Оценка инновационной деятельности машиностроительных предприятий Воронежской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:03, дипломная работа

Описание работы

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Центральный округ, и в частности Воронежская область, имеющие достаточно высокий инновационный потенциал и наметившиеся тенденции в повышении уровня инновационной деятельности, продолжают сохранять довольно низкий уровень активности в данном направлении. Одной из главных причин является недостаток собственных средств и недостатки в системе финансирования и стимулирования;
- наибольшее развитие инновационная деятельность получила в ОАО «Рудгормаш», ЗАО «ВЭКС», ФГУП «ВМЗ», ОАО «Воронежсельмаш», осуществляющих финансирование за счет собственных средств или с привлечением кредитов банков. Однако это наиболее крупные машиностроительные предприятия, имеющие стабильное финансовое положение. Для развития инновационной активности другим предприятиям, как правило, одним из главных ограничительных факторов выступает недостаток собственного капитала и невозможность получить банковские кредиты. Однако для развития машиностроения, повышения его конкурентоспособности требуется развитие инновационной активности и на предприятиях, имеющих перспективы развития. Этому должно способствовать развитие различных форм финансовой поддержки данного направления деятельности.

Работа содержит 1 файл

инновац.ВОдиплом.doc

— 756.00 Кб (Скачать)

Проблему недостатка в квалифицированных кадрах отмечают многие промышленные предприятия, однако сложное финансовое положение не дает им возможность решать эту проблему так, как это необходимо. Несколько лучше, чем на других промышленных предприятиях, сложилась ситуация в оборонном секторе, т.к. из-за специфики производства там был сосредоточен высококвалифицированный персонал, который за годы конверсии не был безвозвратно потерян.

Самое благоприятное  положение, с точки зрения квалификации персонала, у предприятий смешанной формы собственности с зарубежным участием. Там, как правило, проводится переподготовка специалистов на зарубежных фирмах или на местах с помощью иностранных инструкторов.

В последнее десятилетие  наблюдается тенденция старения и значительного снижения численности  персонала, занятого исследованиями и разработками. Так, с 1992 года численность работников, выполняющих исследования и разработки, в РФ снизилась в 1, 8 раза, а в Воронежской области – почти в 2, 5 раза (рис. 7). Если с 2002г. в ЦФО наблюдался рост анализируемого показателя, то в Воронежской области – наоборот. Доля численности персонала Воронежской области, занятого исследованиями и разработками, составляет 1, 1% от этого показателя по РФ, а ЦФО – 6, 5%. По прогнозам, к 2015 году ожидается увеличение численности специалистов, занятых в этой сфере деятельности. Однако она не достигнет уровня 1997 - 1998 гг.

Одновременно на фоне уменьшения численности происходит резкое старение научных кадров. Проблема недостаточного притока молодежи в  науку остается актуальной более  десяти лет.

Рис. 8. Динамика численности  персонала, занятого исследованиями и разработками (1997г. = 100% )

В Воронежской области  среди исследователей, выполняющих научные исследования и разработки, свыше 71 % - старше 40 лет и только около 8 % - молодежь до 30 лет. Основной причиной является резкое сокращение финансирования науки и ухудшение условий для научно-исследовательской деятельности, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности из-за крайне низкой оплаты труда и низкого престижа профессии.

В области маркетинга и поиска рынков сбыта ситуация аналогична той, что сложилась в сфере подготовки кадров. На систематическую работу в этой области у промышленных предприятий, как правило, нет средств. Значительное число промышленных предприятий ориентируется на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок. Что касается научно-исследовательских подразделений, стремящихся найти коммерческое применение своих разработок, то и там маркетинг практически неразвит. Так, например, уже ставший нормальным явлением в научной среде свободный доступ к Интернет, тем не менее, недостаточно используется для коммерциализации результатов исследований и разработок, хотя и наметился рост в данном направлении.

Самыми низкими остаются расходы на приобретение новых технологий: покупка прав на патенты, лицензий на промышленные образцы и полезные модели, прочие подобные затраты. Доля этого вида расходов по сравнению с 1992 годом сократилась втрое. Сегодня лишь 7% патентов закупаются промышленными предприятиями. Низкая инновационная активность в России, и в частности в Саратовской области, определяет и то, что количество патентных заявок, поданных российскими заявителями за рубежом, превышает в четыре раза число заявок, поданных иностранцами в России. Низкая востребованность отечественных изобретений отчасти объясняется неразвитостью законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

За анализируемый период патенты на изобретения использовались только при внедрении производственных технологий, связанных с производством, обработкой и сборкой (90, 1% от общего количества патентов на изобретения в используемых технологиях), аппаратуры автоматизированного наблюдения и контроля (6, 1%), проектирование и инжиниринг (3, 8%).

На международном рынке патентов и лицензий наблюдается тенденция значительного роста заявок ведущих индустриальных стран, направляемых в другие страны. Так, в США доля заявок от американских заявителей в общем мировом потоке составляет всего 28%, в Японии и Германии соответственно 14, 3% и 19%, затем идут Великобритания и Франция. В настоящее время объемы взаимопатентования ведущих высокоразвитых промышленных стран составляют 10000 и выше. В связи с этим РФ отстает и по уровню доходов, получаемых от лицензий на интеллектуальную собственность (рис. 8).

Рис. 8. Доходы от лицензий на интеллектуальную собственность

Динамика правовой охраны иностранных изобретений в России свидетельствует о некотором  росте заинтересованности иностранных  фирм в охране своих разработок в  нашей стране. Однако общая политика ведущих стран мира в отношении России в основном не изменилась. Несмотря на то, что доля заявок, поданных иностранными заявителями, возросла, эти цифры значительно отстают от данных по взаимному зарубежному патентованию ведущих индустриальных стран. Например, фирмы США, которые являются самыми активными иностранными заявителями на рынке России, направили в 2000 г. в Роспатент 1215 заявок, а в Патентное ведомство Японии – свыше 14 000, Франции – 10 000.

В Воронежской области  особое место занимают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Традиционным является участие промышленных предприятий области в федеральных программах: «Федеральная космическая программа», «Развитие электронной техники в России», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Уничтожение запасов химического оружия» и др. Основными участниками являются предприятия, выпускающие наиболее технологичную и наукоемкую продукцию: ФГУП «Воронежский механический завод», ОАО «Воронежский экскаваторный завод» («ВЭКС»), ЗАО «ВоронежСтальМост», ОАО «Воронежсельмаш» и другие.

На уровень инновационной  активности оказывает влияние и  территориальное расположение предприятия. Роль местных администраций в стимулировании инноваций очень высока, причем важны не только прямые инвестиции из местного бюджета, но и создание институционально-законодательных условий, благоприятных для инновационной деятельности. Большое значение имеют неформальные механизмы, причем, чем больше объем выделяемых средств, тем выше роль неформальных связей. Не последнюю роль играет и конкурентная среда, которая неодинакова в разных регионах.

В Воронежской области  сложилась определенная инфраструктура развития наукоемкого предпринимательства, которая включает:

1. Экспертный комитет  по проблемам инновационной деятельности  в составе Экономического совета  при Губернаторе Воронежской  области.

2. Совет по научно-технической  и инновационной политике при министерстве промышленности и энергетики области.

3. Технопарки при Воронежском  государственном техническом университете  и Воронежском государственном  университете, являющиеся многофункциональными научно-производственными объединениями.

4. Инновационно-технологические  центры.

5. Научные организации  РАН, НИИ и КБ, инновационные предприятия, вузы и т.д.

Основой развития инновационной  инфраструктуры в области является создание при вузах инновационно-технологических центров, в состав которых входят около 50 инновационных структур, разрабатывающих и внедряющих в производство десятки видов наукоемкой продукции.

В Воронежской области  разработана и принята Программа  развития промышленности, в которой одной из главных задач стоит внедрение инноваций в сфере промышленного производства, развитие инновационного и научно-технического потенциала промышленности области, привлечение инвестиций в промышленность области для реализации инновационных проектов и создания наукоемких высокотехнологичных производств. В Программе отмечается, что, прежде всего, именно машиностроение, особенно его высокотехнологичные подотрасли, может обеспечить достижение устойчивых темпов роста промышленного производства на 7 и более процентов. При этом высокотехнологичные подотрасли машиностроения могут развиваться темпами выше 10 процентов.

Для достижения поставленных целей в Программе предусмотрено:

- предоставление налоговых  льгот промышленным предприятиям  региона, реализующим крупные высокоэффективные инновационные и инвестиционные проекты;

- разработка и осуществление  комплекса мер для привлечения  в регион инвестиций, в т.ч. иностранных, для реализации инновационных и инвестиционных проектов промышленных предприятий по созданию высокотехнологичных производств и внедрения передовых наукоемких технологий и разработок;

- создание условий  для формирования инновационно-производственных  комплексов по реализации крупных  региональных инновационных прогарам  и проектов для выпуска серийной  наукоемкой конкурентоспособной  продукции;

- содействие подготовке бизнес-площадок для развертывания новых высокотехнологичных производств;

- содействие в предоставлении  кредитов для экспортоориентированных  высокотехнологичных производств, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

В области предполагается создание к 2013 году Регионального научного координационного центра. Этот центр должен обеспечивать организацию деятельности и контроль в научной сфере, реализовывать решения Совета по научно-технической и инновационной политике при министерстве промышленности области. Предусматривается, что Региональный научный координационный центр будет решать следующие основные задачи:

- обеспечивать функционирование  и совершенствование организационно-экономического  механизма наращивания научного, научно-технического и технологического потенциала области;

- повышать конкурентоспособность  выпускаемой продукции на базе  наукоемких передовых разработок;

- стимулировать спрос товаропроизводителей на наукоемкие разработки;

- поддерживать конкуренцию и предпринимательскую деятельность в области науки и техники;

- содействовать развитию  научно-технических исследований  и инновационной деятельности  в области;

- поддерживать фундаментальные, поисковые и прикладные естественнонаучные исследования в области;

- содействовать интеграции  научно-технического потенциала  области;

- поддерживать интеграцию  высшего образования и фундаментальной  науки;

- содействовать созданию  и освоению современных технологий  мирового уровня, разработке перспективных технологий и подготовке кадров по соответствующим специальностям.

Для решения поставленных задач Региональный научный координационный  центр должен выполнять следующие  функции:

- осуществление взаимодействия  с территориальными органами  федеральных органов исполнительной  государственной власти, с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями области по вопросам технического и технологического развития научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- организация независимой  экспертизы технического и технологического  уровня инвестиционных проектов;

- проведение конкурсов  проектов по повышению конкурентоспособности  товаров и услуг;

- оказание государственной  поддержки промышленным предприятиям, реализующим проекты победителей конкурсов проектов с целью повышения конкурентоспособности продукции;

- осуществление финансирования отобранных проектов и предложений и контроль целевого использования выделенных на них средств;

- организация сбора  и анализа информации и создания баз данных по научным и научно-техническим разработкам и по товарной продукции;

- выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по созданию современных и  перспективных технологий и конкурентоспособных  товаров, участие в межотраслевой координации соответствующих исследований научных организаций, расположенных на территории области;

- проведение анализа  научных и научно-технических  программ и проектов ученых  области и содействие включению  в планы научных разработок прикладных исследований и заключению соответствующих договоров с предприятиями и организациями;

- создание организационных  и финансовых условий для формирования, развития и использования в интересах области научно-инновационного комплекса.

Источниками формирования финансовых средств Регионального научного координационного центра могут быть:

- бюджетные средства, закрепленные за ним на праве оперативного управления;

- бюджетные ассигнования  и иные поступления от Правительства  области и бюджетов различных  уровней;

- государственные ассигнования, осуществляемые в установленном порядке в размере 4 % от расходной части федерального бюджета в соответствии с Законом «О науке и государственной научно-технической политике» (ст.15, п.1);

- отчисления предприятиями  области средств на развитие научной деятельности в размере 1, 5 % себестоимости товарной продукции (работ, услуг);

- государственные ассигнования  в размере 50 % дополнительных средств, получаемых областным бюджетом за счет улучшения финансовых показателей и соответствующего увеличения налогооблагаемой базы предприятий и организаций, реализующих разработки победителей областных конкурсов проектов по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции; внебюджетные средства; кредиты банков; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные показатели инновационной деятельности промышленных предприятий Воронежской представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные показатели инновационной деятельности в 2009г.,

в % к аналогичному показателю РФ

Наименование показателя

Централь-ный округ

Воронежскаяобласть

1

2

3

1. Число инновационно-активных  предприятий

18, 0

2, 1

2. Число инновационно-активных предприятий по видам

деятельности:

- исследования и разработки 

 

19, 9

 

1, 1

- приобретение новых  технологий

16, 3

3, 2

- производственные проектно-конструкторские  работы

18, 7

3, 0

- приобретение программных  средств

20, 2

2, 2

- обучение и подготовка персонала

19, 1

2, 2

- маркетинговые исследования

18, 8

3, 4

- приобретение машин, оборудования, прочих основных

фондов, связанных с внедрением инноваций

 

18, 0

 

1, 9

- прочие виды инновационной  деятельности

17, 6

2, 6

3. Число инновационно-активных предприятий

промышленности по целям  инновационной деятельности:

- замена снятой с  производства устаревшей продукции

 

14, 2

 

2, 0

- улучшение качества  продукции, услуг

19, 3

1, 9

- расширение ассортимента  продукции, видов услуг

16, 0

2, 1

- сохранение традиционных рынков сбыта

15, 1

2, 3

- создание новых рынков  сбыта

- в России

- в странах СНГ

 

14, 7

12, 6

 

2, 2

1, 7

 

- обеспечение соответствия  современным стандартам

17, 6

2, 2

- повышение гибкости  производства

20, 3

2, 6

- сокращение материальных затрат

18, 9

2, 0

- сокращение энергозатрат

19, 9

2, 4

- снижение загрязнения  окружающей среды

19, 6

2, 5

4. Объем инновационной  продукции по степени новизны:

- продукция, подвергшаяся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная

 

2, 2

 

22, 0

- продукция, подвергшаяся усовершенствованию

34, 5

0, 3

5. Число созданных  передовых технологий, всего

9, 4

6, 3

в т. ч. – проектирование и инжиниринг

5, 6

3, 7

- производство, обработка и сборка

12, 3

1, 6

- аппаратура автоматизированного  наблюдения (контроля)

7, 3

2, 4

6. Число использованных  передовых производственных технологий, всего

 

14, 7

 

3, 1

в т. ч. – проектирование и инжиниринг

12, 9

2, 6

- производство, обработка и сборка

15, 0

4, 0

1

2

3

- аппаратура автоматизированного  наблюдения (контроля)

12, 3

15, 7

- автоматизированные  погрузочно-разгрузочные операции, транспортировка материалов и деталей

 

21, 2

 

1, 9

- связь и управление

17, 4

1, 5

- производственные информационные  системы

17, 9

3, 7

- интегрированное управление  и контроль

3, 2

-

Информация о работе Оценка инновационной деятельности машиностроительных предприятий Воронежской области