Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности немецкой модели управления, выявить ее преимущества и недостатки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть пути формирования немецкой модели управления;
2) изучить особенности немецкой модели менеджмента;
3) охарактеризовать органы корпоративного немецкого управления;
4) раскрыть систему участия рабочих и служащих в управлении корпорациями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция корпоративного управления и особенности немецкой модели управления……………………………………………………5
1.1. Концепция корпоративного управления в Германии……………….5
1.2. Особенности немецкой модели менеджмента……………………...12
Глава 2. Характеристика системы корпоративного управления в Германии…………………………………………………………………………21
2.1. Органы корпоративного управления ……………………………….21
2.2 Система участия рабочих и служащих в управлении корпорациями……………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
Преимущества данной модели [8, С. 263]:
Недостатки данной модели [8, С. 265]:
Таким образом, существуют три основных особенности немецкой модели, отличающие ее от других моделей. Две из них – это состав совет директоров и права акционеров. Немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, состоящий из Правления (исполнительного совета) (чиновники корпорации, т. е. внутренние члены) и наблюдательного совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров). Численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами. В Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены ограничения прав акционеров в части голосования, т.е. ограничивается число голосов, которое акционер имеет на собрании и которое может не совпадать с числом акций, которыми этот акционер владеет.
2.2 Система участия рабочих и
служащих в управлении
Важнейшей особенностью германской модели также является система участия рабочих и служащих в управлении корпорациями. Данная система, называемая также системой участия в принятии решений (die Mitbestimmung) или в англоязычной литературе системой соопределения (co-determination system), состоит из двух уровней.
Первый уровень образуют советы предприятий или рабочие советы. Они образуются согласно Закону о правовом режиме предприятия от 1952 года на предприятиях с числом занятых свыше 20 человек. При численности же от 5 до 20 работающих на предприятии выбирается уполномоченный от рабочих и служащих. Однако не следует думать, что только указанный закон установил требования о создании на предприятиях советов работников. Впервые порядок формирования советов предприятий собраниями всех сотрудников был установлен законом 1920 года. Такие советы получили право участия во всех персональных и социальных делах предприятий [10, С. 165].
Рабочие советы на предприятиях впервые были признаны Конституцией Германской империи 1919 года (Веймарской конституцией). В ст. 165 говорилось, что рабочие и служащие призваны на равных правах, совместно с предпринимателями, участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... Обоюдные организации (предпринимателей и рабочих) и их соглашения пользуются признанием. Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета.
В настоящее
время совет предприятия
Отметим,
что право работников на образование
совета предприятия не реализуется
автоматически и требует
Советы предприятий обладают широкими правами в сфере регулирования трудовых отношений (правила трудового распорядка, режимы рабочего времени, включая временное сокращение или продление установленного рабочего времени, отпуска, охрана труда, формы оплаты труда). Здесь решения совета имеют принудительную силу, без его согласия работодатель не может осуществить то или иное мероприятие. Кроме того, советы имеют право согласия и право опротестования по вопросам приема на работу, тарификации работников, также пользуются правом заслушивания при увольнении работников, совещательным правом по техническим и производственным вопросам и правом на информацию об экономическом положении предприятия и прочим важным для работы предприятия вопросам (за исключением производственных и коммерческих тайн) [9, С. 142].
На втором уровне находится система участия рабочих и служащих в управлении акционерными обществами, то есть прямое присутствие работников в их органах управления.
История участия работников в управлении германскими акционерными обществами началась с принятия в 1922 году Закона о наблюдательном совете. Он устанавливал обязательность направления членов советов предприятий в их наблюдательные советы. В 1934 году данный закон потерял силу, но после победы над нацизмом идея участия рабочих и служащих в корпоративном управлении возродилась вновь. В 1951 году под сильным нажимом профсоюзов был принят Закон об участии наемных работников в наблюдательных советах и правлениях предприятий горной промышленности и предприятий чугунолитейного и сталелитейного производства (краткое наименование - Закон об участии наемных работников предприятий угля и стали в управлении). Затем в 1952 году последовал «Закон о правовом режиме предприятия», который распространил положения об участии работников в управлении на все частные предприятия всех отраслей хозяйства. В 1955 году был принят Федеральный закон о представительстве персонала, а также аналогичные земельные законы, введшие нормы об участии трудящихся в органах управления также и для государственных предприятий. В настоящее время на предприятиях частного сектора выборные представители рабочих и служащих входят в наблюдательные советы 24,5% компаний [1, С. 59].
По Закону 1951 года, распространившему свое действие после внесения соответствующих дополнений в 1956 году также и на концерны (холдинги), на предприятиях с числом работающих по найму более 1000 человек, а также в концернах, когда дочерние предприятия начинают составлять не менее 20% суммарного оборота или в них занято более 2000 человек, устанавливалось, что в зависимости от указанных факторов их наблюдательные советы состоят из 11, 15 или 21 человека. В этих наблюдательных советах 10, 14 или 20 мест занимаются на паритетной основе представителями акционеров и представителями наемных работников. Все члены наблюдательного совета избираются на общем собрании акционеров. При этом собрание обязано утвердить кандидатуры представителей работников, выдвинутые советом предприятия, которому, в свою очередь, часть кандидатур (например, 3 из 5) предлагают профсоюзы. Кандидатура 11-го, 15-го или 21-го члена наблюдательного совета выдвигается по соглашению представителей акционеров и представителей работников предприятия, выбранных в наблюдательный совет. Этот «нейтральный» член наблюдательного совета должен препятствовать возникновению патовой ситуации при голосовании и обеспечить принятие решений, а также не допустить противостояния представителей акционеров и работников в ущерб интересам компании.
Кроме того,
данный Закон устанавливает
Закон о правовом режиме предприятия от 1952 года предусматривал, что во всех компаниях с числом работающих по найму более 500 человек две трети наблюдательного совета избирается акционерами, а одна треть - непосредственно рабочими и служащими. В такой ситуации роль представителей работников сводилась к получению информации о финансовом и ином положении компании, а также к возможности доносить точку зрения работников до руководства по каждому вопросу, связанному с управлением предприятием. Пост рабочего директора данным Законом предусмотрен не был. В связи с этим он резко критиковался западно-германскими профсоюзами и в 1972 году был заменен новым Законом, который, однако, существующее положение не изменил [11, С. 198].
С 1976 года в Германии действует Закон об участии наемных работников в управлении, который распространяется на все компании, основанные на объединении капиталов с численностью работающих по найму более 2000 человек (на предприятиях горнометаллургической отрасли по-прежнему действует Закон от 1951 года). Согласно данному Закону наблюдательные советы формируются на паритетной основе из представителей акционеров и представителей рабочих и служащих предприятий в следующих соотношениях [10, С. 175]:
- на предприятиях с числом работающих до 10 000 - 6:6;
- на предприятиях с числом работающих от 10 000 до 20 000 - 8:8;
- на предприятиях с числом работающих свыше 20 000 - 10:10.
Таким образом, число членов наблюдательного совета компании зависит от числа работающих по найму и колеблется от 12 до 20 человек.
От этого же показателя зависит и количество членов совета, избираемых акционерами, в компаниях, не подпадающих под действие указанного выше Закона. Так, в небольших компаниях (менее 500 работающих) акционеры избирают весь состав наблюдательного совета, в средних - две трети, а в больших корпорациях акционеры вправе избирать только половину членов совета.
В число представителей работников в наблюдательном совете могут входить: один руководящий (высший) служащий и два (при 12 и 16 членах совета) или три (при 20 членах совета) представителя профсоюза, как правило, не работающих в данной компании. Руководящий служащий избирается в наблюдательный совет всеми служащими, а представители профсоюзов - всеми работниками по предложению соответствующего профсоюза. Остальные представители работающих являются рабочими и служащими пропорционально их доле в коллективе предприятия и избираются соответственно всеми рабочими или всеми служащими. Для очень крупных компаний данным Законом предусмотрена возможность избрания членов наблюдательного совета от работающих через выборщиков, которые выбираются коллективом предприятия из расчета один выборщик от каждых 60 работников.
Закон от 1976 года содержит также нормы о рабочем директоре. Однако он, как и любой другой член правления, в случае необходимости вопреки мнению представителей работников может приглашаться из наблюдательного совета. Требования обязательности участия представителей работников компании в ее наблюдательном совете установлены также § 95, 96, 101 Закона об акционерных обществах от 1965 года. При этом в указанных нормах, как правило, содержатся прямые ссылки на рассмотренные выше законодательные акты.
Зародившаяся в Германии в 1920-х годах идея непосредственного участия работников компании в управлении ею, получила во второй половине ХХ века широкое распространение и в других западно-европейских странах. В частности, в настоящее время во Франции для фирм, использующих двухзвенную модель корпоративного управления, 1/3 часть членов совета директоров назначается трудовым коллективом, в Люксембурге в аналогичных фирмах доля назначенных трудовым коллективом членов совета директоров составляет 1/2, в Швеции трудовой коллектив назначает 2 или 3 членов совета директоров. Для компаний, реализующих трехзвенную модель корпоративного управления, доля членов наблюдательного совета, назначенных трудовыми коллективами, составляет 1/3 от общего числа членов совета (в Австрии и Нидерландах) [3, С. 30].
Таким образом, немецкую модель корпоративного управления можно охарактеризовать как закрытую систему, в основе которой находится банк. Участие в наблюдательном совете представителей других коммерческих структур позволяет учитывать при принятии решений не только интересы собственников, но и интересы других заинтересованных сторон, чья деятельность связана с данной корпорацией. Можно сказать, что данная система по сравнению с англо-саксонской характеризуется относительно слабой ориентацией на фондовые рынки и акционерную стоимость в корпоративном управлении, поскольку компания сама контролирует свою конкурентоспособность и результаты работы. Законодательство Европейского Союза (ЕС) допускает использование одно- и двухуровневой модели (англо-саксонской и немецкой).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Немецкая
модель корпоративного управления характеризуется
включением в него всех заинтересованных
лиц - акционеров, финансовых структур,
работников, государства, которое поддерживает
координацию между
Информация о работе Немецкая модель экономического управления