Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности немецкой модели управления, выявить ее преимущества и недостатки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть пути формирования немецкой модели управления;
2) изучить особенности немецкой модели менеджмента;
3) охарактеризовать органы корпоративного немецкого управления;
4) раскрыть систему участия рабочих и служащих в управлении корпорациями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция корпоративного управления и особенности немецкой модели управления……………………………………………………5
1.1. Концепция корпоративного управления в Германии……………….5
1.2. Особенности немецкой модели менеджмента……………………...12
Глава 2. Характеристика системы корпоративного управления в Германии…………………………………………………………………………21
2.1. Органы корпоративного управления ……………………………….21
2.2 Система участия рабочих и служащих в управлении корпорациями……………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1.
Концепция корпоративного управления
и особенности немецкой модели управления……………………………………………………
1.1. Концепция корпоративного управления в Германии……………….5
1.2. Особенности
немецкой модели менеджмента………
Глава 2.
Характеристика системы корпоративного
управления в Германии……………………………………………………
2.1. Органы
корпоративного управления …………
2.2 Система
участия рабочих и служащих
в управлении корпорациями……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то, что положения системы управления могут быть разными у различных акционерных обществ, многие факторы «де-факто» и «де-юре» оказывают на них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать определение типовой «модели» управления акционерным обществом в различных странах.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в каждой стране структура управления имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный, который обусловлен историей развития страны, ее культурой, традициями, обычаями, моральными ценностями.
Немецкая модель используется в немецких и австрийских корпорациях. Немецкая модель управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской моделей.
В начале 70-х годов в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие «национальные особенности менеджмента», с помощью которого начали обозначать то самобытное, своеобразное и неповторимое, что свойственно системе и процессу управления, работе руководителей в данной стране. Исследованию моделей управления из-за ее актуальности принадлежат труды многих ученых, например, труды М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, И. Ансоффа, М. Хессель и др.
Объект исследования курсовой работы - теория управления предприятием.
Предмет исследования – особенности немецкой модели управления.
Цель работы – изучить особенности немецкой модели управления, выявить ее преимущества и недостатки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть пути формирования немецкой модели управления;
2) изучить особенности немецкой модели менеджмента;
3) охарактеризовать органы корпоративного немецкого управления;
4) раскрыть систему участия рабочих и служащих в управлении корпорациями.
Методы исследования – аналитический, статистический, исторический.
Теоретической основой выполнения курсовой работы стали труды следующих авторов: И. Ансоффа, В.С. Ефремова, В.Н. Ключко, А.В. Лукашова, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, С.Э. Пивоварова, Б. Мильнера, Ф. Лиса, А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, М. Хессель, И.А. Храбровой и др.
Структура курсовой работы содержит введение, две главы, содержащей по два параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Пути формирования и особенности немецкой модели менеджмента
1.1. Концепция корпоративного управления в Германии
Немецкая или иначе, континентальная модель корпоративного управления, характерна для стран Западной (Германия, Австрия, Швейцария, Нидерланды) и Северной Европы (Скандинавские страны). Эта же модель функционирует в части компаний во Франции (около 20% компаний) и в Бельгии. Она использовалась при построении систем корпоративного управления для большинства постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы.
В основе данной модели лежит принцип социального взаимодействия - все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, трудовой коллектив, банки, различные общественные организации) [8, С. 238].
В отличие от США и Великобритании в Германии реализована трехзвенная модель управления акционерными обществами: общее собрание акционеров, наблюдательный совет (der Aufsichtsrat) и правление (der Vorstand).
Система корпоративного управления в Германии часто характеризуется как закрытая, деятельность которой определяется банками, в отличие от открытой англо-американской модели, ориентированной на рынок. На формирование данной модели оказал влияние целый ряд факторов. Прежде всего, это высокая степень концентрации акционерного капитала, большая роль банков в принятии корпоративных решений и сравнительно небольшая распыленность акций среди частных инвесторов. Фондовый рынок обладает значительно меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками Великобритании и США. Немецкая модель корпоративного управления характеризуется широкой практикой перекрестного владения акциями и активным участием сотрудников в управлении компанией. Банки играют центральную роль в осуществлении корпоративного управления. Население осуществляет сбережения посредством банковских депозитов, а банки выдают кредиты компаниям на развитие бизнеса. Банки также могут выступать инвесторами посредством прямой покупки акций и облигаций различных компаний. Поэтому банки осуществляют постоянный мониторинг корпоративного управления, и при неудовлетворительном (с их точки зрения) качестве корпоративного управления могут отказать компании в дополнительных финансовых средствах [8, С. 240].
Акционерный капитал в странах, реализующих немецкую модель корпоративного управления, отличается значительной степенью концентрации. В крупных немецких компаниях на долю 5 крупнейших акционеров приходится более 40% акций каждой из этих компаний. Это более чем вдвое превышает уровень концентрации собственности английских фирм и на 60% выше североамериканских. В Германии, и это именно ее характерная черта, в более чем 71% акционерных компаний собственник контролирует свыше 50% акций, причем в 35% акционерных компаний все 100% акций принадлежат одному собственнику [1, С. 4]. На долю индивидуальных инвесторов - физических лиц в Германии приходится 17% акций, тогда как корпоративные инвесторы контролируют 64% акций немецких компаний (22% - финансовые институты, включая банки, страховые компании, пенсионные фонды и прочее; 42% - нефинансовые корпорации). Кроме того, в структуре капитала корпораций в Германии велика доля иностранных инвесторов (14%) и государства (5%), что более чем вдвое превышает аналогичные показатели, например, Великобритании [3, С. 22].
Большая
доля нефинансовых корпоративных инвесторов
свидетельствует о
Немецкие банки в отличие от банков США являются универсальными, то есть имеют право предоставлять услуги как в области коммерческого кредитования, так и в области инвестирования, включая вложения в акции за счет собственных средств. Для этих банков отсутствуют ограничения по величине приобретаемого пакета акций и возможности перекрестного владения акциями (некоторые ограничения существуют только для специализированных банков). И банки собрали значительные пакеты корпоративных акций. Однако с 1970-х годов прямое участие банков в капиталах немецких нефинансовых корпораций начало постепенно снижаться. По данным исследования, проведенного федеральным союзом западно-германских частных банков, за период с 1976 по 1986 год уровень контроля номинального капитала акционерных компаний со стороны 10 крупнейших частных банков сократился с 1,3% до 0,7%. Из 500 крупнейших компаний банки держали пакеты акций, дававшие возможность контроля (25% акций и выше), в 21 в 1979 году и только в 10 в 1989 году [3, С. 23].
Но, несмотря на отмеченные тенденции, нет никаких оснований полагать, что уровень акционерного контроля со стороны банков над немецкими корпорациями существенно снизился. Просто контроль этот принял скрытую форму, реализуемую через институт доверительного хранения или депонирования акций в банках, о чем мы уже упоминали выше. Банки за вознаграждение представляют владельцев ценных бумаг на общих собраниях акционеров (в 95% случаев передача акций в управление банкам сопровождалась передачей им права голоса на общих собраниях акционеров) и обязуются зачислять на их счета дивиденды. Поскольку собственники могут по своему усмотрению передавать акции любому банку, оказывающему подобные услуги, корпорации не могут знать заранее, какими количествами их акций будут голосовать банки и как именно они проголосуют. Поэтому можно считать, что в Германии сложилась система «анонимного» банковского контроля над корпорациями. Масштабы этого явления огромны. По данным за 1983 год, 21% всех акций западно-германских эмитентов находились в доверительном управлении в так называемых die Grobbanken: Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank, в том числе 8-10% в Deutsche Bank. И это без учета депонирования акций в дочерних учреждениях гроссбанков. Приведенные цифры не учитывают акции в собственных инвестиционных портфелях банков, а это еще около 5% всех акций немецких компаний [11, С. 376].
Исследования участников общих собраний акционеров, проведенные в 1986 году в 32 из 100 крупнейших акционерных обществ ФРГ, подтвердили предположение о доминирующей роли банков в управлении корпорациями. Так, 4/5 голосов участников данных собраний принадлежали кредитно-банковским учреждениям. 90% от общего числа голосов банкиров было отдано частными банками, которые имели простое большинство на собраниях в 27 из указанных 32 компаний. При этом голоса, например, Deutsche Bank составляли блокирующее меньшинство в каждой четвертой из анализируемых компаний, Учитывая, что на общих собраниях акционеров немецких компаний обычно представлено 60-80% акций, блокирующие пакеты банков резко увеличивают свою значимость. Не изменилась данная картина и к 1992 году, когда (по данным М. Хесселя) распределение голосов на общих собраниях акционеров некоторых из крупнейших корпораций Германии имело следующий вид [10, С. 93].
Похожая ситуация сохранилась и в 1998 году: банки напрямую владели 13% акций германских корпораций и еще 10% акций принадлежало аффилированным с банками инвестиционным фондам. Кроме того, 61% акций находился у банков в доверительном управлении. Всего же в том году на долю банков приходилось 84% голосов по акциям нефинансовых корпораций [3, С. 21].
Количество
голосов, которым располагают банки
на общих собраниях акционеров немецких
корпораций, позволяет им обеспечить
такое представительство своих
менеджеров (членов правления и директоров)
в наблюдательных советах компаний,
что речь может идти о «личной
унии» между банками и
В настоящее
время основной целью взаимного
владения акциями является укрепление
долгосрочных отношений и взаимозависимости
между разными компаниями и инвестиционными
структурами. Такая система позволяет
компаниям взаимодействовать
Компании Германии являются частью огромной сети перекрестного владения акциями (Приложение). Центральное место в ней занимают банки и страховые компании. Более половины всех акций немецких компаний принадлежат другим нефинансовым корпорациям, банкам и страховым компаниям. Такое владение акциями компании способствует укреплению долгосрочных отношений и взаимозависимости между различными компаниями.
Крупнейшими владельцами акций в Германии являются Deutche Bank и Dresdner bank, а также страховые компании и инвестиционные фонды. Однако закрытый характер информации о составе акционеров корпораций не позволяет дать подробную характеристику данного аспекта немецкой модели.
Еще одной характерной чертой корпоративного управления в немецкой модели является голосование по акциям, находящимся на хранении в коммерческих банках [8, С. 247]. Доминирующая роль банков основана также и на делегировании банкам права голосования на собрании акционеров другими владельцами акций. Частные владельцы акций поручают банкам голосовать на ежегодном собрании акционеров по акциям, которые хранятся в доверительном хранении в банке. Существует практика выдачи коммерческими банками кредитов под залог акций, что одновременно влечет право голосовать на собраниях акционеров по данным акциям. Таким образом, голосование по акциям, находящимся в доверительном хранении банка, позволяет немецким банкам участвовать в формировании Наблюдательных советов корпораций, что ведет к активному участию в бизнесе. В руках коммерческих банков обычно находится около 80% голосов на собраниях акционеров. Банк является квалифицированным экспертом для корпорации, хорошо знающим ее бизнес и экономические условия в целом.
Различают два вида личной унии или, другими словами, внешнего оформления взаимоотношений банков с промышленностью: первичную и вторичную [6, С. 317]. Первичная уния распространяется на лиц, являющихся как действительными членами правлений и директорами, так и на банкиров, которые по тем или иным причинам отошли от непосредственной банковской деятельности, но сохранили за собой посты в наблюдательных советах фирм. Вторичная уния представлена лицами, которые не являются служащими банков, но входят в наблюдательные советы (центральные или региональные) банков и поддерживают их позицию в отношениях с промышленными компаниями. При этом по интенсивности связей вторичная уния по меньшей мере в два раза превышает унию первого порядка.
Информация о работе Немецкая модель экономического управления