Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:03, дипломная работа
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Центральный округ, и в частности Воронежская область, имеющие достаточно высокий инновационный потенциал и наметившиеся тенденции в повышении уровня инновационной деятельности, продолжают сохранять довольно низкий уровень активности в данном направлении. Одной из главных причин является недостаток собственных средств и недостатки в системе финансирования и стимулирования;
- наибольшее развитие инновационная деятельность получила в ОАО «Рудгормаш», ЗАО «ВЭКС», ФГУП «ВМЗ», ОАО «Воронежсельмаш», осуществляющих финансирование за счет собственных средств или с привлечением кредитов банков. Однако это наиболее крупные машиностроительные предприятия, имеющие стабильное финансовое положение. Для развития инновационной активности другим предприятиям, как правило, одним из главных ограничительных факторов выступает недостаток собственного капитала и невозможность получить банковские кредиты. Однако для развития машиностроения, повышения его конкурентоспособности требуется развитие инновационной активности и на предприятиях, имеющих перспективы развития. Этому должно способствовать развитие различных форм финансовой поддержки данного направления деятельности.
Проблему недостатка в квалифицированных кадрах отмечают многие промышленные предприятия, однако сложное финансовое положение не дает им возможность решать эту проблему так, как это необходимо. Несколько лучше, чем на других промышленных предприятиях, сложилась ситуация в оборонном секторе, т.к. из-за специфики производства там был сосредоточен высококвалифицированный персонал, который за годы конверсии не был безвозвратно потерян.
Самое благоприятное положение, с точки зрения квалификации персонала, у предприятий смешанной формы собственности с зарубежным участием. Там, как правило, проводится переподготовка специалистов на зарубежных фирмах или на местах с помощью иностранных инструкторов.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция старения и значительного снижения численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Так, с 1992 года численность работников, выполняющих исследования и разработки, в РФ снизилась в 1, 8 раза, а в Воронежской области – почти в 2, 5 раза (рис. 7). Если с 2002г. в ЦФО наблюдался рост анализируемого показателя, то в Воронежской области – наоборот. Доля численности персонала Воронежской области, занятого исследованиями и разработками, составляет 1, 1% от этого показателя по РФ, а ЦФО – 6, 5%. По прогнозам, к 2015 году ожидается увеличение численности специалистов, занятых в этой сфере деятельности. Однако она не достигнет уровня 1997 - 1998 гг.
Одновременно на фоне уменьшения численности происходит резкое старение научных кадров. Проблема недостаточного притока молодежи в науку остается актуальной более десяти лет.
Рис. 8. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками (1997г. = 100% )
В Воронежской области среди исследователей, выполняющих научные исследования и разработки, свыше 71 % - старше 40 лет и только около 8 % - молодежь до 30 лет. Основной причиной является резкое сокращение финансирования науки и ухудшение условий для научно-исследовательской деятельности, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности из-за крайне низкой оплаты труда и низкого престижа профессии.
В области маркетинга и поиска рынков сбыта ситуация аналогична той, что сложилась в сфере подготовки кадров. На систематическую работу в этой области у промышленных предприятий, как правило, нет средств. Значительное число промышленных предприятий ориентируется на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок. Что касается научно-исследовательских подразделений, стремящихся найти коммерческое применение своих разработок, то и там маркетинг практически неразвит. Так, например, уже ставший нормальным явлением в научной среде свободный доступ к Интернет, тем не менее, недостаточно используется для коммерциализации результатов исследований и разработок, хотя и наметился рост в данном направлении.
Самыми низкими остаются расходы на приобретение новых технологий: покупка прав на патенты, лицензий на промышленные образцы и полезные модели, прочие подобные затраты. Доля этого вида расходов по сравнению с 1992 годом сократилась втрое. Сегодня лишь 7% патентов закупаются промышленными предприятиями. Низкая инновационная активность в России, и в частности в Саратовской области, определяет и то, что количество патентных заявок, поданных российскими заявителями за рубежом, превышает в четыре раза число заявок, поданных иностранцами в России. Низкая востребованность отечественных изобретений отчасти объясняется неразвитостью законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
За анализируемый период патенты на изобретения использовались только при внедрении производственных технологий, связанных с производством, обработкой и сборкой (90, 1% от общего количества патентов на изобретения в используемых технологиях), аппаратуры автоматизированного наблюдения и контроля (6, 1%), проектирование и инжиниринг (3, 8%).
На международном рынке патентов и лицензий наблюдается тенденция значительного роста заявок ведущих индустриальных стран, направляемых в другие страны. Так, в США доля заявок от американских заявителей в общем мировом потоке составляет всего 28%, в Японии и Германии соответственно 14, 3% и 19%, затем идут Великобритания и Франция. В настоящее время объемы взаимопатентования ведущих высокоразвитых промышленных стран составляют 10000 и выше. В связи с этим РФ отстает и по уровню доходов, получаемых от лицензий на интеллектуальную собственность (рис. 8).
Рис. 8. Доходы от лицензий на интеллектуальную собственность
Динамика правовой охраны
иностранных изобретений в
В Воронежской области особое место занимают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Традиционным является участие промышленных предприятий области в федеральных программах: «Федеральная космическая программа», «Развитие электронной техники в России», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Уничтожение запасов химического оружия» и др. Основными участниками являются предприятия, выпускающие наиболее технологичную и наукоемкую продукцию: ФГУП «Воронежский механический завод», ОАО «Воронежский экскаваторный завод» («ВЭКС»), ЗАО «ВоронежСтальМост», ОАО «Воронежсельмаш» и другие.
На уровень инновационной
активности оказывает влияние и
территориальное расположение предприятия.
Роль местных администраций в стимулировании
инноваций очень высока, причем важны
не только прямые инвестиции из местного
бюджета, но и создание институционально-
В Воронежской области сложилась определенная инфраструктура развития наукоемкого предпринимательства, которая включает:
1. Экспертный комитет
по проблемам инновационной
2. Совет по научно-технической и инновационной политике при министерстве промышленности и энергетики области.
3. Технопарки при Воронежском
государственном техническом
4. Инновационно-технологические центры.
5. Научные организации РАН, НИИ и КБ, инновационные предприятия, вузы и т.д.
Основой развития инновационной инфраструктуры в области является создание при вузах инновационно-технологических центров, в состав которых входят около 50 инновационных структур, разрабатывающих и внедряющих в производство десятки видов наукоемкой продукции.
В Воронежской области
разработана и принята
Для достижения поставленных
целей в Программе
- предоставление налоговых
льгот промышленным
- разработка и осуществление комплекса мер для привлечения в регион инвестиций, в т.ч. иностранных, для реализации инновационных и инвестиционных проектов промышленных предприятий по созданию высокотехнологичных производств и внедрения передовых наукоемких технологий и разработок;
- создание условий
для формирования инновационно-
- содействие подготовке бизнес-площадок для развертывания новых высокотехнологичных производств;
- содействие в предоставлении
кредитов для
В области предполагается создание к 2013 году Регионального научного координационного центра. Этот центр должен обеспечивать организацию деятельности и контроль в научной сфере, реализовывать решения Совета по научно-технической и инновационной политике при министерстве промышленности области. Предусматривается, что Региональный научный координационный центр будет решать следующие основные задачи:
- обеспечивать функционирование
и совершенствование
- повышать
- стимулировать спрос товаропроизводителей на наукоемкие разработки;
- поддерживать конкуренцию и предпринимательскую деятельность в области науки и техники;
- содействовать развитию
научно-технических
- поддерживать фундаментальные, поисковые и прикладные естественнонаучные исследования в области;
- содействовать интеграции
научно-технического
- поддерживать интеграцию
высшего образования и
- содействовать созданию
и освоению современных
Для решения поставленных задач Региональный научный координационный центр должен выполнять следующие функции:
- осуществление взаимодействия
с территориальными органами
федеральных органов
- организация независимой
экспертизы технического и
- проведение конкурсов
проектов по повышению
- оказание государственной
поддержки промышленным
- осуществление финансирования отобранных проектов и предложений и контроль целевого использования выделенных на них средств;
- организация сбора и анализа информации и создания баз данных по научным и научно-техническим разработкам и по товарной продукции;
- выполнение научно-
- проведение анализа
научных и научно-технических
программ и проектов ученых
области и содействие
- создание организационных
и финансовых условий для
Источниками формирования финансовых средств Регионального научного координационного центра могут быть:
- бюджетные средства, закрепленные за ним на праве оперативного управления;
- бюджетные ассигнования
и иные поступления от
- государственные ассигнования, осуществляемые в установленном порядке в размере 4 % от расходной части федерального бюджета в соответствии с Законом «О науке и государственной научно-технической политике» (ст.15, п.1);
- отчисления предприятиями области средств на развитие научной деятельности в размере 1, 5 % себестоимости товарной продукции (работ, услуг);
- государственные ассигнования в размере 50 % дополнительных средств, получаемых областным бюджетом за счет улучшения финансовых показателей и соответствующего увеличения налогооблагаемой базы предприятий и организаций, реализующих разработки победителей областных конкурсов проектов по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции; внебюджетные средства; кредиты банков; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные показатели
инновационной деятельности промышленных
предприятий Воронежской
Таблица 3
Основные показатели инновационной деятельности в 2009г.,
в % к аналогичному показателю РФ
Наименование показателя |
Централь-ный округ |
Воронежскаяобласть | ||
1 |
2 |
3 | ||
1. Число инновационно-активных предприятий |
18, 0 |
2, 1 | ||
2. Число инновационно-активных предприятий по видам деятельности: - исследования и разработки |
19, 9 |
1, 1 | ||
- приобретение новых технологий |
16, 3 |
3, 2 | ||
- производственные проектно- |
18, 7 |
3, 0 | ||
- приобретение программных средств |
20, 2 |
2, 2 | ||
- обучение и подготовка персонала |
19, 1 |
2, 2 | ||
- маркетинговые исследования |
18, 8 |
3, 4 | ||
- приобретение машин, оборудования, прочих основных фондов, связанных с внедрением инноваций |
18, 0 |
1, 9 | ||
- прочие виды инновационной деятельности |
17, 6 |
2, 6 | ||
3. Число инновационно-активных предприятий промышленности по целям инновационной деятельности: - замена снятой с
производства устаревшей |
14, 2 |
2, 0 | ||
- улучшение качества продукции, услуг |
19, 3 |
1, 9 | ||
- расширение ассортимента продукции, видов услуг |
16, 0 |
2, 1 | ||
- сохранение традиционных рынков сбыта |
15, 1 |
2, 3 | ||
- создание новых рынков сбыта - в России - в странах СНГ |
14, 7 12, 6 |
2, 2 1, 7 | ||
- обеспечение соответствия современным стандартам |
17, 6 |
2, 2 | ||
- повышение гибкости производства |
20, 3 |
2, 6 | ||
- сокращение материальных затрат |
18, 9 |
2, 0 | ||
- сокращение энергозатрат |
19, 9 |
2, 4 | ||
- снижение загрязнения окружающей среды |
19, 6 |
2, 5 | ||
4. Объем инновационной продукции по степени новизны: - продукция, подвергшаяся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная |
2, 2 |
22, 0 | ||
- продукция, подвергшаяся усовершенствованию |
34, 5 |
0, 3 | ||
5. Число созданных передовых технологий, всего |
9, 4 |
6, 3 | ||
в т. ч. – проектирование и инжиниринг |
5, 6 |
3, 7 | ||
- производство, обработка и сборка |
12, 3 |
1, 6 | ||
- аппаратура |
7, 3 |
2, 4 | ||
6. Число использованных
передовых производственных |
14, 7 |
3, 1 | ||
в т. ч. – проектирование и инжиниринг |
12, 9 |
2, 6 | ||
- производство, обработка и сборка |
15, 0 |
4, 0 | ||
1 |
2 |
3 | ||
- аппаратура |
12, 3 |
15, 7 | ||
- автоматизированные
погрузочно-разгрузочные |
21, 2 |
1, 9 | ||
- связь и управление |
17, 4 |
1, 5 | ||
- производственные |
17, 9 |
3, 7 | ||
- интегрированное управление и контроль |
3, 2 |
- |