Новые технологии управления: аутсорсинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

С 90-х гг. CC в. аутсорсинг стал предметом систематических научных исследований. С этого времени и до сегодняшнего дня об актуальности темы практического использования аутсорсинга и теоретического обоснования соответствующих управленческих решений свидетельствует постоянно возрастающее количество научных работ и публикаций, как за рубежом, так и в России. Аутсорсинг является необходимой составной частью современных концепций менеджмента, действенным инструментом экономической практики и предметом изучения экономической науки.

Содержание

Введение

1. Возникновение и развитие аутсорсинга

2. Определение и терминология аутсорсинга

3. Формы и виды аутсорсинга

4. Сферы применения аутсорсинга

4.1. Аутсорсинг сферы основного производства

4.2. Аутсорсинг сферы управления

4.3 Аутсорсинг сферы услуг

4.4 Аутсорсинг человеческих ресурсов

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Менеджмент Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Определение и терминология аутсорсинга 

      Множество примеров практического использования  методологии аутсорсинга сформировали целый ряд определений, по-разному  характеризующих ее содержание. Вот  только некоторые из них:

      - оказание услуг или снабжение  продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек;

      - перевод внутреннего подразделения  и всех связанных с ним активов  в организацию поставщика услуг,  предлагающего оказывать некую  услугу в течение определенного  времени по оговоренной цене;

      - передача определенных вспомогательных  функций третьему лицу, специализирующемуся  в этой области;

      - привлечение ресурсов извне. Пример: компания-заказчик заключает договор  со сторонней фирмой, имеющей  большой опыт в важных для  заказчика направлениях, но не являющихся предметом его профессиональной деятельности;

      - продажа собственных мощностей  по осуществлению каких-либо бизнес-процессов  (ремонт, бухгалтерский учет, отливка  заготовки); переход на приобретение  соответствующей продукции или  услуг на стороне;

      - делегирование прав на представление  непрофильных услуг сторонним  компаниям. Означает глубокую  специализацию внутри дружественных  компаний для повышения эффективности  работы каждой из них;

      - организационное решение, оптимизирующее  конфигурацию бизнес-системы, исходя из параметров «качество-издержки-обладание». Аутсорсинг – это заимствование на стороне.

      Все эти определения в той или  иной степени приближают нас к  пониманию общих черт различных  вариантов организации аутсорсинг-проекта: аутсорсинг всегда означает привлечение ресурсов специализированных организаций вместо развития собственных компетенций в конкретных видах и направлениях деятельности. [1]

      Рассматривая  аутсорсинг-проект со стороны клиента (заказчика), ряд исследователей выделяют его специфические формы и проявления. Аутсорсинг для производителя продукции или услуг означает получение извне тех функций или результатов бизнес-процессов, которые ранее выполнялись внутри организации. В противоположность аутсорсингу инсорсинг означает выполнение собственными силами тех функций или бизнес-процессов, которые раньше частично или полностью поставлялись извне. Наконец, ре-инсорсинг означает возвращение в число выполняемых самостоятельно, внутри организации функций или бизнес-процессов, которые однажды были вынесены за пределы, т.е. переданы аутсорсеру.

      Для всех этих трех видов преобразований бизнес-системы, которые можно назвать  различными направлениями аутсорсинга, характерны следующие признаки:

      - перенесение функций или бизнес-процессов  осуществляется постоянно или на длительный срок;

      - каждый аутсорсинг-проект представляет  собой специфическое, индивидуальное  решение, отраженное в специальном  контракте или соглашении между  заинтересованными сторонами;

      - перемещение функций или бизнес-процессов осуществляется с целью более полного соответствия требованиям рынка или конечного потребителя продукта или услуги, при этом соглашение об аутсорсинге оговаривается, какие правовые и экономические обязательства в отношении потребителей или других партнеров имеют обе стороны.

      Практика  международного бизнеса и опыт различных  проектов, в разное время реализованных  крупными компаниями, создают множество  самостоятельных решений, основанных на перенесении функций и бизнес-процессов. Прежде всего, заслуживает внимание инсорсинг как методология, противоположная аутсорсингу. Инсорсингом можно считать примеры расширения основной деятельности компаний, например, использование организацией свободных производственных мощностей в основном и вспомогательном производствах для выполнения сторонних заказов. Кроме того, любая матричная организационная структура управления использует методологию инсорсинга, так как каждый работник помимо выполнения своих функциональных обязанностей участвует в выполнении какого-либо другого проекта. Инсорсингом является выполнение сторонних заказов при наличии свободных мощностей по реализации транспортных услуг, предоставление услуг по складированию, разработке информационных технологий и программного обеспечения и т.д. [6]

      Инсорсинг является одной из возможностей практической реализации стратегии диверсификации и обеспечивает организации стратегические преимущества путем освоения и развития новых функций или направлений деятельности при соблюдении следующих условий:

      - новые виды деятельности, включаемые  в число реализуемых компанией самостоятельно, должны в будущем развиваться как основные, бизнесобразующие;

      - организация должна обладать  необходимыми ресурсами и потенциалом  для роста и развития, чтобы  обеспечить привлечение высококвалифицированных  специалистов;

      - организация должна иметь возможности  привлечения новых клиентов за  счет расширения деятельности.

      Ряд исследований рассматривает в качестве самостоятельного направления совместный аутсорсинг (co-outsourcing) – вовлечение в решение проблем, поставленной перед аутсорсером, ресурсов и способностей заказчика. Таким образом, стороны превращаются в полноценных партнеров. Это направление аутсорсинга введено в практику бизнеса компанией EDS и применяется в случаях, когда для реализации аутсорсинг-проекта требуется нахождение новых решений, например, создание новых программных продуктов. Совместным аутсорсингом называют также привлечение в качестве исполнителей одновременно несколько организаций-аутсорсеров, что позволяет использовать сильные стороны каждой из них.

      Часто в качестве отдельных направлений  аутсорсинга рассматриваются различные  цели аутсорсинг-проектов. Так, ряд  исследователей выделяют в самостоятельное  направление:

      - реструктуризационный аутсорсинг  – отказ организации от самостоятельного  выполнения отдельных функций или бизнес-процессов, сопровождаемый ликвидацией соответствующего подразделения, реструктуризацией активов, высвобождением имущества и капитала;

      - трансформационный аутсорсинг –  отказ организации от выполнения  отдельных функций или бизнес-процессов  и передача их «на сторону»  с целью разработки новых систем  силами самой организации или с привлечением ресурсов аутсорсера. По окончании сроков разработки организация-клиент может восстановить соответствующие подразделения (реинсорсинг). В то же время специалисты отмечают, что существует достаточно небольшое количество примеров трансформационного аутсорсинга.

      Аутсорсинг  как методология бизнеса не ставит границ в выборе партнера, кроме одного – результат реализации аутсорсинг-проекта должен способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности бизнес-систем в целом. Поскольку в процесс создания новой стоимости единственный, имеющий смысл для потребителя – вовлечены ресурсы обеих организаций-партнеров, каждая из них должна стремиться к получению максимальных выгод от такого сотрудничества.

      Для аутсорсера участие в аутсорсинг-проекте  означает, кроме того, принятие на себя ответственности за выполнений функций или результат бизнес-процессов, которые он продает заказчику. Эта ответственность выше, чем при обычных сделках купли-продажи, так как касается не просто качества услуг, в рамках отдельно взятого соглашения по следующим причинам:

      - качество услуг аутсорсинга может играть определяющую роль в функционировании бизнес-систем в целом;

      - от качества услуг аутсорсинга  может напрямую зависить качество  продукта или услуги, поставляемой  конечному потребителю, а значит, деловая репутация заказчика.

      В этом смысле передача функций и бизнес-процессов, а также ответственности за их выполнение организации-аутсорсеру, не связанной с организацией-заказчиком никакими отношениями, кроме соглашения об аутсорсинге, связано с большим риском. При этом появление на рынке в качестве аутсорсеров поставщиков мирового уровня, удовлетворяющих стратегическим потребностям компании, способствует принятию решения об аутсорсинге. Это связано с тем, что в современных условиях практически ни одна компания не обладает полным набором внутренних навыков и возможностей для достижения конкурентных преимуществах по всем направлениям своей основной и вспомогательной деятельности.

      С точки зрения масштабов бизнеса  в аутсорсинг-проектах активное участие  принимают крупные, средние и  малые предприятия практически всех форм собственности. Аутсорсеры – это и небольшие фирмы-призводители, вовлеченные в процессы производственной кооперации на основе долгосрочных соглашений, и мировые лидеры в своей отрасли. Кроме того, крупные компании-аутсорсеры, широко известные на рынке, одновременно выступают и в качестве заказчиков услуг, например, в области обучения персонала. [2]  

      3. Формы и виды аутсорсинга

      Вслед за решением об использовании аутсорсинга  руководство компании должно определить, каким образом будет организована совместная с партенером-аутсорсером деятельность. Различные формы партнерских взаимоотношений характеризуются различной степенью риска, который от множества факторов, таких, как:

      - уже существующие правовые или  экономические отношения с потенциальным аутсорсером;

      - количество потенциальных партнеров,  предлагающих аналогические услуги;

      - известность аутсорсера на рынке,  его деловая репутация;

      - опыт аутсорсера в реализации  аналогических проектов и др.

      Классификация форм и видов аутсорсинга не является в настоящий момент устоявшейся  и окончательной, так как партнерские  отношения в рамках конкретных соглашений об аутсорсинге могут иметь значительные различия. Причиной этого являются быстрые темпы развития этого сектора бизнеса, возникновение новых форм взаимоотношений в условиях экономической глобализации, законодательные ограничения ряда стран и пр.

      Форма партнерских взаимоотношений выбирается заказчиком и зависит, в первую очередь, от желания и возможности контролировать и координировать выполнение работы аутсорсером. Степень такой координации определяется правами на владение теми ресурсами, которые задействованы в реализации аутсорсинг-проекте с обеих сторон. Условия соглашения могут предусматривать различные с экономической и юридической точки зрения формы организации деятельности (таблица 2).

      В зависимости от формы организации  совместной деятельности выделяют внутренний и внешний вид аутсорсинга.

      Внутренний  аутсорсинга выражен в перераспределении  функций внутри бизнес-системы с  целью сохранения контроля над качеством  их выполнения.

      При внешнем аутсорсинге выполнение отдельных или взаимосвязанных функций передается исполнителю-аутсорсеру, при этом сокращаются доля компании в стоимости готового продукта, а также уровень налогооблажения.

      Чем выше степень иерархической координации  взаимоотношений между партнерами и аутсорсинг-проекте, тем меньше задействованы рыночные механизмы. Чем выше степень рыночной координации взаимоотношений, тем вероятнее разрыв партнерских отношений, например, при возможности заключить соглашение об аутсорсинге на более выгодных условиях с другим партнером. [8]

      Таблица 2

      Формы организации деятельности в рамках аутсорсинг-проекта

Собственное производство Внутренний  аутсорсинг Внешний аутсорсинг
Концепция центров Кооперация Совместное  сервисное обслуживание Участие в капитале Долгосрочное  сотрудничество Краткосрочное сотрудничество Разовое сотрудничество
Возрастающая  иерархическая координация   Возрастающая  рыночная координация

      С точки зрения эффективного использования  ресурсов, а также разделения ответственности  и рисков можно выделить частичный (выборочный) и полный аутсорсинг.

Информация о работе Новые технологии управления: аутсорсинг