несмотря на достигнутый рост промышленного  производства в целом и в отдельных  отраслях, в развитии промышленности имеются негативные моменты:

- медленно сокращается доля  топливно-сырьевых отраслей в  общем объеме промышленного производства, снижается доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в отраслях;

- медленно идут процессы снижения  затрат всех видов ресурсов, уровни ресурсоемкости в промышленности по основным видам ресурсов превышают соответствующие показатели развитых стран;

- сохраняется низкая инновационная  активность в промышленности, низкие темпы модернизации и реконструкции производства;

- сокращается численность занятых, прежде всего квалифицированных кадров в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, сохраняется низкая производительность труда.

Решение указанных проблем требует  принятия неотложных мер по обеспечению  высоких устойчивых темпов роста  промышленного производства, активизации, в первую очередь, научно-технической и инновационной политики с целью модернизации и реконструкции производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции.

В современных условиях с особой остротой стоит вопрос, как развиваться промышленным предприятиям. Есть два пути: первый - это увеличение объемов производства за счет наращивания выпуска традиционной, зачастую устаревшей и значительно уступающей зарубежной продукции, другой путь - это кардинальное ускорение научно-технического прогресса и внедрение инноваций.

Поэтому промышленность должна ориентироваться  не на высокие темпы роста общего объема производства, а на рост, основанный на создании и внедрении передовых наукоемких технологий, повышении инвестиционной и инновационной активности. В соответствии с этим в Программе развития Промышленности Воронежской области на 2006-2008 г.г. предусматривалось содействие реализации крупных инновационных и инвестиционных проектов по развитию наукоемких производств и освоению выпуска новой наукоемкой продукции, в т.ч.:

- расширению производства и  освоение новых видов продукции  на ОАО «Воронежсельмаш»;

- техническое перевооружение производства  ФГУП «Воронежский механический  завод»;

- обновление устройств электроснабжения и электрификации железных дорог России на ОАО «Рудгормаш»;

- освоение выпуска новых видов  продукции на ОАО «ВЭКС».

Появившиеся в последние два  года тенденции экономического возрождения  и даже роста, относительная экономическая стабилизация позволяют не только планировать оперативную деятельность предприятий, но и определять основные направления их развития на среднесрочную перспективу. Опережающая динамика достигнута по производству наиболее конкурентоспособной продукции: комплектующих, узлов и агрегатов для ведущих автозаводов России, дизельной аппаратуры, аккумуляторов и аккумуляторных батарей, торгового оборудования, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям.

Особое место в ряду предприятий  транспортного машиностроения занимает ОАО «Рудгормаш», которое в 2005 г. увеличило объем производства в 5, 5 раза за счет внедрения новых современных технологий и оборудования, в т.ч. роботизированных комплексов, и освоения новых видов продукции с достижением объемов производства более 2, 5 млрд. руб.

Крупнейшее предприятие области ОАО «ВЭКС» за 2001-2005 г.г. увеличил объемы промышленного производства в 2, 5 раза. В 2005 г. объем реализации высокотехнологичной продукции превысил 2 млрд. руб. основой его динамичного развития является постоянное освоение производства новой продукции на базе коренного технического переоснащения и модернизации производства, на что в течение пяти лет направлено более 435 млн. руб. в частности, полностью переоснащено производство печатных плат с новейшей технологией производства, которые удовлетворяют современным требованиям.

В целях исследования основных особенностей и тенденций инновационной деятельности машиностроительных предприятий в  современных условиях из множества  промышленных предприятий Воронежской  области были отобраны наиболее инновационно активные машиностроительные предприятия. К ним были отнесены следующие машиностроительные предприятия: ОАО «Воронежский экскаваторный завод», ОАО «Рудгормаш», ФГУП «Воронежский механический завод», ЗАО «ВоронежСтальМост», ОАО «Воронежсельмаш».

Инновационная деятельность данных машиностроительных предприятий осуществляется в соответствии с разработанными Программами развития этих предприятий. В настоящее время  предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с Программами  развития на 2006-2008 гг. и период до 2010 г. Практически все проанализированные Программы структурно схожи и содержат следующие основные разделы:

Историческая справка;

Оценка современного состояния  и проблем развития предприятия;

Цели и задачи Программы  развития предприятия на стратегический период (2006-2010 гг.);

Приоритетные направления  развития предприятия на стратегический период (2006-2010 гг.);

Основные прогнозные показатели предприятия на 2006-2008 годы и на период до 2010 года;

Инвестиционные проекты;

Инновационные проекты.

В некоторых Программах помимо вышеперечисленных введены  дополнительные разделы. Например, в Программах ОАО «Воронежский экскаваторный завод» и ОАО «Воронежсельмаш» предусмотрен раздел «Необходимые меры государственной поддержки предприятия», в Программе ЗАО «ВоронежСтальМост» - «Анализ состояния подготовки кадров для предприятия, создания и сохранения рабочих мест».

Проведем анализ инновационной  и инвестиционной деятельности предприятий.

ОАО «Рудгормаш» основано 1-го января 1949 года. В начале 50-х годов предприятие осваивает выпуск таких сложных машин, как ажитаторы для свинцово-цинковой промышленности, допрессовочные прессы для брекетирования огнеупорного кирпича, электромагнитные сепараторы. С середины 50-х годов предприятие переходит на выпуск в основном обогатительного оборудования и освоения первых самоходных буровых станков ударного типа БУ-2Б и ударно-канатного бурения БС-1. В 1955 году завод начинает экспортировать свое оборудование зарубеж. В 1957 году завод получает новое название — Воронежский государственный завод горно-обогатительного оборудования. В 1965 году началось освоение и выпуск новой продукции — шахтных самоходных вагонов и самоходных буровых станков шарошечного бурения СБШ-250. В 70-е годы предприятие становится головным в производственном объединении, которое получает название «Рудгормаш». Эти годы отмечены освоением и выпуском нового оборудования для шахт — погрузочно-транспортных машин ПД-5, ПТ-4, ВОМ и др. Продолжается модернизация буровых станков с учетом требований заказчика, освоен выпуск бурового станка для термического расширения скважин. В 80-е годы в эксплуатацию сдаются новые цехи - кузнечно-прессовый, сталелитейный, цех гидроцилиндров, открывается производство пластмассовых изделий. В 1992 году «Рудгормаш» за значительный вклад в мировой бизнес, за высокую репутацию, профессионализм, подтвержденные высококачественной продукцией, награжден престижной наградой — Аркой Европы «Золотая звезда». В 1993 году завод получает статус «Акционерного общества открытого типа по буровому и транспортному оборудованию», а затем переименовывается в открытое акционерное общество — ОАО «Рудгормаш». На базе международного стандарта МС ИСО 9001 разработана, внедрена, сертифицирована и функционирует система менеджмента качества. Сертификат выдан в 1998 году немецкой фирмой «TÜV CERT», имеющей признание и филиалы во всем мире. Это позволило нам участвовать и выиграть тендер Мирового банка на поставку крупной партии буровых станков на угольные предприятия Индии.

В соответствии с Программой развития предприятия с 2006 по 2010 года предполагается инвестировать в  основной капитал 25000 тыс. рублей. Планируется  освоить эти средства в течение 5 лет. Эти средства предполагается получить из прибыли предприятия и направить на обновление основных средств, что позволит увеличить объем производства запчасти для подземной техники Atlas-Copco, Sandvik, Tamrock и расширить номенклатуру выпускаемой продукции. При этом объем производства в натуральном выражении увеличится на 24%, в стоимостном выражении – на 21, 2%.

Динамика инвестиций на период 2006-2010 гг. представлена на рис. 9. Как видно, инвестиции в основной капитал данного предприятия из года в год возрастают.


В настоящее время  ведется разработка новых изделий, в планах на 2006-2010 гг. предусмотрено также проведение энергосберегающей политики. Проведенный анализ позволил установить, что дальнейшему эффективному развитию инновационной деятельности в ОАО «Рудгормаш» препятствуют следующие факторы:

физический и моральный износ основных производственных фондов, в том числе и технологического оборудования;

высокий уровень конкуренции  на внутреннем и внешнем рынке  запчастей для подземной техники;

угроза экспансии зарубежных производителей с высоким уровнем  технологии и возможностью демпинговой политики на рынке в связи с вступлением в ВТО.

Воронежский экскаваторный  завод «ВЭКС». История завода началась в 1915 году, когда из Риги в Воронеж был эвакуирован машиностроительный завод акционерного общества «Рихард Поле», который принадлежал прибалтийской семье Рихарду, Ядвиге и Анне Поле. Промышленный комплекс, построенный в Воронеже в течение трёх лет (1915-1917 г.г.) стал крупнейшим в дореволюционном Воронеже и его окрестностях. С 1917 года началось производство станков для обработки дерева и кожи, котлов и паровых машин, приборов железнодорожной сигнализации, водоочистителей, железных конструкций и чугунного литья. В годы войны (1941-1945 г.г.) АО «Тяжэкс» имени Коминтерна первым в стране начал серийное производство реактивных установок БМ-13 - знаменитых "Катюш". В качестве памятника на территории предприятия установлена военная реликвия - легендарная БМ-13. В послевоенное время в 1945 году завод выпускал строительное оборудование: камнедробилки и бетономешалки.

25 мая 1947 года сошла с конвейера первая землеройная машина "Коминтерновец-1", которая по своим техническим характеристикам была значительно производительнее и качественнее техники, используемой в то время в строительных и дорожных работах. До 1973 года, предприятие выпускало тросовые экскаваторы с емкостью ковша от одного до двух с половиной кубических метров.

В 1973 году освоено и  продолжается в настоящее время  серийное производство гидравлических экскаваторов, которые постоянно совершенствуются: обновляются узлы, системы, рабочее оборудование. Экскаваторы эксплуатировались на прокладке каналов Волго-Дона, в Туркмении, работали на Донбассе, на Братской ГЭС, на стройках Магнитогорска, Днепрогэса, Байкало-Амурской Магистрали.

Информация о работе Оценка инновационной деятельности машиностроительных предприятий Воронежской области