Оценка действующей стратегии в ООО «Промконсервы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические основы процесса стратегического планирования, а также рассмотреть внешнюю и внутреннюю среды организации на примере ООО «Промконсервы», практически рассмотреть эффективность действующей, а также выбранной стратегии.
Достижение данной цели требует постановки и решения некоторых задач:
Изучение теоретических основ сущности стратегического планирования.
Рассмотрение организации процесса планирования в ООО «Промконсервы».
Предоставление рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования в ООО «Промконсервы».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Процесс стратегического планирования в организации…………………....3
1.1. Сущность стратегического планирования………………………………..3
1.2. Цели, методы и задачи разработки стратегических планов…………….8
1.3. Процесс стратегического планирования………………………………...13
2. Анализ деятельности ООО "Промконсервы"…………………………….19
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……….19
2.2. Задачи стратегического планирования…………………………………..22
2.3. Проблема стратегического планирования на предприятии (SWOT-анализ)………………………………………………………………………….26
3. Оценка действующей стратегии в ООО «Промконсервы»………………30
3.1. Формирование стратегического плана на предприятии………………..30
3.2. Создание конкурентных преимуществ………………………………….31
3.3. Предложения по совершенствованию стратегии…………. …………..34
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Стратегическое  планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Стратегическое планирование применимо к любой проблеме, которая: связана с глобальными целями предприятия, ориентирована на будущее, затрагивает внешние факторы, влияющие на результаты деятельности.

 

    1. Цели, методы и задачи разработки стратегических планов.

Стратегическое  планирование  представляет  собой  набор действий и решений,  предпринятых руководством, которые ведут  к разработке специфических стратегий,  предназначенных для того,  чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического  планирования  является  инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.    Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности  в  рамках  процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов
  • адаптация к внешней среде
  • внутренняя координация
  • организационное стратегическое предвидение

    • 1) Распределение ресурсов.

Данный процесс  включает  в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

    • 2) Адаптация к внешней среде

Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

    • 3) Внутренняя координация

Включает координацию  стратегической деятельности для отображения  сильных и слабых сторон предприятия  с целью достижения эффективной  интеграции внутренних операций. Обеспечение  эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

    • 4) Осознание организационных стратегий.

Это деятельность предусматривает осуществление  систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации  предприятия, которое может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса. [4, c.38]

В сложившейся  практике стратегического планирования можно различить две основных подхода: а) жесткий формализованный и б) гибкий недетерминированный. Прослеживается переход стратегического мышления, еще недавно находившегося под прямым контролем и властью формализованных правил и инструкций, к гибкой системе стратегического планирования. При гибком недетерминированном подходе значительно возрастают возможности менеджера фирмы адаптировать элементы плана к быстро меняющимся условиям рынка. Однако применение жесткой схемы стратегического плана может быть оправдано в определенных рыночных обстоятельствах, например в том случае, если фирма только начинает своей бизнес, у нее нет стабильности, нет опыта стратегического планирования и др.

В современной  теории планирования выделяют несколько  сфер деятельности, где фирма определяет свои цели:

а) положение  фирмы на рынке;

б) инновационная деятельность;

в) уровень производительности;

г) наличие производственных ресурсов;

д) степень стабильности;

е) система управления;

ж) профессионализм  персонала;

з) социальная ответственность.

Основными задачами стратегического планирования являются:

1) определение  необходимых стратегических решений,  которые позволят достичь желаемых  целей;

2) оценка будущего  состояния экономики и потребности  в продукции, анализ внешней  среды организации;

3) оценка необходимых  производственных мощностей в будущем, анализ внутренней среды организации и ее ресурсов;

4) предварительная  оценка размера возможных капитальных  вложений, оценка рисков и альтернатив.

Как было сказано  ранее, процесс выработки плановых решений может осуществляться по следующим трем схемам: снизу - вверх (децентрализованное планирование); сверху - вниз (централизованное планирование) и интерактивное планирование (во взаимодействии).

Руководство предприятия  устанавливает цели и основные направления  деятельности. Стратегии формируются  в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанной схеме. Ряд стратегий, таких как: приобретение прогрессивного оборудования, участие в новых проектах, внедрение инноваций и др. вырабатывается плановым отделом или отделом развития (стратегии).

Таким образом, основными направлениями деятельности предприятия как объекта перспективного планирования являются;

1) выработка  целей и плановых ориентиров;

2) изучение потребностей, создание товара и выведение  его на рынок;

3)определение  необходимого объема производства в зависимости от коньюктуры рынка;

4) создание каналов  распределения и продвижения  товара, а также совершенствование  ценообразования;

5) определение  оптимального размера финансовых  ресурсов и их использование  для достижения поставленной  задачи;

6) разработка  и реализация научно-технической  политики предприятия с целью  создания конкурентоспособной продукции  и совершенствования технологии  производства;

7) обеспечение  необходимого воспроизводства рабочей  силы и нормального микроклимата  на предприятии;

8) выявление  резервов повышения эффективности  производства;

9) совершенствование  системы управления в соответствии  с требованиями непрерывного  повышения эффективности использования  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов;

         10) природоохранная деятельность предприятия.

Процесс планирования требует от участников большой гибкости и управленческого искусства. Участвующий  в процессе планирования персонал не механически выполняет предписанные ему функции, он действует творчески  и способен к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Планирование  предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры  используют для планирования, прогнозирования  и контроля будущих событий.  Все  виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияние на план. [4, c.42]

При разработке стратегического плана рекомендуется  пользоваться следующими правилами:

  • Правила целей и задач.  Цель в стратегическом планировании — это результат, который должен осуществиться к намеченному сроку. Задача в стратегическом планировании — это управленческое решение, направленное на достижение целей фирмы. Основная роль стратегического плана состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые тенденции работы фирмы.
  • Правила стратегии бизнеса. Они должны закрепить отношения фирмы

 

с внешней средой и определить, какие виды продукции  она будет разрабатывать, какую  технологию использовать, куда и кому сбывать продукцию, каким образом добиваться превосходства над конкурентами.

  • Правила организационной концепции. Они устанавливают отношения и процедуры внутри фирмы.
  • Правила основных оперативных приемов. Используя их, фирма будет вести свою повседневную деятельность. [9, c.96]

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда  оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.

Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.

С помощью  функции стратегического планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

Для стратегического  планирования характерны следующие  положения:

    1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
    2. Возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.
    3. Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.
    4. Годовой стратегический план объединяется с финансовым планом.

В большинстве  организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована. Существуют различные методы разработки стратегических планов в организации и они напрямую связаны с методами ее управления. Результатом процесса стратегического планирования является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и обычно включающий в себя следующие разделы:

  • Цели и задачи предприятия
  • Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
  • Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
  • Функциональные стратегии.
  • Наиболее значимые проекты.
  • Описание внешних операций.
  • Капиталовложения и ресурсное распределение.
  • Планирование неожиданностей.
  • Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация.

Составление стратегического  плана организации помогает выбрать наиболее эффективную стратегию ее развития.

 

    1. Процесс стратегического планирования.

Стратегическое  планирование обычно подразделяется на отдельные этапы, на каждом из которых  определяются основные виды деятельности, ответственные и участие подразделений. Процесс планирования требует большой гибкости и управленческого искусства. Занимающиеся процессом планирования сотрудники не просто выполняют предписанные функции, они  должны действовать творчески и быть способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства. Процесс стратегического планирования осуществляется поэтапно в определенной последовательности, которая зависит от внутренней логики расчетов. Значительная роль в методологии отводится обоснованию целей, реализация которых происходит посредством управленческих решений, называемых задачами. Сложность планирования определяется и содержанием каждого этапа, предполагающего проведение большой исследовательской работы. Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких основных этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

Информация о работе Оценка действующей стратегии в ООО «Промконсервы»